То, что справедливо и несправедливо,— не дано судить людям.
Л. Толстой
Обладая чутким сердцем, Достоевский болезненно откликался на страдания униженных и оскорбленных, которые всею силою души ненавидели хозяев помещичье-буржуазного общества Но многие из этих обиженных стояли в стороне от освободи тельной борьбы и искали выхода в религии, в любви к ближнему. Все это нашло отражение в романе Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» и его творчестве в целом. Добролюбов отмечал, что в произведении даны два типа ге роев: «кроткие и ожесточенные». Кроткие не протестуют, смиренно принимают любые удары судьбы, стараясь противопоставить злодейству и мукам всепрощение и понимание. Это Наташ Ихменева, ее родители, рассказчик — писатель Иван Петрович.
Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости существующей в мире. Но их протест трагичен, ибо он приводит к гибели, как это происходит с Нелли. Автор полностью н стороне смирившихся, отдающих свою жертвенную любовь всепрощение заблудшим. Вся сюжетная линия Ихменевых оь рашена в лирические, местами сентиментально-примирительны тона. Достоевский рассказывает, как дочь мелкопоместного дворянина Ихменева — Наташа, влюбившись в сына князя Валковского — Алешу и не получив родительского благословение уходит из дома к нему. И за это ее проклинает отец, однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини Катю и по настоянию отца женится на нез
Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Наташа возвращается в родительский дом, и отец прощает ее. На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла. Унижен и оскорблен оте Наташи — Николай Сергеевич; этого доброго, доверчивого человека, который приютил в своем доме Алешу и навел пор, док в разоренном княжеском имении, Валковский обвиняет мошенничестве. Князь безжалостно изгоняет Ихменева, как только тот становится не нужен. Страдания Ихменева усугубляются конфликтом с дочерью. Для Николая Сергеевича ух< дочери из дома — позор. Не меньше страдает и мать Наташ вынужденная терпеть не только потерю дочери, но и гнев мужа. Страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изображает в романе как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывает о своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством.
Достоевский высоко оценивает самоотверженную любовь Наташи, видит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приносит ей счастья, Наташа признается своему другу, писателю Ивану Петровичу: «Я ужасно любила его прощать, Ваня, знаешь, что когда он оставлял меня одну, я хожу, бывало, по комнате, мучаюся, плачу, а сама иногда подумываю: чем виноватее он передо мой, тем ведь лучше... да! И знаешь, мне всегда представлялось, что он как будто такой маленький мальчик; я сижу, а он положил ко мне на колени голову, заснул, а я его тихонько по голове глажу, ласкаю...» Наташа страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник ее страданий — Алеша. Он оторвал ее от семьи, опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием жениться. Он бросает Наташу по настоянию отца и женится на обладательнице миллионного приданого Кате. Есть все основания осудить его, но Достоевский этого не делает.
В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину Алеши. Рассказчик, Иван Петрович, смотрит на молодого князя влюбленными глазами Наташи. Он не видит эгоизма героя, а любуется, даже восхищается Алешей. Он склонен все объяснить детскостью князя. Автор заставляет свою обесчещенную, обманутую героиню призывать к жалости и прощению Алеши. «Не вини его, Ваня,— перебила Наташа...— его судить нельзя как всех других... его и воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера...» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа. Как моралист автор не осуждает Алешу, а проповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее Наташу.
В кодекс гуманизма писателя входило и такое понятие, как страдание. Достоевский убежден, что страданием человек очищается. В романе «Униженные и оскорбленные» автор показал Ихменева, который отказался от борьбы, проповедуя гордое смирение. «О! Пусть мы унижены, пусть мы оскорблены, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!»
Достоевский придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не выхода в борьбе. Поэтому призывом идти «рука в руку Ихменев обращается к прощенной дочери. Это любимой мыслью писателя о всепрощении заканчивается IV глава романа. Говоря о романе «Униженные и оскорбленные», критик Добролюбов откровенно высказывал свою неприязнь к героям, спс собным к жертвенной любви.
Сам же Достоевский не считал и поведение, в частности Ивана Петровича, проявлением слабость Автор видел в его поступках (самоотречении во имя любимой признак силы духа, умение человека подняться над собственны: эгоизмом и совершить благородный поступок — устроить счастье ближнего своего. Поэтому искренне видел идеальное в поступка Ивана Петровича и «заражал» этим настроением читателя. «Униженные и оскорбленные» — своеобразное произведена заставляющее задуматься о мире и своем месте в нем, оцени! собственные поступки и помыслы, определить свою концепцию относительно авторской точки зрения. Актуальность же это! романа для нашего поколения бесспорна. И в этом главная за< луга и тайна мастерства Достоевского.
Другие работы по теме:
Стихотворение в прозе
Стихотворение в прозе — термин, которым обозначают небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной организации речи.
Психология рекламы 8
Психология рекламы Потребности и мотивы в рекламе. Психические процессы в рекламе. Рекламная стратегия. Рекламный текст. Разные подходы в рекламе.
Серебряный век русской поэзии - Поэты серебряного века
Серебряный век в русской литературе это период творчества основных представителей модернизма период появления множества талантливых авторов. Условно началом серебряного века считают год фактический же его конец пришел с Октябрьской революцией.
Тема Кол-во страниц
Аверин, Б. А. Детство, отрочество и юность в изображении Л. Н. Толстого. / Б. А. Аверин. // Толстой Л. Н. Детство, Отрочество. Юность. – Л., Художественная литература, 1980. – С. 5-13
Благовещенский собор
В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484— годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60 х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над г лереями собора и две ложные —таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение.
Евангельские мотивы в прозе Достоевского
Достоевский по праву считается христианским писателем. Все его произведения пронизывает мысль о том, что человечество, забывшее христианские заповеди добра и милосердия, пораженное болезнью индивидуализма неминуемо ждут катастрофические последствия. Каждый из его романов — это пророчество и предупреждение, попытка воззвать к совести и требование принять нравственный закон.
Герой нашего времени Лермонтова социально-психологический роман
Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова есть все основания считать родоначальником отечественной прозы. Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе, развернуть эту тенденцию Лермонтову помешала смерть.
Причины деградации личности
(по произведению Чарльза Диккенса «Рождественская песня в прозе») Чарльз Диккенс, известный английский писатель XIX столетия, стремился обратить внимание общества на ужасную несправедливость по отношению к бедным и обездоленным. Автор надеялся, что его произведения помогут равнодушным богачам раскрыть глаза на настоящую жизнь, перевоспитать их, как это, например, случилось в «Рождественской песне» с господином Скруджем, «человеком, который потерял душу» в погоне за богатством.
Поэтическое новаторство символистов
Литература конца ХІХ — начала ХХ века — один из наиболее интересных этапов развития мировой литературы. В сознании человечества еще живут прекрасные образы классической литературы ХІХ века, а уже новый век диктует свои критерии ценностей. Поэтому появляются литературные и художественные направления, течения, стили, среди которых новое литературное направление, которое получило название символизм.
Мужественные и свободолюбивые
(по балладе Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед») Роберт Льюис Стивенсон, шотландец по происхождению, работал в разнообразных жанрах: поэзии, драматургии, прозе. Он был известен также как литературный критик и романист. Когда мы упоминаем имя этого выдающегося писателя, то сразу на память приходят его знаменитейшие романы «Остров сокровищ» и «Черная стрела».
Ведущие мотивы творчества Дж. Байрона
Классицистические взгляды Байрона кажутся неожиданными для поэта, чье имя вошло в историю английской и мировой литературы как наиболее влиятельного выразителя романтичного мировоззрения. В его «Дневниках и письмах» выражены немало рассуждений о поэзии и прозе как прошлого, так и будущего, но мысли эти такие же противоречивы, как и сама фигура большого мастера.
Анализ стихотворения в прозе Тургенева Два богача
(1 вариант) И.С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях…». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения «Стихотворения в прозе», в которых подводит основные итоги, размышляет о сущности человеческой жизни, философских основах бытия.
Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер
Дон Жуан — испанский дворянин, сын дона Луиса, муж Эльвиры, брошенной им, хозяин Сганареля. В начале первого действия Сганарель дает уничтожающую характеристику своему господину: «…Дон Жуан — это величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик, который не верит ни в небо, ни в святых, ни в Бога, ни в черта, который живет как гнусный скот, как эпикурейская свинья, как настоящий Сарданапал, не желающий слушать христианские поучения и считающий вздором все то, во что верим мы».
Образ Ленского в романе Евгений Онегин
Образ Ленского в романе "Евгений Онегин" Автор: Пушкин А.С. Другой путь, которым шла дворянская интеллигенция 20-х годов XIX века, раскрыт в образе Ленского. Это путь увлечения модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни, мечтательной романтической поэзией:
Тема любви и прощения в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. Любовь, прощение — понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они — смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении 50 лет грезила русская культура.
Бессмертная лирика Басё
Каждый, кто хотя бы немного знаком с японской поэзией, и даже тот, кто вовсе не знаком с ней, наверняка слышал имя великого поэта-странника XVII века Мацуо Басе. Неистощимым источником вдохновения Басе были его дорожные впечатления.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Баратынский Е.А.
В 1826 вышла стихотворная "финляндская повесть" Баратынского "Эда". Проявлением дружбы с А. С. Пушкиным и близости их литературных позиций явилась книга "Две повести в стихах" (1828), в которую вошли поэма Пушкина "Граф Нулин" и поэма Б. "Бал".
Христианские мотивы в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Христианские мотивы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор: Булгаков М.А. Я живу в двадцать первом веке. Однако чем больше я наблюдаю за людьми и законами жизни, тем чаще я замечаю, что мир живет и изменяется по законам вечности. И как мне кажется, эти законы продиктованы библейскими заповедями.
Анализ стихотворения в прозе Голуби
Анализ стихотворения в прозе "Голуби" Автор: Тургенев И.С. Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.
Одоротивные образы в прозе Чехова
Text Text Graphics Исследовательская работа Одоративные образы и их роль в художественной прозе Чехова Graphics Оглавление: Оглавление: Введение……………………………………………………….…
Культура Донг-Шон
Изображение на бронзовом барабане из Нгок-Лу, Вьетнам Культура Донг-Шон , вьетн. Văn hуa Đфng Sơn — доисторическая археологическая культура азиатского бронзового века, существовавшая на территории Индокитая. Названа по поселению на севере Вьетнама, где были обнаружены её следы.
Фламандское кружево
Введение 1 История 2 Разновидности 2.1 Кружево малин 2.2 Антверпенское кружево 2.3 Брюггское кружево 2.4 Брюссельское кружево Введение Фламандское кружево — разновидность кружева, производимого в бельгийском регионе Фландрия.
Криптохристианство
(также крипто-христианство, криптохристиане , подпольное или тайное христианство от древнегреч. [криптос] «тайный», «укрытый») — в Средние века и Новое время — подпольные, тайные последователи христианства, особенно в обществах, где преобладают последователи другой веры, оказывающие религиозное давление на представителей данного религиозного меньшинства.
Святой Марин
Святой Марин (итал. San Marino diacono) — считается основателем старейшей существующей до сих пор в мире республики — Сан-Марино (301 год). Традиционно считается, что он был наёмным каменщиком, который прибыл с острова Раб по другую сторону Адриатического моря (современная Хорватия), спасаясь от гонений за свои христианские убеждения.
Резня евреев в Гранаде
Резня евреев в Гранаде (30 декабря 1066 года или по еврейскому календарю 9 тевета 4827 года) — самая кровавая резня сефардских евреев иберийскими мусульманами на территории мусульманской Испании Аль-Андалус. Погибло более 4 тысячи человек. Поводом к резне послужило недовольство мусульманской толпы тем, что самый важный пост главного визиря при дворе гранадского эмира занял этнический еврей Юсуф ибн Нагрела, которому эмир был многим обязан.[1] После данной резни золотой век евреев в Испании, равно как и относительное мирное сосуществование трёх общих (иудаистской, христианской и мусульм.) в рамках исламского государства (так называемая конвивенсия), окончательно подошли к концу.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Кузмин М.А.
Кузмин Михаил Алексеевич (1875 - 1936), поэт, прозаик, драматург. Родился 23 сентября (6 октября н.с.) в Ярославле в дворянской семье, придерживавшейся старообрядческой веры. Детские годы прошли в Саратове.