Художественные средства в изображении образа. Коробочка - одна из "мертвых душ"
Поэма "Мертвые души" принадлежит к числу тех вечных книг, которые вошли в сокровищницу русской мировой литературы. С самого начала поэма была задумана в русском национальном масштабе.
Около 17 лет работал Н. В. Гоголь над этим произведением. Он хотел "показать хотя с одного боку всю Русь", "все, что ни есть и хорошего и дурного в русском человеке". Писатель, по словам Николая Гавриловича Чернышевского, сказал нам "правду про нас самих". Почти половина первого тома "Мертвых душ" (5 глав) посвящена характеристике разных типов русских помещиков. Н. В. Гоголь создал пять типов, пять портретов, среди которых только один женский - это Коробочка.
Фольклорный источник этого образа - баба Яга. Отдельными чертами Коробочка напоминает ведьму из "Вечеров на хуторе близ Диканьки". Фамилия героини метафорически выражает сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной, упрямой, суеверной. Коробочка - "одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов". Комод, где лежат, помимо белья, мешочки с деньгами, - аналог Коробочки. "Дубинноголовая" Коробочка поняла выгоду торговли и соглашается, правда, после долгих уговоров, продать такой необычный товар, как мертвые души. Лишь бы только не продешевить!
Символически Коробочка раскрылась, предав огласке тайну Чичикова. Таким образом, благодаря Коробочке, волшебная шкатулка с двойным дном выдает свой секрет… Имя и отчество Коробочки - Настасья Петровна - напоминают сказочную медведицу и указывают на "медвежий угол", где она живет. Подчеркивается замкнутость Коробочки, ее недалекость и упрямство, мелочность, животная ограниченность интересов исключительно собственным хозяйством. Ее соседям ("птичье-животному" окружению помещицы) Гоголь дал фамилии Бобров, Свиньин. В хозяйстве Коробочки "индейкам и курам не было числа". По фольклорной традиции птицы, упоминаемые в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки, воробьи), символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость. Вещи в доме Коробочки, с одной стороны, выражают ее наивное представление о пышной красоте, а с другой - ее скопидомство и ограниченный круг домашних развлечений (гадание на картах, штопанье, вышивка и стряпня).
Общечеловеческие страсти нашли свое отражение в образе Коробочки. Она боится продешевить при продаже мертвых душ, опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы "как-нибудь не понести убытку", может быть, эти души в хозяйстве пригодятся. Ведь "товар такой странный, совсем небывалый" - она сначала думает, что Чичиков намерен выкопать мертвых из земли. Коробочка собирается подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мёд. Цены на эти продукты она знает. Сомнения (не продешевила ли она?) вынуждают ее отправиться в город, чтобы узнать настоящую цену на столь странный товар. Едет Настасья Петровна в тарантасе, похожем на арбуз. Это еще один аналог ее образа, наряду с комодом, шкатулкой и мешочками, полными денег. Коробочка решает продать мертвые души из страха и суеверия, когда Чичиков посулил ей черта и чуть ее не проклял.
В образе Коробочки заключен тип омертвевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее отрицательной страстью, - торговая деловитость. Каждый человек для нее - это прежде всего потенциальный покупатель. Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает ее внутренний мир - аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановив-шемуся, внутренне мертвому миру. Таким образом, создавая своих героев, автор использовал следующие художественные средства: "говорящие" фамилии, русский фольклор, символику, устойчивые эпитеты, зоологические сравнения. Художественные детали (вид имения, дома, интерьеры, вещи и так далее) говорят о хозяине больше, чем его портрет и поступки. Образ Коробочки великолепно символизирует николаевскую эпоху, где придавалось существенное значение соблюдению формы, а о содержании не заботились, где подавляли живую душу ради впечатления благополучия и благоденствия.
Другие работы по теме:
Гоголь н. в. - Сатирические образы помещиков.
Замысел Мертвых душ возник и сложился в творческом сознании. Гоголя под непосредственным влиянием. Пушкина. Пушкин прочитав рукопись произнес голосом полным тоски. Боже как грустна наша. Россия В году поэма была опубликована несмотря на ц alignjustifyЗамысел Мертвых душ возник и сложился в творческом сознании.
Гоголь н. в. - Народ в поэме н. в. гоголя мертвые души
В поэме. Гоголя Мертвые души тема народа занимает одно из ведущих мест. Во времена. Гоголя Россией правили помещики и чиновники угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов пьющие жизнь и кровь народа по меткому определению.
Образы Коробочки и Собакевича в поэме Гоголя Мертвые души
Приступая к работе над поэмой «Мертвые души» Н.В.Гоголь ставил перед собой цель показать «хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова. Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках. Каждому помещику посвящена одна глава-персоналия, причем перед нами, по словам Гоголя, следуют герои « один пошлее другого».
Визит Чичикова к помещице Коробочке по поэме Гоголя Мертвые души
В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию.
Поместье и его владелец по поэме Н.В.Гоголя Мертвые души сочинение-миниатюра
Автор: Гоголь Н.В. Люди давно подметили, что дом человека — не только его крепость, но и его зеркало. Любой дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Н.В.Гоголь до предела довел эту черту в “Мертвых душах”, и сходство стало почти гротескным, так что получились как бы двойные портреты героев поэмы.
Тема дороги, пути в поэмах Мертвые души Н. В. Гоголя и Кому на Руси жить хорошо Н. А. Некрасова 2
Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова Автор: Некрасов Н.А. Поиски. Глубины. Дороги... Вечная тема пути. Две поэмы-эпопеи: “Мертвые души” Н. В. Гоголя и “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Словно тонкой ниточкой пронизывает эта тема оба произведения, ведь только через странствующего, путешествующего героя можно показать такую необъятную страну, как Россия, решить глобальные проблемы.
Одежда героев как деталь в раскрытии образа
Автор: Гоголь Н.В. В произведениях писателя отразились стороны той эпохи, современником которой он был. Реализм Н.В.Гоголя проявлялся в изображении человека, всех сторон его внутреннего мира. Рисуя картины быта, детально описывая портреты своих героев, Н.В.Гоголь стремился к всестороннему изображению жизни, нравов и характера человека.
Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина
Автор: Гоголь Н.В. Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в «Мёртвых душах».
Помещики в поэме Н. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. “Мертвые души” автор назвал поэмой и подчеркнул этим значительность своего творения. Поэма — объемное лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и широким охватом событий. Это определение жанра “Мертвых душ” (поэма) до сих пор вызывает споры.
Манилов и Коробочка в почести Н.В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность, образованность, утонченность вкуса еще более подчеркивает внутреннюю простоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скудость. Бесхозяйственность Манилова открывается нам еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко.
Помещики и народ в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Как известно, что поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканную утонченность и образованность очень скоро уступают место в наших глазах объективной картине расточительной праздности, внутренней пустоты. Далее – накопительница Коробочка, прикупающая все, что может пригодиться в хозяйстве.
Народ в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. В поэме Гоголя “Мертвые души” тема народа занимает одно из ведущих мест. Во времена Гоголя Россией правили помещики и чиновники, “угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие жизнь и кровь народа” (по меткому определению Герцена).
Сатирические образы помещиков по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. На сюжет, подсказанный Пушкиным, Гоголь пишет произведение, где, по его словам, “было бы уже не одно то, над чем следует смеяться”. Вскоре Гоголь понимает, что вещь, им создаваемая, не подходит ни под одно определение литературного жанра. Следуя примеру Пушкина — роман, но не в прозе — Гоголь окрестил “Мертвые души” поэмой, но не в стихах.
Система персонажей поэмы Гоголя "Мертвые души"
Пушкин отдал Гоголю свой сюжет, из которого сам хотел сделать что-то вроде поэмы. Это был сюжет "Мертвых душ". Гоголь изображает большой губернский город и имения помещиков этой губернии.
Манилов
Многие писатели первой половины 19-го века огромную роль в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков.
Изображение помещиков в поэме Мёртвые души Николая Гоголя
Мечта о будущем эпическом произведении, посвященном России, привела Гоголя к замыслу поэмы "Мёртвые души". Работа над произведением началась в 1835 году. сюжет поэмы подсказанный Пушкиным, определил первоначальную схему произведения: показать Русь с одного боку", т. е. с её отрицательной стороны.
Вести из Непала
Автор: Пелевин Виктор. Тибетская книга мертвых переложена Пелевиным на советский язык. Они умерли и им читают книгу-инструкцию, как нужно себя вести первые сорок дней свежеумершим. А они советские до такой степени, что никак не могут поверить, что уже умерли — продолжают сочинять рационализаторские предложения, ходить скопом в заводскую столовую, оформлять дурацкую стенгазету.
Характеристика помещицы Коробочки по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Характеристика помещицы Коробочки (по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. Как проезжающий через захолустный городок Хлестаков позволили Гоголю обнажить и показать взбаламученный муравейник уездного чиновничества. Так объезжающий дворянские усадьбы Чичиков дал возможность нарисовать картину провинциально-помещьечей жизни крепостной России: быт типичных представителей сословия помещиков, круг их умственных и нравственных интересов.
Коробочка и Чичиков
Автор: Гоголь Н.В. Коробочка, к которой случайно занесло Чичикова,— полная противоположность маниловской мечтательности, парению в голубой пустоте. Это одна из тех «небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов.
Жанровое своеобразие поэмы Мертвые души
Жанровое своеобразие поэмы "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Все главные события , составляющие основу сюжета "Мертвых душ" ,протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова . Завязка сюжета - приезд Чичикова в губернский город.
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки по поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. В поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь, по его словам, стремился изобразить «всю Русь», но с «одного боку». И у него это получилось: он очень точно и правильно сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России того времени.
Почему стала возможной авантюра Чичикова
Приступая к работе над поэмой «Мертвые души» Н.В. Гоголь хотел показать «хотя бы с одногобоку всю Русь». В основе сюжета — похождения Чичикова, скупающего «мертвые души». Такая композиция позволила писателю показать последовательно помещиков, к которым заезжал Чичиков, показать их индивидуальные и типические черты.
Особенности эпических произведений
Автор: Разное В каждом из литературных родов (эпос, лирика, драма) различна природа художественного образа, каждый из них использует свои, именно ему свойственные средства создания образа. «От лирического образа, сосредоточенного на изображении лишь отдельного переживания, — отмечает проф. Л.
Две России в поэме Гоголя Мертвые души Мертвые и Живые души в поэме Гоголя
На мой взгляд, Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию "мертвых душ" - помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы проявляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что "Мертвые души" можно назвать исследованием русской жизни второй четверти прошлого века.
Сравнение однодольных и двудольных растений
Сравнительная таблица однодольных и двудольных растений Семейство Растения Формула цветка Соцветия Плод Значение Семейство Розоцветных Роза, яблоня, вишня, малина, лапчатка, шиповник.
Сравнение однодольных и двудольных растений
Понятие однодольных и двупольных растений, их классификация, разновидности, сходные и отличительные черты. Составление и виды формул цветков. Методика определения семейства растения, общий вид его соцветия, вид плода. Значение растений в жизни человека.