Из тысячи лиц узнал бы я мальчонку...
А. Т. Твардовский
С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин». Но есть у поэта и фронтовая лирика — своеобразный дневник, художественно запечатлевший суровое время и его героев. Стихотворение «Рассказ танкиста» относится к этому циклу. Прием «рассказ в рассказе» в литературе не нов. Еще А. С. Пушкин прекрасно использовал его в «Повестях Белкина». Это помогает приблизить происходящее к читателю, ощутить себя участником событий.
Очевидец повествует о случившемся, и мы безоговорочно верим ему. Но этот же прием позволяет автору сохранить свой стиль и лексику, не «спускаясь» к своему герою, ибо его «устами» говорит теперь герой. Все это прекрасно и гармонично сплелось в стихотворении Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста». Читая стихотворение, невольно вспоминаешь некрасовские бытовые сцены, та же простота и доходчивость при несомненных художественных достоинствах произведения.
Был трудный бой.
Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Сразу «заявлена» ситуация ожесточенного боя, в котором не надо вопросов и биографий — надо победить коварного и сильного |врага, поэтому все средства хороши, все потери «оправданны». Без рассуждений принимается помощь ребенка: боец не имеет возраста. Дети во время войны были порой «опаснее» взрослых.
Шел бой за улицу.
Огонь врага был страшен,
Мы продвигались к площади вперед.
А он гвоздит — не выглянуть из башен,—
А черт его поймет, откуда бьет...
И вдруг к машине подбежал парнишка:
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
..А. дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Небольшое по объему стихотворение дает полное представление о драматической ситуации, когда нужно принимать быстрые решения, некогда предаваться сентиментальным рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление, осторожничанье было не в чести.
Что ж, бой не ждет.— Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.
В этих строках слышится романтика боя, но поэт не приукрашивает действительность, скорее дает ее в восприятии своего юного героя. Когда же рассказ «возвращается» к танкисту, он не идеализирует обстановку, а показывает ее со всеми реалиями.
Подъехали. Вот здесь. И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Страшная картина возмездия. Но это логическое завершение любого посягательства на свободу отечества, поэтому не воспринимается чем-то ужасным, не подходящим для литературного описания. Враги получили по заслугам. В следующий раз они не будут легкомысленно надеяться на скорую победу.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал...
Что может быть ценнее на войне, кроме взаимопомощи и взаимовыручки. Удивительно, но в стихотворении Твардовского вместился целый военный эпизод. Поэтическая форма позволила автору многое не досказать, что-то оставить за рамками произведения. Личный опыт читателей позволяет многое понять без слов и комментариев поэта. Главное же достигну-Т0 — показана яркая картина штурма населенного пункта, занятого врагом.
В «Рассказе танкиста» поэт применяет свой излюбленный способ — кольцевую композицию, подчеркивающую в данном случае трудность военного пути, еще не скорую, хотя и неминуемую победу. Был трудный бой. Очередной из многих боев, которые предстоит пройти не только танкисту, но и многим тысячам таких же самоотверженных бойцов, ковавших победу родины. Он потому и «забыл» спросить имя «мальчонки», что не мечтает о собственной славе, честно выполняя долг солдата, думает лишь о защите родины.
Твардовскому прекрасно удалось передать обстановку и настроение того сурового времени. Немногословно, но весомо сказать о безвестных героях, раскрыть образ времени, его суровую романтику и реальную жизнь — главная задача автора. Лирика А. Т. Твардовского не потеряла своего значения и в наши дни. Она учит нас патриотизму, честному, а не показному отношению к порученному делу.
Другие работы по теме:
Литературный герой ВАСИЛИЙ ТЁРКИН
ВАСИЛИЙ ТЁРКИН - герой поэм А.Т.Твардовского «Василий Теркин» (1941-1945) и «Теркин на том свете» (1954-1963). Литературный прототип В.Т. - Вася Теркин, герой серии фельетонов в сатирических картинках с подписями в стихах, публиковавшихся в газете «На страже Родины» в 1939-1940 гг. Он был создан при участии Твардовского в редакции газеты по типу героев «уголка юмора», одним из обычных персонажей которого был «Про-тиркин» - от технического слова «протирка» (предмет, употребляющийся при смазке оружия).
Тема Кол-во страниц
Начало журналистского пути. А. Т. Твардовский – сельский корреспондент (1924 – 1926)
Красота, которая спасет мир
(по новелле Рэя Брэдбэри «Улыбка») Настоящее имя американского писателя Рэя Брэдбери - Монд Дуглас. Первый рассказ Брэдбэри опубликовал сразу после окончания школы (1941).
Я знаю, никакой моей вины, в том, что другие не пришли с войны
Каждый талантливый писатель и поэт прежде всего сын своего народа и своей эпохи. Ярчайший пример тому — все творчество Александра Трифоновича Твардовского. Поэт идет в ногу со временем. Все происходящее в жизни страны находит отклик в его произведениях. Достоверность, правдивость, точность — отличительные черты поэзии Твардовского.
Военная лирика в творчестве Твардовского 2
Военная лирика в творчестве Твардовского Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю российского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого действия.
Трагедия войны в поэме Твардовского Василий Теркин
Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» стала непосредственным откликом автора на трагические события Великой Отечественной войны. Поэма состоит из отдельных глав, объединенных общим героем – Василием Теркиным, простым деревенским парнем, как и многие другие, вставшим на защиту своей Родины.
Образ русского солдата в поэме Твардовского Василий Теркин
Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» — одно из центральных произведений творчества поэта. Первые главы поэмы были опубликованы в 1942 году. Успех произведения был связан с удавшимся писателю характером главного героя. Василий Теркин — вымышленное лицо от начала до конца, но этот образ был описан в поэме так реалистично, что читатели воспринимали его, как реального, живущего рядом с ними человека.
Образ главного героя в поэме Твардовского Василий Теркин
В самый разгар Великой Отечественной войны, когда вся наша страна защищала родину, в печати появляются первые главы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин», где в образе главного героя выведен простой русский солдат, «парень обыкновенный».
Поэма про бойца по поэме Твардовского Василий Теркин
Герой поэмы Твардовского — простой русский солдат. Но так ли это? На первый взгляд — так, Теркин — обыкновенный рядовой. И все же это не верно. Теркин — это как бы призвание, призвание быть оптимистом, балагуром, шутником, гармонистом и, в конечном счете, — героем.
Тема памяти в лирике Твардовского
Тема памяти о погибших в Великой Отечественной войне защитниках родины занимает в лирике Твардовского одно из центральных мест. Она возникает еще задолго до окончания войны. Так, например, в 1943 году поэт вспоминает о бойце-парнишке, убитом в Финляндии в 1940 году. Потрясенный видом по-детски маленького мертвого тела на льду, Твардовский настолько близко воспринимает пережитую трагедию, что ему кажется, что он сам вполне мог бы стать тем убитым парнишкой:
Как в творчестве Твардовского представлена тема войны
Поворотными для поэта А. Твардовского стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос его приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которой невозможно настоящее творчество. Стихи А. Твардовского военных лет – это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта (например, стихотворение «Армейский сапожник»), и лирические взволнованные «воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, и стихи, близкие к народной песне, написанные на мотив «Позарастали стежки-дорожки…».
Русский солдат в поэме Твардовского Василий Теркин 2
Русский солдат в поэме Твардовского Василий Теркин С газетных страниц поэма Александра Твардовского "Василий Теркин" шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Поэма, как и любое великое произведение, дает достоверную картину эпохи, картину бытия своего народа.
Как в творчестве Твардовского представлена война
Автор: Разное В этом году мы отпраздновали шестьдесят три года со дня победы в Великой Отечественной войне. Нелегко досталась эта победа всему русскому народу. Война оставила кровоточащий рубец в истории нашего Отечества, в сердцах ветеранов-людей, которые ценой собственной жизни и здоровья спасли нас и дали нам шанс продолжить жизнь мирно.
Александр Трифонович Твардовский (Доклад)
Александр Трифонович Твардовский. Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году в деревне Загорье Смоленской области в семье кузнеца. Учился в сельской школе. С 1924 года, будучи комсомольцем, посылал заметки в редакции смоленских газет. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы.
Обыкновенный парень
Произведения Александра Трифоновича Твардовского отличает лиризм, правда жизни и прекрасный, звучный и образный язык. Автор органически сливается со своими героями, живя их интересами, чувствами и желаниями.
Твардовский Александр Трифонович
(1910–1971), русский поэт. Родился 8 (21) июня 1910 в д. Загорье Смоленской губ. Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана Твардовским в поэме По праву памяти (1967–1969, опубл. 1987).
Стихи о войне. А. Т. Твардовский
Есть у Твардовского стихотворение "Поездка в Загорье", написанное в 30-е годы. Автор, известный уже поэт, приезжает в свой родной хутор под Смоленском.
Лиува I
(готск. Liwa, лат. Liuva I) — король вестготов, правил в годах. После смерти Атанагильда наступил период междуцарствия, продолжавшийся 5 месяцев. В конце концов, королём в Нарбонне был провозглашён герцог Септимании Лиува I. Возможно, сначала он нашёл поддержку лишь у знати Септимании и вряд ли ступал когда-нибудь на испанскую землю.
Лиува II
(Леова, Льюва, Льюга; готск. Liwa, лат. Liuva; 583 — 603) — король вестготов, правил в годах. Сын Реккареда I и королевы Бауды, взошедший на престол в возрасте 18 лет, но уже в 603 году он пал жертвой заговора, во главе которого стоял Виттерих. Отрубив Лиуве правую руку, Виттерих убил его на двадцатом году жизни, втором году правления.
Гаек из Либочан, Вацлав
Вацлав Гаек из Либочан (чеш. Vбclav Hбjek z Libočan) (?? — 18.03.1553, Прага) — чешский священник и хронист, автор известной «Чешской Хроники». Родился в конце XVв., происходил из семьи мелкопоместных дворян, жившей в окрестностях Жатеца. Был утраквистом, однако в 1521г. стал католическим священником, с 1524г. — популярный проповедник в августинском монастыре ап.
Нитхан Кхун Буром
(или Нидан Кхун Булом, буквально «Сказание о Кхун Буроме»[1]) — лаосская хроника, посвящённая в основном королевству Лансанг и являющаяся одним из важнейших источников по истории Лаоса этого периода. Она создана в Луангпхабанге в 1503 году.[2]
Кукейносское княжество
(лат. Terra Kukonois, нем. Fьrstentum Kokenhusen) — удельное западнорусское княжество с центром в городе Кукейнос (Кукенойс, Куконос, современный посёлок Кокнесе в Латвии), существовавшее в начале XIII века.
Восточная литература сайт
Введение 1 Хронологические рамки первоисточников 2 История развития сайта 3 Участники проекта Восточная литература (сайт) Введение Восто́чная литерату́ра — некоммерческий сайт, содержащий публикации на русском языке первоисточников — летописей, хроник, мемуаров, документов, описаний путешествий и др.
Хроника Эрика
План Введение 1 Название 2 Списки 4 Текст Введение Хроника Эрика (швед. Erikskrцnikan) — рифмованная хроника, один из древнейших шведских литературных памятников. Она была составлена в 1320-е годы неизвестным автором. В основу хроники положена история династии шведских конунгов — Фольгунгов — с момента её основания в середине XIII века до вступления на трон Магнуса Эрикссона в 1319 году.
Якутская трагедия
План Введение 1 Хроника событий 2 Реакция общественности 3 Список жертв Якутской трагедии 3.1 Убиты 3.2 Казнены Список литературы Введение Якутская трагедия (Монастырёвский бунт) — подавление выступления политических ссыльных в Якутске в 1889 году.
Англосаксонская хроника
Англосаксонская хроника, семь взаимосвязанных рукописных книг на местных диалектах древнеанглийского языка, составленных в 9–12 вв., основной источник сведений о начальном периоде истории Англии.
Изображение народного характера в произведениях АТТвардовского и МАШолохова
Изображение народного характера в произведениях А.Т.Твардовского и М.А.Шолохова (Василий Теркин и Андрей Соколов) Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовского и Шолохова. В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская политика, всеобщий страх и подозрительность проникли во все слои общества, коллективизация и ее последствия разрушили вековое сельское хозяйство и подорвали лучшие силы народа.
Твардовский А.Т.
Русский советский поэт и общественный деятель. Сын сельского кузнеца. Учился в Смоленском педагогическом институте; в 1939 окончил Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). Писать стихи начал с раннего детства; с 1924 - селькор.