Первая черта его идеала и высочайшая — это не отчаиваться, искать в самом забитом, опозоренном и даже преступном человеке высоких и честных чувств.
И. Анненский
Размышляя об особенностях творчества Федора Михайловича Достоевского, критики отмечали необычайную веру писателя в человека, самого падшего, «забитого и опозоренного», и глубокую убежденность, что любовь может возвысить человека и дать ему настоящую цель в жизни. Перейдя от теоретических размышлений к конкретному разбору романа «Преступление и наказание», можно сказать, что именно эти идеи воплощены автором в произведении.
Глубоко религиозная теория о возможности человека на любом этапе жизни, с любым грузом грехов иметь шанс к спасению. Это право надо выстрадать, искренне желать измениться, повернуться лицом к добру и справедливости. Писатель уверен — жизнь по Божеским заповедям возродит любую душу, поможет подняться из небытия. Это гениально воплощено Достоевским в романе «Преступление и наказание». Главный герой произведения — Родион Романович Раскольников, убивший старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету, безмерно переживает, мучается, порой доходит до грани безумия, но в конце концов обретает покой. Через душевные страдания Раскольников приходит к христианству, не случайно Соня Мармеладова читает ему из Евангелия «Воскресение Лазаря».
Осознание собственной неправоты, покаяние помогают Родиону Романовичу обрести мир в душе, а значит, прийти в согласие с окружающими. На протяжении романа Достоевский показывает, как Раскольников решается на убийство и затем страшно переживает из-за своего преступления. Он-то думал, что «только вошь убил... бесполезную, гадкую, зловредную». А оказалось, что посягнул на собственную душу. Раскольников так и говорит Соне: «Я себя убил, а не старушонку!» В этом признании Родиона Романовича писатель видит начало возрождения героя. Для Достоевского важно, что Раскольников «остался человеком». Он искренне переживает и мучается из-за убийства пусть «никчемного», но человека.
Показывая душевные переживания Родиона Романовича, писатель его устами говорит, что убийство не может пройти бесследно для преступника, если его душа не глуха, он искупит свой грех покаянием, обретет возможность возродиться. Финал романа открывает трудное перерождение Раскольникова. Герой борется с самим собой и целым миром. Но любовь и терпеливое понимание Соней его душевного перелома возрождают Раскольникова к новой жизни. Он молод, у него все впереди. Главное — Родион Романович обрел покой и равновесие в собственном сердце.
Достоевскому удалось убедительно и ярко показать возможность обрести свое место в жизни самым грешным, падшим. Писатель-гуманист верил, что любой человек имеет право на прощение, если обретает Бога в душе, ведь он возрождается почти из мертвых. внимания Порфирия Петровича. Следователь уверен, что убийца процентщицы — Раскольников, больше некому. Причем преступник не примитивный, а идеологический, доказывающий некую теорию. Пытаясь дознаться правды, Порфирий Петрович открывается Раскольникову: «...пришел к вам с открытым и прямым предложением — учинить явку с повинною. Это вам будет бесчисленно выгоднее, да и мне тоже выгоднее,— потому с плеч долой... я вам, вот самим Богом клянусь, так «там» подделаю и устрою, что ваша явка выйдет как будто совсем неожиданная. Всю эту психологию мы совсем уничтожим, все подозрения на вас в ничто обращу, так что ваше преступление вроде помрачения какого-то представится, потому, по совести, оно помрачение и есть...» Следователь видит Родиона Романовича насквозь. Он уверен, что рано или поздно психика Раскольникова не выдержит: «Сами еще за час знать не будете, что придете с повинною. Я даже вот уверен, что вы "страданье надумаетесь принять"; мне-то на слово теперь не верите, а сами на том остановитесь». Этот идеологический спор много объясняет в характере Раскольникова.
С помощью Порфирия Петровича писатель объясняет скрытые механизмы человеческой психики. Следователь — мастер своего дела, он прекрасно понимает действия и даже намерения преступника, подводя его к раскаянию. Здесь проявился основной постулат писателя: пусть человеку невыносимо больно, но его жизнь будет спасена. С этого начинается возрождение Раскольникова. Он, понимая свою обреченность, постепенно приходит к мысли, что открыть свою душу — значит спастись. Великий гуманист — Ф. М. Достоевский показывает путь к спасению заблудшей душе.
Другие работы по теме:
Тематика
Тематика — совокупность основных и побочных тем литературного произведения или ряда произведений одного писателя или целой группы, школы, направления. Тема (греч.) — предмет изложения, повествования, изображения, то, о чем говорит автор в произведении.
Учет затрат на доработку и усовершенствование программ для ЭВМ
Любая программа для ЭВМ достаточно быстро устаревает. В результате фирме приходится тратить средства на ее доработку и усовершенствование. Порядок учета данных затрат зависит от того, возникает ли в результате самостоятельный объект авторских прав или нет.
Интеграция Интернета в литературное образование
Главная проблема дистанционного литературного образования: можно ли обойтись без Интернета? Пока что литературное образование использует Интернет лишь как ресурс. Интернет - не самоценный объект, хотя он и расширяет возможности ученика.
Депонирование музыкальных произведений
До тех пор пока произведение не опубликовано под тем или иным именем, пока обнародованное произведение не зарегистрировано для целей сбора гонорара в Российском авторском обществе (РАО), приходится доверять имеющейся информации об авторстве.
Достоевский ф. м. - Идейный смысл романа ф. м. достоевского преступление и наказание
Не убий! Заповедь Христа Среди множества произведений Достоевского (“Бесы”, “Братья Карамазовы”, “Бедные люди”, “Подросток”, “Идиот” и другие) одним из первых является “Преступление и наказание”. В этом произведении раскрывается творческий мир автора как особая реальность, как живой духовный организм, где имеет значение буквально все, то есть любая мелочь, незначительные подробности.
Встреча Обломова со Штольцем
Главной задачей своего романа «Обломов» Гончаров считал поиск подлинно человеческой «нормы» бытия, утраченной в современном мире, и героя, отвечающего этой «норме». Но особенностью воплощения этого авторского замысла стало то, что «артистический идеал» личности оказывается недостижим. Он как бы распадается на две части, два основных образа — Обломова и Штольца, которые изображаются на основе принципа антитезы.
Смысл немой сцены в комедии Гоголя Ревизор
Финал пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» – необычное и удивительное явление в русской драматургии. Так называемая немая сцена, которой заканчивается комедия, следует после того, как жандарм… объявил о прибытии в город настоящего ревизора. Потрясенные чиновники застыли в ожидании неминуемой расправы. Городничий стоит столбом посреди сцены; почтмейстер превратился «в вопросительный знак, обращенный к зрителям»; судья присел почти до земли и словно хотел сказать: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Кто поражен, кто изумлен, кто злорадствует, – все чиновники составляют весьма живописную и выразительную группу.
Гроздья гнева
Введение 1 Сюжет 2 Экранизация 3 Название романа Введение «Гроздья Гнева» (англ. The Grapes of Wrath) — роман Джона Стейнбека, опубликованный в 1939 году. Удостоен Пулитцеровской премии. Входит во многие учебные программы школ и колледжей США.
А.А.Фет Шепот, робкое дыханье, трели соловья...
Поэтика – это раздел теории литературы, изучающий структуру литературных произведений и систему эстетических средств, в них используемых. Общая поэтика исследует художественные средства и законы построения любого произведения, способы воплощения авторского замысла в зависимости от жанра, литературного вида и рода.
Поэзия Анны Ахматовой
Поэзия этого удивительного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или читал их.
Религиозно- нравстыенные искания Гоголя
С ценностями христианской веры был связан замысел трехтомной поэмы Гоголя Мертвые души. Автор вместе с читателем и героями должен был проследовать путем духовного возрождения из ада (первый том) в чистилище (второй том) и далее в рай (том третий). Предполагалось, то слово "мертвый" в названии поэмы будет указывать на неизбежное грядущее возрождение душа на самом деле не может умереть и должна воскреснуть.
Роль снов Веры Павловны в раскрытии замысла автора
Автор: Чернышевский Н.Г. Николай Гаврилович Чернышевский — создатель произведения особого жанра — художественно-публицистического романа “Что делать?”. В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла писателя способствуют сны героини — Веры Павловны, так как роман из-за цензурных соображений написан в иносказательной форме.
Нежная душа или хищный зверь
Автор: Чехов А.П. (Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” ) Ведь это не купец в пошлом смысле этого слова. Надо сие понимать. А. П. Чехов При создании пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехов большое внимание уделял образу Лопахина как одному из центральных образов комедии. В раскрытии авторского замысла, в решении основного конфликта именно Лопахину принадлежит очень важная роль.
Роль образа Вулича в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Система образов романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», как и вся художественная структура романа, подчинена, прежде всего, раскрытию авторского замысла через образ главного героя. Однако второстепенные персонажи самоценны, имеют вполне самостоятельное значение как полнокровные художественные типы.
Ростовцев, Михаил Иванович историк
Введение 1 Биография 2 Основные произведения о нём Список литературы Введение Михаи́л Ива́нович Росто́вцев (29 октября (10 ноября) 1870, Житомир — 20 октября 1952, Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США) — российский историк и экономист.
Bank of the West Classic 2010
Введение 1 Одиночный разряд 1.1 Первые раунды 1.1.1 Секция 1 1.1.2 Секция 2 1.2 Финал 1.3 Факты 2 Парный разряд 2.1 Факты Bank of the West Classic 2010 Введение
Mercury Insurance Open 2010
План Введение 1 Одиночный разряд 1.1 Первые раунды 1.1.1 Секция 1 1.1.2 Секция 2 1.2 Финал 1.3 Факты 2 Парный разряд 2.1 Факты Mercury Insurance Open 2010
Sony Ericsson Open 2010
План Введение 1 Соревнования 1.1 Мужчины. Одиночный турнир 1.2 Женщины. Одиночный турнир 1.3 Мужчины. Парный турнир 1.4 Женщины. Парный турнир Sony Ericsson Open 2010
EmblemHealth Bronx Open 2009
План Введение 1 Ход турнира 1.1 Используемые сокращения 1.2 Одиночный разряд 1.2.1 Первые раунды 1.2.1.1 Секция 1 1.2.1.2 Секция 2 1.2.2 Финал 1.3 Парный разряд
Женский теннисный чемпионат Лос-Анджелеса 2009
План Введение 1 US Open Series 2 Соревнования 2.1 Одиночный турнир 2.2 Парный турнир Женский теннисный чемпионат Лос-Анджелеса 2009 Введение Женский теннисный чемпионат Лос-Анджелеса 2009 — ежегодный профессиональный теннисный турнир премьер категории для женщин.
Pilot Pen Tennis 2009
План Введение 1 US Open Series 1.1 Мужчины 1.2 Женщины 2 Соревнования 2.1 Мужчины одиночки 2.2 Женщины одиночки 2.3 Мужчины пары 2.4 Женщины пары Список литературы
Family Circle Cup 2009
План Введение 1 Соревнования 1.1 Одиночный турнир 1.2 Парный турнир Family Circle Cup 2009 Введение Family Circle Cup 2009 — 37-й розыгрыш ежегодного профессионального теннисного турнира среди женнщин, проводящегося в американском городе Чарлстон, и являющегося частью Тура WTA в рамках серии «премьер».
Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XIX века
Художественная деталь- изобразительная и выразительная подробность, несущая определенную эмоциональную и содержательную нагрузку, одно из средств создания автором картины природы, предмета, характера, интерьера, портрета и т.д.. В своем творчестве великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев использовал широкий спектр литературных приемов: пейзажи, композиционное построение, систему второстепенных образов, речевые характеристики и др..
Авторское право
Общее понятие авторского права, его субъекты и объекты. Личные и имущественные права владения данным правом. Виды ответственности за нарушение авторских прав по российскому законодательству. Функции и основные задачи Российского Авторского Общества.
Артуро Тосканини (Toscanini)
Артуро Тосканини (Toscanini) (1867-1957) - итальянский дирижёр. Во время гастролей итальянской труппы в Рио-де-Жанейро (1886), где Тосканини работал концертмейстером виолончелей, дебютировал как дирижёр в "Аиде", заменив заболевшего маэстро.