Убийцы мнимые и истинные в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Каким быть человеку? Обречен ли он вечно на мучительное раздвоение, на духовное и житейское прозябание, или в силах преодолеть все и стать победителем? Многие герои Достоевского пытаются решить эту проблему, стремясь вырваться из противоречивого круговорота жизни. Бунтует и Родион Раскольников. Нищенское существование его самого, сестры и матери, трагичные судьбы других людей, живущих рядом, зарождают в душе Раскольникова желание восстановить справедливость. Протестуя против унизительного положения, он вступает в единоборство со злом. Этот социальный конфликт лежит в основе развивающихся событий в романе. Метания Раскольникова, трагизм его бунта отражают душевный кризис, поразивший многих молодых людей, разочаровавшихся в реформе 1861 года. Социальный характер романа обусловлен идейными противоречиями эпохи. Одна из форм протеста молодежи в этот период — взрыв индивидуализма, утверждающего право сильной личности. Общество, развращенное властью денег, создает почву для “прорастания” таких идей.
К своей теории Раскольников подходит постепенно. Сначала его мучает неосознанная идея. Его душу сверлит “ужасный, дикий и фантастический вопрос”, он гонит из дому, лишает покоя. И, как нарочно, убегая из дома, он в трактире подслушивает разговор, в котором обозначено четко словами все то, что он так боялся произнести вслух. “Убить старуху. Решить раз и навсегда. Лишить жизни отвратительную ростовщицу, чтобы помочь многим другим”. Эта мысль пугает его своей чудовищностью. Хотя он давно идет к ней, окончательное решение принимает после письма матери. Бедственное положение матери, желание сестры облегчить его участь любой ценой, терзают его невыносимо. Более всего невыносима Раскольникову жертва сестры, ему стыдно ее принять. Так впервые появляется еще незримый, но уже влияющий на события Лужин.
Свидригайлов появляется перед Родионом в трудный для него момент. Раскольников, измученный допросом, видит страшный сон, в котором убивает старуху, а она все смеется. Комната наполняется людьми. И как продолжение сна — появление Свидригайлова. Сон оказывается пророческим. Свидригайлов знает тайну Раскольникова. “Мы сойдемся,— говорит ему Свидригайлов.— Увидите, что со мной можно еще жить...” Свидригайлов удивительно хладнокровно принимает убийство, совершенное Рас-кольниковым. Оно понятно ему, оно в рамках того права, по которому живет Свидригайлов. Это преступление формально уравновешивает их. Раскольникова тянет к Свид-ригайлову, это тот человек, который спокойно воплощает теорию, выстроенную Родионом, в жизнь.
Но свобода от нравственной ответственности приводит Свидригайлова к опустошенности. И как итог ее — самоубийство. Появление Свидригайлова рядом с Родионом, трактовка им теории Раскольникова с доказательством своих примеров снижает пафос бунта бедного студента.
Поступки Свидригайлова, споры с ним приводят Раскольникова в еще большее смятение. Его уверенность колеблется, его терзает та отчужденность, которая возникла между ним и людьми, ради которых он совершил преступление. Прозревая постепенно, Родион терзает себя психоанализом. Он укоряет себя за то, что, поправ мораль, остался в плену у этики. А вот другой его двойник, Лужин, расчетливый делец и циник, отбрасывает этику полностью. Лужин откровенно эгоистичен: “Возлюби прежде всего одного себя”. Он легко перешагивает через нравственность других людей, нисколько не задумываясь над тем, что их оскорбляет. Он свободен в своем индивидуализме. Все его поступки служат личным целям. Как это сказывается на душевном покое других, Лужина не беспокоит. Он подавляет и унижает Дунечку, не замечая этого, жестоко оскорбляет Соню. Подавление слабых — вот итог теории Раскольникова. Омерзительная фигура Лужина окончательно опошляет идею Раскольникова.
Раскольников не выдержал испытания. Его наказание — это его спасение. Раскольников на пороге нравственного возрождения. Побеждает высокий смысл человеческой жизни — ” жить для других. Этот смысл недоступен ни Свидригайловым, ни Лужиным.
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Петербург в романе ф. м. достоевского
События в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказаниег разворачиваются в Петербурге. Многие писатели обращались к этому городу в своих трактирами полными пьяных. Когда Достоевский писал. Преступление и наказание торговцы студенты.
Достоевский ф. м. - Тема униженных и оскорбленных в романах ф. м. достоевского
Роман Ф.М. «Достоевского является моим любимым произведением литературы второй половины XIX века. В романе «Преступление и наказание» писатель крупным планом показал жизнь «маленького» человека, задавленного нищетой и безысходностью. Не случайно в произведении, действие которого разворачивается в Петербурге, не упоминается
Семья Мармеладовых в романе Федора Достоевского Преступление и наказание
Особе место в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых. Эти люди ведут нищенское беспросветное существование, всем им «идти больше некуда». «Бедность не порок... — говорит Мармеладов Раскольникову. — Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто».
Добро, зло и свобода в понимании и изображении Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Противостояние между добром и злом – основной конфликт в романе Достоевского «Преступление и наказание». По мнению писателя, зло порождается действительностью; например, яростной, ожесточенной реакцией на несправедливые жизненные условия. Добро же сосредоточено в духовном начале человека, «натуре», сопротивляющиеся проникновению идеи зла и насилия.
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М Достоевского Преступление и наказание.
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М Достоевского "Преступление и наказание". Автор: Достоевский Ф.М. Противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой автор подчеркнул контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других.
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Ф. М. Достоевский — великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над социальным, философским и психологическим романом “Преступление и наказание”. Это произведение принесло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание 3
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Автор: Достоевский Ф.М. “…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”. Такое отвратительное, страшное, мрачное и жалкое описание моего самого любимого города меня поразило, напугало и даже немного оскорбило.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нём сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города.
Философские проблемы в романе Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга — роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня.
Петербург в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» Общественная атмосфера конца 60-ых годов и её отражение в идеологическом романе «Преступление и наказание». С такими мыслями приступил Ф.М. Достоевский к одному из ключевых произведений своего творчества – к роману «Преступление и наказание».
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Ф. М. Достоевский известен на весь мир благодаря написанной им книге «Преступление и наказание». Этот роман по праву считается одним из лучших произведений второй половины 19 века и по праву принадлежит к элите мировой литературы.
Сонина правда в романе Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» вырос на почве русской действительности середины шестидесятых годов 19 века. Это время, когда Россия находилась в состоянии социального и экономического кризиса. По словам Салтыкова-Щедрина, «старые идеалы сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались».
Психологизм Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Федор Михайлович Достоевский - выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе “Преступление и наказание” во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога.
Сочинение-миниатюра по роману Преступление и наказание
Сочинение-миниатюра по роману "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф.И. Достоевского " Преступление и наказание" - это произведение, посвящённное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки человеческая душа к постижению истины. Преступление Раскольникова-это игнорирование христианских заповедей, а человек,который в своей гордыне смог их преступить, по религиозным понятиям, способен на всё.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Соня Мармеладова - центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе - они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание")
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание") Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат - символе петровской эпохи - писали А.С.Пушкин ("Медный всадник"), Н.В.Гоголь ("Невский проспект"), Андрей Белый ("Петербург"), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.