Главный герой романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" — Родион Раскольников — необычный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая это преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, который должен подтвердить не только в его собственных глазах, но и в глазах остальных людей правильность его теоретических выводов. Поэтому психологический анализ состояния преступления, преступника неразрывно слит в романе воедино с анализом философской теории Раскольникова.
Кто же он и чем так интересен для читателя? Лично для меня наибольший интерес представляет теория Родиона Раскольникова о двух типах людей: низших, или "материале", и высших (назовем их "наполеонами") — и ее несоответствие личности автора теории. Размышляя о причине существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что всегда существовало различие между двумя разрядами людей. В то время как большинство людей всегда и везде молчаливо и покорно подчинялось установленному порядку вещей, не имея сил восстать против него, в истории человечества время от времени появлялись немногие "необыкновенные" люди, подобные Наполеону, которые и были его подлинными двигателями. Предназначенные самой природой для роли "властелинов судьбы", они смело восставали против существующего порядка и при этом дерзко нарушали общественные нормы морали, не останавливаясь перед насилием и преступлением.
Раскольников не хочет, как большинство тех людей, за которыми он наблюдал, молчаливо повиноваться и терпеть, и эта навственная непримиримость героя импонирует и автору, и читателям романа. Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая, по-добно пиявке, безжалостно сосала последнее из бедных людей. Убивает ради денег, чтобы потом облагодетельствовать сотни людей, вернуть их к нормальной жизни. Он делает это еще и потому, что само преступление — своего рода тест на высший ранг: "Тварь ли я дрожащая или право имею? Вошь я или человек?" Раскольников ставит себя в один ряд с Магометом, Наполеоном, а значит, разрешает себе безнаказанно проливать кровь. Убийство старухи-процентщицы должно показать, кто он: если останется спокоен, не впадет в болезненное состояние, значит — "высшее существо", в противном случае — "материал", такой же, как все.
Ошибочна вся теория Раскольникова (убийство вообще ничем оправдать нельзя), и в особенности ошибочна она по отношению к самому герою романа. Она вроде бы и логична: действительно, есть люди, Наполеон например, которые легко идут на прямое или косвенное убийство людей и не чувствуют потом угрызений совести. Но Родион Раскольников, желая дать людям что-то полезное, мог бы при беспристрастном анализе заметить, что все изменения, вносимые в жизнь человечества отдельными личностями через кровопролитие, никогда не были положительными. Да и действовали эти вершители истории из эгоизма, жажды власти. У них была одна общая черта — бесчеловечность, неуважение к чужой жизни — тому, что они никак не вправе отобрать.
Любовь, сострадание, милосердие, по мнению Раскольникова, присущи только "материалу". "Наполеоны" выше всего этого, они сами себе мораль, их идея возвышает их. И если делить людей на два разряда, то лучше уж "материал" считать высшим классом, а "наполеонов" — деградировавшим элементом, утратившим человеческие качества. Вот и получился у Раскольникова раскол: логика гово-рит, каким он должен быть — безжалостным "наполеоном", нормальная человеческая суть протестует: она жалеет поруганную девочку. Жалеет мать, сестру, сострадает Соне, Катерине Ивановне, Мармеладову. Раскольников способен любить. Логика сближает его с Лужиным и Свидригайловым, а человеческая сущность протестует: подлость она называет подлостью, зло — злом, несмотря на идею о том, что называющий подлеца "подлецом" — тоже подлец.
Да, слишком Раскольников был человеком, чтобы стать Наполеоном. Он сам себя обманул своей же теорией и сам себя наказал за ее проверку: пытаясь возвысить себя в своих глазах над людьми, он воздвиг психологическую стену между собой и ими, и это одиночество больше всего разрушало его. Раскольникову повезло: он нашел чистую душу — Соню. Он, решивший жертвовать другими, нашел человека, пожертвовавшего собой ради других. Следующее самопожертвование Сони — ради Раскольникова: она идет за ним в Сибирь, она готова на все, чтобы возродить духовно того, кого любит. И ей это удается, у него возникает мысль: "Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере..." А это значит, что Раскольников непременно изменится, переродится, станет новым человеком. И в этом его и Сонино счастье.
Другие работы по теме:
Философия Аргентины
Начало философской мысли в Аргентине было положено схоластической философией, проникшей сюда в период колонизации страны (16 - начало 17 вв.) из метрополии - Испании. В конце 18 - начале 19 вв. распространяются идеи французского материализма.
Философия Кубы
В колониальный период развитие философии на Кубе было тесно связано с развитием философии в Испании. До 18 в. безраздельно господствовала схоластика, распространявшаяся различными религиозными орденами.
Философия Мексики
Философские идеи в Мексике колониального периода формировались под сильным влиянием идеологии европейского средневековья, прежде всего схоластики. Автором первых оригинальных философских работ был А. де ла Веракрус.
Сеть номер два
Онлайновый бизнес, как и полагается любому бизнесу, переживает периоды подъемов и спадов, однако обвал этого рынка в начале нулевых годов, так называемый крах доткомов, привел к серьезному обновлению интернета.
Творчество в рекламе
Творческие идеи в рекламе могут влиять на самые разнообразные аспекты связанные с самой рекламой, способом ее подачи, рекламной концепцией, антирекламой.
Революционная ситуация
— понятие, сформулированное В. И. Лениным в статье 1915 г. «Крах II Интернационала» для обозначения объективных и субъективных условий, складывающихся в обществе накануне революции. Ленин выделил три главных объективных признака революционной ситуации:
Теория домино
эффе́кт домино́ — политическая теория, которая заключается в том, что какое-либо изменение влечёт за собой линейный ряд других изменений, аналогично тому, как падают косточки домино, выстроенные в ряд.
Мое отношение к профессору Преображенскому
Профессор Преображенский — многогранная личность, представитель высшей интеллигенции прошлого. Зрелый человек, обладающий колоссальным опытом, «светило мирового уровня» — он дерзнул померяться силами со временем, пренебречь законами природы. Его попытки помочь природе, форсировав темпы эволюции, потерпели крах.
Партизанская война в романе Льва Толстого Война и мир
После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско.
8220 Нужны ли обществу сильные личности, подобные Чиполло 8221 по произведению Т. Манна 8220
Марио и волшебник В юношеские годы Томас Манн увлекался философией Ницше. Он переживал взлет, душевный пыл, читая книги этого немецкого философа, духовное и стилистическое влияние которого обозначилось уже в ранних произведениях Томаса Манна. В новелле “Марио и волшебник” писатель доказывает, что настоящее искусство должно быть вдохновенное “духом общественной обязанности и служения”, а сильная личность, которая не считается с чувствами других людей, испытает крах.
Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь Толстой
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — своеобразное исследование идеи Родиона Раскольникова, проверка ее жизненности. Достоевский изображает столкновение теории с логикой, самой жизнью. По мнению писателя, живой жизненный процесс, т. е. логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию.
Трагедия Родиона Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание 1
«Две вещи не перестанут занимать меня всю жизнь: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас», — сказал немецкий философ Кант. И действительно, нет ничего поразительнее человеческой души! В ней от великодушных порывов до зверских поступков всего один шаг. Да что шаг! Полшага… И страшно, если на путь насилия становится человек благородный, с высокими помыслами и стремлениями…
Сюжет и композиция
Автор: Достоевский Ф.М. Сюжет, композиция, жанровые особенности романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский, как писатель, придавал большое значение занимательности повествования, был непревзойденным мастером острой, авантюрной фабулы, захватывающей читателя, держащей его в напряжении от первых до последних страниц романа.
Смысл теории Раскольникова 2
Смысл теории Раскольникова Автор: Достоевский Ф.М. Федор Михайлович Достоевский - величайший мастер психологического романа не только в русской, но и в мировой литературе. В его социально-философском, психологическом романе “Преступление и наказание” приводятся различные философские теории, сопоставляются идеалы, жизненные ценности.
Смысл теории Раскольникова
Автор: Достоевский Ф.М. В своем социальном, психологическом и философском романе “Преступление и наказание”, написанном в 1866 году, Федор Михайлович Достоевский воспроизвел жизнь России в 60-е годы XIX столетия, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и перемены.
Громов, Василий Прохорович
Васи́лий Про́хорович Гро́мов (1891—1932) — большевик, активный участник социалистической революции. В. П.Громов был минером на Балтике (с 1913 года), затем — радиотелефонистом. После Февральской революции избирался в депутаты Кронштадтского и Ревельского советов. В апреле 1917 года вступил в РСДРП (б).
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Красные тори
Кра́сный то́ри (англ. Red Tory) в канадской политике — сторонник консерваторов, разделяющий также прогрессивные экономические (или социальные) идеи и поддерживающий принцип государства-покровителя.
Великая Македония
Объединенная Македония (макед. Обединета Македонија) — популистская, панславянская, пан-балканская идея македонских радикалов-ирредентистов, как антагонизм идеи Великой Албании и Великой Сербии.
Биржевой крах 1929 года
Толпы перед зданием биржи на Уолл-стрит Промышленный индекс Доу-Джонса в 1929 — 1930 гг. Биржевой крах 1929 года — обвальное падение цен акций, начавшееся в Чёрный четверг 24 октября 1929 года и принявшее катастрофические масштабы в последовавшие за ним Чёрный понедельник (28 октября) и Чёрный вторник (29 октября).
Свалка истории
- фигура речи, обозначающее место, куда перемещаются люди, события, идеологии и т.п. будучи преданные забвению в истории. Считается, что первым употребил это выражение Лев Троцкий в обращении к меньшевикам, покинувшим Второй Съезд Советов 25 октября 1917 года.
Міжнародні відносини на Близькому та Середньому Сході в повоєнний період
Реферат на тему: . 1. Геополітичні параметри регіону та його місце в системі МВ. 2. Крах мандатної системи. 3. Утворення Ліги арабських держав. Регіональні підсистеми МЕВ починають формуватися тоді, коли з’вяються суб’єкти МВ – незалежні держави. Таким чином близькосхідна регіональна система починає формуватися на початку 20-го століття, і була остаточно сформована у 70-х роках 20-го століття.
Маттик, Пауль
Пауль Маттик (нем. Paul Mattick, 13 марта 1904 — 7 февраля 1981) — марксистский политический обозреватель и активист. Биография В 1918 году он начал учиться на слесаря-инструментальщика и во время революции был избран в качестве делегата от рабочего совета подмастерий компании Сименс.
I heard a Fly buzz
Я слышала, как жужжит муха… . Стихитворение Эмили Дикинсон с подстрочным переводом и комментариями.
Хосе Марти
Этот поэт и романтик сумел еще в 19-м веке опубликовать идеи развития стран Латинской Америки, актуальные и сейчас. Именно он первым разработал концепцию экономической и культурной независимости всех ибероамериканских стран.
Окинклосс, Луис Стантон
Окинклосс, Луис Стантон (Auchincloss, Louis Stanton) (р. 1917), американский прозаик, отразивший жизнь американского высшего общества, особенно его нью-йоркских представителей, начиная с рубежа 19–20 вв.