"На железной дороге"
Стихотворение "На железной дороге" включено в цикл стихов А. Блока "Родина". Исходя из этого, можно предположить, что речь в данном стихотворении пойдёт о России. Кто она, Россия? Девушка, лежащая под насыпью, во рву некошеном, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая. Она раздавлена любовью, грязью иль колёсами всё больно. Неужели это некогда великая Россия?
Уже во втором четверостишии Блок возвращает нас в прошлое, когда эта девушка, о которой нам очень мало известно, "шла походкой чинною". В большей части стихотворе-ния поэт пишет о прошлом, которое неразрывно связано с настоящим. "Бесполезная юность, пустые мечты сменяются полным безмолвием, безнадёжностью положения. Люди в прошлом не замечали своей родины из окон поезда, не замечают её и теперь, потому что момент упущен, теперь эта девушка скрыта "под насыпью". Она раздавлена, не важно чем, любовью ли, грязью иль колёсами. Поэт ставит высокое чувство в один ряд с грязью, потому что люди живут в этой грязи.
Если время движется непрерывно, и можно лишь мысленно перемещаться по прошлому, питать душу воспоминаниями, то пространство организовано несколько иначе. В одном мире эта девушка, которая, на мой взгляд, символизирует Россию, раздавлена, а в другом мире, она живёт полноценной жизнью, со всеми её волнениями и ощущениями. У каждой страны своя судьба, и она развивается по спирали: удачные времена проходят, им на смену приходят годы лишений и страданий. Блок, главным образом, описывает годы, "чинного шествия" России, но два четверостишия, первое и последнее, возвращают читателя к суровой действительности. Реалистичность основная черта этого стихотворе-ния.
Как известно, Блок поэт-символист, поэтому я осмелюсь дать своё толкование ряда символов стихотворения. Поезд, вагоны, идущие привычной линией, это жизнь всего русского народа. Разумеется, одинаковых людей не бывает, не бывает и одинаковых судеб. Одни люди богатые, другие бедные: цвет вагонов отображает положение людей в обществе. Каждый день проносятся всё те же поезда, и это навивает тоску и грусть. В окнах мелькают всё те же сонные лица. Они смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стёкла вагонов, и, кажется, не замечают Её. И те немногие, которые одаривают эту девушку улыбкой нежною, всё равно через секунду будут уже далеко. Получается, что люди не только не замечают красот своей страны, но и вовсе не замечают своей родины. Если наблюдать эту тоскливую картину проносящихся мимо поездов постоянно, день за днём ждать, "быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон", то на сердце у этой девушки будет не только грусть, но и боль. Эта девушка, Россия, пережива-ет за каждого своего гражданина. Если человеку не безразлична своя родина, то и родине человек становится не безразличен.
По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически бесцветны: цветной платок, краса этой девушки скрыты под насыпью, во рву некошеном. Боль жаждет вырваться наружу, и такой момент обязательно настанет. Как писал классик, "Россия вспрянет ото сна…"
В прошлом, в другом мире, иной колорит. Здесь и "яркие глаза" (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам). Синий цвет неба, возвышенный вагоны для богатых, жёлтый яркий, режущий глаза цвет тепла и, в то же время, болезни средний класс, а зелёный цвет травы, близости к земле вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стёкол вагонов. Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей.
Снаружи растут лесные деревья, за лесом длинная платформа, на ней навес. Цветовая гамма не приглушённая, но довольно спокойная. Зелёный цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не даёт "цветовых" определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.
Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задаёт тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому-то сопутствует удача, кто-то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении. Люди, которые безучастно сидят на месте, неминуемо терпят неудачу.
В мире настоящем царит тишина. Жизнь будто остановилась, в прошлом слышится обилие самых разных звуков: шум и свист за ближним лесом (звуки жизни, приближаю-щегося поезда), скрип, свист, удары вагонов о рельсы неприятные однотипные звуки, навивающие тоску.
Наиболее часто используемая Блоком аллитерация звуков "с" (мчалась, юность бесполез-ная, тоска, свистела, сердце) усиливает свист и шум вагонов.
Стихотворение "На железной дороге" нельзя назвать оптимистическим. Здесь нет столь выраженной надежды на скорое возрождение России, как в одноимённом стихотворении. Своеобразное "пессимистическое" кольцо, первое и последнее четверостишия, заставляет читателя задуматься, что же ждёт страну дальше, каков может быть и должен быть вклад отдельного человека для благополучия России. Ответы на эти вопросы каждый решает для себя сам.
Другие работы по теме:
Механические свойства твердых тел
Text Text ЗАДАЧА 1 ЗАДАЧА 1 Почему в природе не существует кристаллов шарообразной формы? Решение: Все монокристаллы анизотропные, т.е. физические свойства зависит от направления его кристаллов. Следовательно. Рост кристаллов не одинаков по разным направлениям внутри кристаллов.
История Белорусской железной дороги
Первая железная дорога была построена между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Ее протяженность была 27 км. Начало строительства железной дороги в Белоруссии относится во второй половине XIX столетия.
Шоссе Энтузиастов
Как раньше называлось Шоссе Энтузиастов, главный завод построенный на шоссе, название главного монастыря на шоссе.
Стихотворение Тютчева Эти бедные селенья
8230 Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.
Толстой Шат и Дон
Лев Николаевич Толстой Шат и Дон Толстой Лев Николаевич Шат и Дон Лев Николаевич Толстой Шат и Дон У старика Ивана было два сына: Шат Иваныч и Дон Иваныч. Шат Иваныч был старший брат; он был сильнее и больше, а Дон Иваныч был меньший и был меньше и слабее. Отец показал каждому дорогу и велел им слушаться. Шат Иваныч не послушался отца и не пошёл по показанной дороге, сбился с пути и пропал.
Стихотворение Блока На железной дороге
Сотворение «На железной дороге» (1910) позволяет нам понять то особое место, которое занимает тема родины в творчестве Блока. Очень часто в его лирике прямо и непосредственно не говорится о родине, но центральным и обобщающим образом неизменно остается именно Россия. Стихотворение «На железной дороге» было включено автором в цикл «Родина», потому что из щемящей душу истории девушки, раздавленной «любовью, грязью иль колесами» возникает яркий образ предреволюционной Российской империи, в которой одни живут в нищете и голоде, а другие купаются в роскоши.
Стихотворение А.А. Блока «На железной дороге»
А.А. Блок, по свидетельству хорошо знавших его людей, оказывал на окружающих колоссальное нравственное воздействие. «Вы больше человека и больше поэта, вы несете не свою, человеческую тяжесть», - писала ему Е. Караваева.
Соловьиный сад
Автор: Блок Александр. Герой поэмы — она написана от первого лица — рабочий; он приходит в часы отлива к морю, чтобы тяжелым трудом зарабатывать себе на жизнь — киркой и ломом колоть слоистые скалы. Добытый камень на осле свозится к железной дороге. И животному, и человеку тяжело. Дорога проходит мимо тенистого, прохладного сада, скрытого за высокой решеткой.
Сигнал
Автор: Гаршин Всеволод. Семен Иванов служит сторожем на железной дороге. Он человек бывалый, но не слишком удачливый. Девять лет назад, в 1878 г., побывал на войне, воевал с турками. Ранен не был, но здоровье потерял.
Толстой Три вора
Лев Николаевич Толстой Три вора Толстой Лев Николаевич Три вора Лев Николаевич Толстой Три вора Один мужик вёл в город продавать осла и козу. На козе был бубенчик.
Подпольная железная дорога
(англ. The Underground Railroad) — обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски негров-рабов из рабовладельческих штатов Юга на Север. Действовала вплоть до начала Гражданской войны в США в 1861 году.
Панамская железная дорога
(исп. Ferrocarril de Panamб) — железнодорожная линия, соединяющая тихоокеанское побережье республики Панама с атлантическим. Построена в 1850—1855 гг вдоль Панамского перешейка. Протяжённость дороги 76 км[1]. Маршрут пролегает через столицу страны — город Панама и город Колон. Параллельно ей проходит введённый в экспулатацию в 1920 г.
Железная Гвардия
«Желе́зная Гва́рдия» (рум. Garda de Fier) — название крайне правой политической организации, действовавшей в Румынии в период между двумя мировыми войнами.
Европейский пикник
— демонстрация мира на австрийско-венгерской границе вблизи города Шопрон 19 августа 1989 года. С согласием обеих стран открыли пограничные ворота на старой Братиславской дороге между Санкт-Маргаретен (Бургенланд) и Шопронкёхида (Sopronkőhidal) символически на три часа. На этом же месте австрийский министр иностранных дел Алоиз Мок и его венгерский коллега Дьюла Хорн 27 июня 1989 совместно разрезали пограничный забор, чтобы подчеркнуть начатую Венгрией 2 мая 1989 года ликвидацию наблюдательных сооружений.
Deutsche Reichsbahn
Введение 1 История 2 Тяговый подвижной состав Введение Deutsche Reichsbahn (Германская имперская железная дорога) — название государственной железной дороги Веймарской республики и Третьего рейха, которая существовала до 1949 года. В ФРГ была создана Deutsche Bundesbahn, в ГДР заменяющая её компания сохранила название Deutsche Reichsbahn (ГДР).
Войтович, Василий Ермолаевич
( 1891 - 2.11. 1917) - красногвардеец Рогожского района. Сын железнодорожного сторожа с Винничины. Работал подпаском, рабочим вагонного участка станции Могилёв-Подольский, завода Келлера, проводником на Львовском железнодорожном узле.
Австрийская Ривьера
— распространённое в конце XIX — начале XX веков обозначение прибрежной полосы Австрийского Приморья. Главный город — Триест — вошёл в состав габсбургской монархии ещё в XIV веке и к середине XIX века превратился в крупнейший торговый порт и кораблестроительный центр Австро-Венгрии. В зимние месяцы сюда всё чаще перемещались сливки столичного общества, особенно после завершения строительства Южной железной дороги, соединившей Триест с Веной.
Участие курсантов ОСАВШ в войне с формированиями басмачей в пустыне Каракумы в 1931 году
Введение 1 Историческая справка 1.1 Подробности боёв 1.2 Награды за ратный труд по теме Список литературы Введение Бои проходившие с 28 августа по 19 октября 1931 года в которых принимала участие Объединенная Среднеазиатская военная школа имени В. И. Ленина[1] в числе других частей Среднеазиатского военного округа против басмачества в песках Каракумы на территории Туркменской ССР.
Степлаг
Введение 1 История 1.1 Восстание 2 Известные заключенные Список литературы Введение Степлаг (Степной лагерь), Особлаг (Особый лагерь) № 4 — лагерь для заключенных в системе ГУЛАГ, располагавшийся в г. Джезказган Карагандинской области Казахстана. Численность заключенных на начало 1954 — 21 090 человек.
Крутой маршрут фильм, 1956
Введение 1 Сюжет 2 Факты 2.1 Отличия от оригинальных событий Введение «Крутой маршрут» (англ. The Great Locomotive Chase) — приключенческий кинофильм студии Walt Disney Pictures, основанный на реальном событии Американской Гражданской войны.
Алжиро-марокканский пограничный конфликт
План Введение 1 Предпосылки конфликта 2 Хронология конфликта Список литературы Алжиро-марокканский пограничный конфликт Введение Алжи́ро-марокка́нский пограни́чный конфли́кт — военный конфликт, произошедший между Марокко и Алжиром осенью 1963 года.
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога Моско́вско-Винда́во-Ры́бинская желе́зная доро́га — частная железная дорога на северо-западе России, построенная в 1870—1904 годы.
Гартман, Лев Николаевич
Лев Николаевич Гартман (1850, Архангельская губерния — 1913, Париж) — русский революционер-народник. Биография Л. Н. Гартман родился в семье немецкого колониста-переселенца, относился к мещанскому сословию. В 1876 году примыкает к организации «Земля и воля» и принимает участие в революционном движении на юге России.
Фиолетов, Иван Тимофеевич
Ива́н Тимофе́евич Фиоле́тов (родился в 1884, село Туголуково, ныне Жердевского района Тамбовской области, расстрелян 20 сентября 1918, между станциями Перевал и Ахча-Куйма Закаспийской железной дороги) — деятель российского революционного движения.
Рахья, Эйно Абрамович
Э́йно Абра́мович Ра́хья (фин. Eino Rahja, 20 июня 1885, Кронштадт — 26 апреля 1936, Ленинград) — финский революционер-коммунист, партийный и государственный деятель. Брат Юкка Рахья.
Вапцаров, Никола Йонков
Никола Йонков Вапцаров (7 декабря (24 ноября) 1909, Банско, Османская империя — 23 июля 1942, София, Болгария) — болгарский поэт и писатель, революционер-антифашист, член БКП. В Македонии считается этническим македонцем.
Берг, Эйжен Августович
Эйжен Августович Берг (1892, Рига — 20 сентября 1918, между станциями Перевал и Ахча-Куйма Закаспийской железной дороги) — латышский большевик. Биография
Грачевский, Михаил Фёдорович
Михаил Фёдорович Грачевский (1849 или 6 ноября 1853(18531106)—26 октября 1887) — один из активных деятелей «Народной воли». Сын дьячка. Биография Начало 70-х гг. — окончив духовную семинарию, работает слесарем в железнодорожных мастерских.
Канн: дожить до весны
Новейшая история Канна началась в декабре 1834-го — именно тогда случайность решила судьбу крошечной рыбацкой деревушки. Той зимой лорд-канцлер Великобритании Генри Броухем вместе с дочерью Элеонорой Луизой отправился на отдых в Италию.
Соль-Илецк
План Введение 1 Географическое положение 2 История 3 Экономика 4 Известные уроженцы 5 Персоналии 6 Средства массовой информации Список литературы Введение
Агинский Бурятский АО
Агинский Бурят-Монгольский национальный округ был создан в 1937 г. на основе Агинского аймака Бурят-Монгольской АССР и тогда же был передан Читинской области.
Русский Эдисон
Широкий простор для изобретательской деятельности открылся перед Шуберским, когда он работал на строительстве узкоколейной Ливенской железной дороги. Вот лишь некоторые его идеи, использованные потом на узкоколейках в Индии и Австралии.