Сатира на купечество в драме А. Островского "Гроза"
"Сатира – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными".
Советский энциклопедический словарь.
Драма островского "Гроза". Страшное произведение. Ни разу за всю пьесу Островский не улыбнулся улыбкой сатира. Улыбкой Берендея – может быть, когда вкладывал в уста Кулигина трепетные слова о красоте природы, но которую людям и оглянуться-то некогда. Но красота волжских просторов еще больше оттеняется Страшным Городом, который стоит на берегу великой русской реки. Город словно пропитан ядом зла. "Жестокие нравы… в нашем городе, жестокие", – говорит Кулигин. – "В мещанстве… вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам не выбиться из этой коры".
И люди здесь не живут – страдают, унижаются, раболепствуют, влачат свое жуткое существование во мраке и слезах, не осознавая ни самих себя, ни своего унижения, ни грубости и низости других.
"А между собой-то… как живут!" – продолжает Кулигин. – "Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга…"
Савел Прокофьевич Дикой, одно из главных действующих лиц, купец, а по определению остальных персонажей – воин. Только за что же он воюет? А за жадность свою непомерную, за алчность к деньгам, к богатству, обманом да хитростью нажитым. И за свое "купленное" право распоряжаться судьбами других людей, унижать их, оскорблять, обманывать. " Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! " – говорит он городничему.
Дикой и сам понимает всю бездну своего ничтожества, и от этого он самодурствует еще больше, чтобы никто об этом его ничтожестве не узнал.
"Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!" – говорит он о себе.
И Кабанова точно подмечает: "Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не подойдет".
А Дикой, как всякое ничтожество, хоть на самую малость возвысившееся над другими, стремится свое возвышение, свою власть утверждать всегда и всюду, сгибая в дугу всех прочих. И – носом, носом их в землю, чтобы хозяину по грязи мягче шагалось. И что ведь характерно, Кудряш-то точно подметил, найдись кто посильнее, да рявкни, как следует, - Савел Прокофьевич сам лебезить и выслуживаться начинает. Но зато потом уж отыграется на домашних. Вот что говорит об этом Борис: "А вот беда-то, когда обидит его такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!"
Хам, деспот, тиран, дрянь человечишко… Жлоб, как сказали бы в нашем Воронеже. Но ведь никто из персонажей пьесы за все пять действий так и не назвал Савела Дикого его истинным именем. Дикого боятся – да, ненавидят – да, но – уважают, как привыкли уважать любое проявление власти, пускай мерзкой, пускай отвратительной, пускай невыносимой, но – власти. Вот это – самое страшное. Страшно и то, что люди-то, по сути своей, не виноваты. Их души и мысли необразованны, потому что никто не занимался их образованием. Все их познания – от странниц убогих. Здесь и люди с песьими головами, и Литва, которая невем где находится.
Обряды, зачастую давно изжившие себя, нередко просто дикие,заменили людям знание. И не могли они над своим незнанием воспарить подобно птицам, чтобы увидеть всю мерзость своего существования, чтобы увидеть, что мир намного ярче, богаче, живей, в конце концов, чем тот затхлый мирок, в котором они прозябают, страдают, мучаются.
Каюсь, я не нашел в "Грозе" сатиры на купечество. Да и не мог Александр Николаевич подобного сотворить. Он ведь прекрасно знал, что богатство России прирастало не только Сибирью, но и купцами, эту Сибирь осваивавшими вплоть до самой Аляски и Калифорнии. Действительно, в штате Калифорния немало городов с русскими названиями – они возникли на месте купеческих факторий.
Павел Третьяков, основавший картинную галерею – купец. Савва Мамонтов, основавший Московскую частную русскую оперу, сподвижник виднейших деятелей русской культуры – из купцов! А они ведь были современниками Александра Николаевича. Да и Афанасий Никитин за три моря по купеческим делам ходил!
Нет, не купечество обличал Островский, а торгашество и непреодолимую, засасывающую силу болота мещанства, убивающую человеческое в человеке. А где нет человеческого, там всевластвуют звериные инстинкты, там начинается Власть Зверя. Торгаш и мещанин – для Островского это понятия неразделимые. И в описании этих явлений и характеров персонажей с позиций этих явлений, Александр Николаевич безукоризненно, психологически точен. Вообще это произведение можно использовать как прекрасное учебное пособие по психоанализу.
И недаром пьесу "Грозу" Островский определил как драму. Мог ведь и комедию написать, они у него блестяще выходили. Да, сатира бывает горькой. Но в "Грозе" не сатира, в ней – приговор мещанскому Царству тьмы и мракобесия, приговор той Власти тьмы, которая обрекает людей прозябать в душевном невежестве, которая уродует и корежит самое светлое, что есть в человеке. Уродует настолько, что выход из этого царства человек видит только через собственную смерть.
Недаром говорится:
"В России две напасти:
Власть Тьмы и тьма Власти".
Но понятие "тьма власти" глубже, чем кажется на первый взгляд. Это не только ничем не ограниченное право казнить, миловать, унижать, распоряжаться чужими судьбами по собственной прихоти, это не только переизбыток, но и еще необразованность, невежество, темнота самой власти, то есть людей, являющимися ее носителями.
И последнее. Рискну не согласиться с Николаем Добролюбовым, назвавшим Катерину "лучом света в темном царстве". Луч света всегда указует путь. Но путь не может обрываться в омуте под волжским обрывом. И самоубийство – не выход, но страшный грех для верующего. Человек – это истинный Храм Божий и никто не вправе его разрушать. Так что не луч, а скорей уж, если вдуматься в название пьесы, – вспышка молнии в грозу, которая лишь на мгновение высветит ярко всю грязь и мерзость жизни, и снова все погружается во тьму.
Возможно, я ошибаюсь. Но мне представляется так.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Островский а. н. - Смысл названия драмы гроза
Название драмы. Островского Гроза играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме. Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны гроза непосредственный участник действия пьесы с другой стороны символ идеи этого пр Но гроза в пьесе имеет и переносное значение.
Протест Катерины в драме Островского Гроза
Александр Николаевич Островский — великий русский драматург, автор множества пьес, описывающих русскую жизнь. «Гроза» является, без сомнения, вершиной его творчества, где он поставил актуальнейший вопрос своей эпохи — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение. Создание «Грозы» издавна связывали с впечатлениями Островского от пребывания в Костроме, где в ноябре 1859 года разыгрались трагические события, которые во многом совпадают с сюжетом драмы.
Значение второстепенных персонажей в драме Островского Гроза 2
«Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Сами персонажи в драме не имеют никакого представления о смысле своего положения. Лица, которые не участвуют прямо в интригах, кажутся ненужными и лишними, а нам, читателям, видны совершенно другие факты, и именно эти лица создают фон произведению и атмосферу жизни главных героев.
Смысл названия драмы Гроза Островского
Творчество А. Островского — русского Мольера и русского Шекспира, как его иногда называют, сегодня, в эпоху становления специфической формы «дикого капитализма», требует новых подходов и более внимательного прочтения, ибо вновь поднимает проблемы, которые волновали общество как в середине XIX, так и в конце XX — начале XXI века.
Нравы дома Кабановых в драме Островского Гроза
В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Олицитворением этих нравов является дом Кабановых.
Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини по драме Островского Гроза
Драма «Гроза» —одно из прекрасных произведений Александра Николаевича Островского. В пьесе Островский показал извечную борьбу «темного царства» с людьми «горячего сердца», среди которых и глазная героиня драмы — Катерина Кабанова. Именно в конфликтах между людьми взгляды и убеждения которых расходятся, четко показана вся власть царства диких и кабановых над людьми, которые не могут смириться с жизнью в рабстве.
Любимый персонаж - моя Лариса Огудалова
В драме А. Н. Островского «Бесприданница» главной героиней является Лариса Огудалова. Это молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, хрупкая и незащищенная. Лариса прекрасно поет, играет на фортепиано, гитара удивительно звучит в ее руках. Она мечтательная и артистичная девушка.
Борис и Тихон в пьесе Островского Гроза
В драме Катерины, главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», важную роль сыграла не только ее свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова, но и, разумеется, два героя этого «любовного треугольника» — Тихон и Борис. Тихон Кабанов — муж героини, купеческий сын. Он женился на Катерине, потому что этого требовала маменька, и считает, что он сам любит Катерину, но так ли это? Он сам безволен и полностью подчинен матери, он не решается даже защитить жену от нападок свекрови.
В чем трагедия Катерины по драме Островского Гроза
В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию.
Символика заглавия пьесы А. Островского Гроза.
Автор: Островский А.Н. Пьесу “Гроза” Островский написал в 1859 году — в период, когда в России назрела смена общественных устоев, канун крестьянской реформы. Поэтому произведение восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Заглавие символично. Гроза происходит не только как природное явление (действие разворачивается под звуки грома), но и как внутреннее — герои характеризуются через отношение к грозе.
Почему Островский назвал драму Гроза
Автор: Островский А.Н. А.Н.Островский написал много пьес, которые можно увидеть и в настоящее время по телевизору или в театре. Но одной из самых известных является драма “Гроза”. Она была написана в 1860 году – накануне отмены крепостного права. Поэтому многие современники Островского видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе.
Почему Катерина - Луч света в темном царстве
Почему Катерина - "Луч света в темном царстве"? Автор: Островский А.Н. Катерина – главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Н.А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но не смотря на ее душевную силу и твердый характер Катерина погибает.
Мини-сочинение В городе Калинове по пьесе А.Н. Островского Гроза
Мини-сочинение "В городе Калинове" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза") Автор: Островский А.Н. Город Калинов - провинция, далеко отстающая в плане развития. Здесь, кажется, всё застыло, и никогда уже не тронется с места - так и останется под слоем пыли и паутины невежества.
Смысл названия драмы "Гроза"
После выхода из печати и постановки драмы Островского "Гроза" современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного права.
Как усиливается страх героя с приближением грозы по повести Л.Н. Толстого Детство
Как усиливается страх героя с приближением грозы? (по повести Л.Н. Толстого "Детство") Автор: Толстой Л.Н. Гроза в душе может быть разная. Она может представляться как маленький грибной дождик. Такая гроза бывает у детей 4-6 лет. (благо до этого "грозы" как таковой быть не может)Им кажется что этот грибной дождик (а для нас это грибной дождик)- настоящая буря.
Последнее свидание Катерины и Бориса
Автор: Островский А.Н. В драме Островского "Гроза" главная героиня - Катерина. В драме рассказывается о трагической судьбе девушки,которая не смогла сражаться за свою любовь.
Трагедия любви в провинциальном мире но драме А. Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Главная героини драмы А. Н. Островского «Гроза» - Катерина Кабанова - представляет собой «истинно русский образ женщины», по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке героини, и в лиризме ее чувства.
"Темное царство" в драме "Гроза": Дикой и Кабаниха
Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам.
Васильев, Сергей Васильевич актёр
Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Серге́й Васи́льевич Васи́льев — российский актёр, один из талантливейших актёров московского театра.[1]