?
(размышления о настоящем, прошлом и будущем нашей страны на основе произведений современной литературы и публицистики)
Так, думаю я, для каждой страны исторический миг.
Ф.Искандер.
Многим, наверное, запомнился эпизод из фильма "Покаяние",который шел на экранах города года четыре назад. Я хотя и невсе понял в нем до конца, но один момент забыть не могу. "Этаулица ведет к Храму?"- спрашивает древняя странница у молодойженщины. "Нет, не эта улица ведет к Храму",- отвечает та. Оназнает, что говорит. С улицей, на которой она живет, у нее связаны тяжелые воспоминания. "Зачем же улица, если она ведет нек Храму?" - недоуменно спрашивает старушка. Она твердо понялаза долгую жизнь, что людям нужны только те дороги, которые ведут к Храму добра, правды, красоты и истины. И зритель невольно спрашивает себя: "Зачем нужна была дорога, стоившая столькосил и жертв, если она привела не туда?"
У замечательного писателя Андрея Платонова есть роман"Котлован". Этот образ- символ нашей жизни- оказался настолькоточным, что его используют даже министры. Да и разве не закопаны миллиарды денег в землю? Достаточно прочитать в газетахспоры о различных каналах. Волга-Чограй в Калмыкии, например,или наш Волго-Дон-2, который областной Совет решил законсервировать, выделив на это еще миллионы рублей.
Но этот образ подходит и ко всей нашей истории. Семьдесятлет назад революционный народ клялся построить "новый мир", нок сегодняшнему дню, похоже, сумели вместо обещанного Храмавсеобщего счастья вырыть только Котлован. Впрочем, реальныехрамы сознательно разрушались. Сколько тысяч их уничтожено!А ведь как говорит известный журналист Олег Морозов в "Литературной газете" (25.7.90) в статье-интервью, "очевидна прямаясвязь между всеобщим падением нравственности, всеобщим цинизмом, половодьем аморализма, преступности, с одной стороны, иутратой религиозной веры - с другой".
Итак, страна остановилась и задумалась. Что с нами случилось? Почему так плохо мы живем? Почему, казалось бы, крепкаядержава стала распадаться? И бесконечные почему?... Вот ужепочти шесть лет политики и экономисты, писатели и публицисты все от стариков до детей- думают об этом и о том, что делать.
Наши журналы и газеты захлестнула волна яркой и остройпублицистики. "Некогда писать роман, когда вокруг пожар!" - такопределяют свою задачу многие писатели. И вот мы уже читаем нетолько романы и повести, но и статьи В.Распутина, С.Залыгина имногих других. Литература и публицистика переплетаются, взаимно дополняя друг друга.
Октябрь... Залп Авроры... Штурм Зимнего... Эти символы,казалось бы, неразрывны со всем лучшим, что у нас есть. И вотвсе чаще, все настойчивее начинает звучать мысль, что Октябрьская революция- роковая ошибка, черный день в истории нашей страны, а люди, которых весь народ привык считать вождями,борцами за народное счастье,- преступники и варвары.
Многотомное произведение Александра Солженицына "Красноеколесо" посвящено истокам и вызреванию революции. Я читалтолько "Октябрь шестнадцатого", и то не до конца. Но и этогодостаточно. Основная мысль писателя предельно ясна. Россия выходила на дорогу цивилизации, у нее были высокая культура,прочная мораль, крепкие традиции. Революционеры (не толькобольшевики, но и другие партии) не любили страну, не знали народ, были узколобыми сектантами и догматиками. Они часть поневежеству и злобе, частью по склонности к разбою разрушиливсе, созданное веками. Ничего, кроме страданий и великихжертв, революция не принесла нашему народу.
Что ж, время, когда могла существовать только одна точказрения, ушло. Это раньше было просто: "Богатые и бедные- поделить поровну!", "Оппозиция - уничтожить!", "Низкая производительность труда- работать сверхурочно!", "Инакомыслие- запретить!". Сегодня нужно спорить, уважая своих противников. Сегодня нельзя запретить Солженицына, напротив, его приглашают кнам. Миллионы людей по-прежнему думают над его статьей "Какнам обустроить Россию".
И все же я не могу согласиться с таким взглядом на революцию. Да, конечно, в наши дни и школьники, пожалуй смогутуказать на ошибки и чрезмерную жестокость большевиков. Но покая не могу и не вижу необходимости отказаться от убеждения, чтоОктябрь и гражданская война (хотя она могла быть гораздо менеетяжелой) - суровый, кровавый, но все же неизбежный период нашей истории. Здесь много ошибок и преступлений, но сама революция, зовущая к новой, справедливой жизни, не было ошибкойили преступлением! Однако теперь каждый сам волен сделать обОктябре свой вывод согласно своим знаниям и убеждениям.
Ошибки первого периода Советской власти превратились всталинский террор. О безоговорочном осуждении государством иобществом всех беззаконий, насилий и издевательств над народомуже говорит тот факт, что Указом Президента СССР признаны невиновными все репрессированные и раскулаченные в 20-50 -е годы. Не перечислить всего, что написано об этой поре. Достаточно прочитать только "Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом" Солженицына, "Колымские рассказы" В.Шаламова, чтобы сказать: "Нет,этого нигде и никогда не должно повториться!"
Годы застоя... Сколько же упущено лет и возможностей,сколько жизней растрачено зря. Не в эти ли десятилетия нашастрана отстала в экономике даже от бывших колоний? Об этом написано много. Очень лаконично и точно о том времени сказалИскандер в своей поэме "Баллада о свободе":
Мы прозевали время свое, прошляпили, протрепав.
В этой стране все зыбко плывет, даже тюремный устав.
Мы припозднились, гоняя дымы, шары, чаи,
Глянул в окно, а там давно гниют, фашизея, свои.
Разобраться в истоках нашей бездуховности мне очень помогла его же статья в "Огоньке" (N 11, 1990г.) "Человек идеологизированный". Автор задает вопрос: " Почему всякое идеологизированное общество столь невероятно жестоко?" Ответ прям ибескомпромиссен: "Потому что идеологизированный человек отдаетидеологии тайну своей жизни, свою личность. За это в будущемему обещан вход в земной рай, а в настоящем - пустотелая легкость безответственности". Значит, отсюда мы можем сделать вывод: каждый должен думать и решать сам, каждый должен выбиратьсебе цель и отвечать за свою жизнь!
Писатель считает, что перестройка реально принесла намнеслыханную по своей широте свободу печати и слова в историинашей страны. И с ним нельзя не согласиться, что "толькогласность, доведенная до абсолютной демократической полноты изаконности- гарантия всех остальных изменений, которые позволят нам взамен идеологической химеры создать правовое государство".
Но хочется добавить, что кроме свободы политической нужнаи экономическая свобода, чтобы трудолюбивые люди в нашей стране стали независимыми и зажиточными. После роспуска КПСС, победы демократов самым главным становится право людей иметь всобственности землю, предприятия, распоряжаться своими деньгами.
Я верю, что наша держава на верном пути. Хотелось бы,чтобы она прошла его с меньшими потерями. Сколько дорог ведетк Храму - одна или несколько - неважно. Главное, чтобы правильно: именно к Храму, а не к Котловану. И еще об одном хочетсясказать. Государство будет крепким только тогда, когда людистанут его уважать.
Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.
А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше.
Булат Окуджава ("Юность",N4,1990г.).
Другие работы по теме:
История железных дорог russes
Первый узкий колеи была построена более ста лет между Москвой и Вологодской. Тридцать лет спустя он был продлен до Архангельска и начал играть в промышленных роль. Накануне Первой мировой войны были заменены узкой колеи и широкой колеи получила свое официальное название: Северная железная дорога. В это время линия была за технической точки зрения: маломощных локомотивов, вагонов двухосные, малой мощности.
Блок а. а. - Анализ трёх стихотворений а. блока.
Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. Стихотворение "Россия" начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом.
Усадьба Суханово
Дорога в Суханово проходит мимо малоизвестного архитектурного ансамбля XVII - XIX веков - бывшей Екатеринской пустыни. Начало этой обители было положено в 1658 г. царем Алексеем Михайловичем, который, охотясь в здешних лесах, узнал о рождении дочери, которую нарек Екатериной. Никольскую церковь, палаты, ограду кельи и «всякое каменное дело» строил видный московский зодчий Иван Кузнечик - автор таких известных сооружений, как церковь Григория Неокесарийского, и Покровский собор в Измайлово.
Моя встреча с храмом
Сочинение Миняевой Марии Васильевны Моя встреча с храмом ерная дорога, белые полосы. За окном мелькают огни домов, машины, фонари. В машине жарко и душно, прокуренный воздух щиплет глаза. Пьяный голос «муми троля» что-то орет в наушниках. Мимо пронесся «новый русский» в черном шестисотом мерседесе с затемненными окнами.
Усадьба Троицкое
В Троицком сохранился ансамбль из двух церквей: деревянной Троицкой церкви, переосвящённой в 1999 г. во имя прп. Сергия Радонежского и Троицкой каменной.
Александр Сергеевич Пушкин, Федор Иванович Тютчев
Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года!
Чародейка зима
(по стихотворениям А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою») Зима — необыкновенное время года. Белый пушистый снег, заснеженные деревья, морозный воздух. Не зря в народе называют зиму красавицей, волшебницей. Это удивительное время года вдохновило многих поэтов к созданию прекрасных поэтических строк.
Дорога и путь - это одна из главных тем Мертвых душ
Автор: Гоголь Н.В. Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 .
Українське альфреско
Автор: Костенко Ліна. Над шляхом, при долині, біля старого граба, де біла-біла хатка стоїть на самоті, живе там дід та баба, і курочка в них ряба, вона, мабуть, несе їм яєчка золоті.
Быть на земле Человеком по мотивам современной поэзии
Автор: Разное Ты — Человек! И, идя по жизни, ты должен всегда оставаться им. И в какие бы обстоятельства ни ставила тебя жизнь, всегда помни об этом. Иногда эти жизненные обстоятельства становятся стеной на твоем пути, иногда ранят, как острое
Толстой Архангел Гавриил
Лев Николаевич Толстой Архангел Гавриил Толстой Лев Николаевич Архангел Гавриил Лев Николаевич Толстой Архангел Гавриил Персидское (Аттар) Однажды архангел Гавриил услыхал из рая голос Бога ‑ Бог благословил какого‑то человека. Ангел сказал: "Верно, это важный слуга Всевышнего, верно, какой‑нибудь святой пустынник, мудрец".
Образ птицы-тройки в поэме Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. «Мертвые души» не случайно названы автором поэмой. Несмотря на то что это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления.
Суккот или праздник «кущей»
В последнее время Израиль вызывает большой интерес у туристов. Это государство сравнительно молодое, хотя на его территории есть города, которые могут претендовать на звание ровесников времен Клеопатры, а то и Ноева Ковчега.
Подпольная железная дорога
(англ. The Underground Railroad) — обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски негров-рабов из рабовладельческих штатов Юга на Север. Действовала вплоть до начала Гражданской войны в США в 1861 году.
Панамская железная дорога
(исп. Ferrocarril de Panamб) — железнодорожная линия, соединяющая тихоокеанское побережье республики Панама с атлантическим. Построена в 1850—1855 гг вдоль Панамского перешейка. Протяжённость дороги 76 км[1]. Маршрут пролегает через столицу страны — город Панама и город Колон. Параллельно ей проходит введённый в экспулатацию в 1920 г.
Орегонский путь
(также иногда Орегонская тропа , англ. Oregon Trail) — историческая дорога, проложенная в 1830-е годы, длиной около 3200 км. Дорога связывала долину реки Миссури с долинами в современном штате Орегон, и была пригодна для передвижения повозок. Эта старейшая из дорог, связывавших Великие Равнины с западом США.
Deutsche Reichsbahn
Введение 1 История 2 Тяговый подвижной состав Введение Deutsche Reichsbahn (Германская имперская железная дорога) — название государственной железной дороги Веймарской республики и Третьего рейха, которая существовала до 1949 года. В ФРГ была создана Deutsche Bundesbahn, в ГДР заменяющая её компания сохранила название Deutsche Reichsbahn (ГДР).
Дороги инков
(кечуа Qhapaq Сan — Кхапак-Ньан — Великая Дорога) — сеть многочисленных мощёных дорог, проложенных на протяжении нескольких тысячелетий индейскими цивилизациями в Южной Америке в Андском регионе: Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, как на прибрежных равнинах в пустынях, так и в горах, через скалы и ущелья, с помощью навесных мостов и ступеней.
Осударева дорога
Введение 1 Строительство 2 Эксплуатация 3 Современное состояние Список литературы Осударева дорога Введение Осуда́рева доро́га — путь, проложенный от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I. Общий путь — 174 версты (260 км)[1].
Достояние Уппсалы
(др.-исл. Uppsala auрr или Uppsala шрr) — собирательное название имений шведской короны в период средневековья[1], в чью задачу входило содержать конунга и его свиту и обеспечивать всем необходимым во время его путешествия по стране[2].
Дорога слёз
Введение 1 Предыстория 2 Переселение афроамериканцев Список литературы Введение Дорога слёз (англ. Trail of Tears) — насильственное переселение американских индейцев, основную массу которых составили Пять цивилизованных племён, из их родных земель на юго-востоке США на Индейскую территорию (ныне Оклахома) на западе США.
Третья Священная война
Третья Священная война (355—346 до н. э.) — война против фокейцев. Фокидяне, храбрый горный народ, образовавший федерацию, занимался земледелием и охотой, не принимал никакого участия в делах Греции и не имел влияния на ее умственную жизнь. Благодаря своей храбрости и покровительству Спарты фокейцы сохранили свою независимость, хотя и возбудили против себя ненависть дельфийцев и беотийцев.
Царская дорога
План Введение 1 Описание 2 Протяжённость 3 Царская дорога как метафора Введение Ца́рская доро́га — известная из сочинений Геродота мощёная дорога, сооружённая персидским царём Дарием I в V веке до н.э..
Каменев, Лев Львович
Лев Льво́вич Ка́менев (1834, по другим сведениям 1833, г. Рыльск Курской губернии — 14 (26) января 1886, Саввинская слобода Московской губернии) — русский живописец-пейзажист.
Дорога на Санта-Фе фильм
«Дорога на Санта-Фе» — исторический вестерн 1940 года. Фильм находится в общественном достоянии в США. Сюжет 1854 год. Вест-Пойнт, первый Федеральный кавалерийский кадетский корпус. Джеймс (Джеб) Стюарт — новый кадет, который с успехом начинает проходить обучение. Молодой человек находится на хорошем счету у командиров, но, тем не менее, наживает себе врага в лице кадета Карла Райдера радикального аболициониста, настроенного изменить политическую систему Америки.
С. Ю. Витте 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ, ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Багдадская железная дорога
План Введение 1 История 2 Международные осложнения 3 Постройка 4 Современное состояние дороги Список литературы Введение Багдадская железная дорога — планировавшаяся и частично построенная железная дорога Берлин — Вена — Стамбул — Багдад — Басра — Кувейт, ставшая важным фактором международной политики начала XX века.
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога Моско́вско-Винда́во-Ры́бинская желе́зная доро́га — частная железная дорога на северо-западе России, построенная в 1870—1904 годы.
Какая дорога ведет к Храму
(размышления о настоящем, прошлом и будущем нашей страны на основе произведений современной литературы и публицистики) Так, думаю я, для каждой страны исторический миг.
Грин А.С.
Русский советский писатель. В романтико-фантастических повестях "Алые паруса" (1923), "Бегущая по волнам" (1928), романах "Блистающий мир" (1924), "Дорога никуда" (1930) и рассказах выразил гуманистическую веру в высокие нравственные качества.