...Как грозный дух он был над нами,
Иных не знали мы имен.
А.Твардовский.
В течение тридцати лет нашим людям внушалась мысль о величии Сталина, о его умении все предусмотреть и о том, что помере продвижения страны к лучшему будущему врагов становитсявсе больше. И чем громче хвалили Сталина, тем больше беззаконий и преступлений совершалось. Но и после его смерти долгиедесятилетия людей приучали к тому, что нужно думать, говоритьи писать так, как велено сверху. И многие на самом деле началиверить в этот великий обман, а многие вынуждены были лицемерить.
И вдруг несколько лет назад этот заговор молчания был нарушен. Наша литература сказала свое сильное и правдивое словоо сталинизме, о его истоках и преступлениях. Вновь вспомнили ито, что писалось после 20 съезда. Невозможно охватить все,опубликованное о Сталине и его эпохе в последнее время. Да изачем делать это в школьном сочинении? Достаточно сказать, чтопроизведения Рыбакова, Гроссмана, Домбровского, Солженицына,Дудинцева, Шаламова, Гранина и других написаны не только воимя правды, но и во имя того, чтобы эта черная эпоха не возвратилась вновь.
После того, как "Дети Арбата" Анатолия Рыбакова были напечатаны в журнале "Дружба народов", на редакцию обрушился поток писем. Роман всколыхнул страну.
Особое место в нем занимает Сталин, мрачная и зловещаяфигура. События происходят в 1933-34 годах, когда культ личности стал принимать свои страшные формы. Заслугой автора является показ того, что сам генсек постоянно формировал свойкульт. В романе есть эпизод, когда Сталин настойчиво стремитсяубрать из воспоминаний революционера Енукидзе одну "деталь",которая говорит о том, что он, Сталин, даже и не знал о существовании подпольной типографии "Нина" в Баку. Ради своеговозвеличивания он готов пойти на все: залить страну кровью,предать и обмануть всех, назвать белое черным и наоборот."Нужны неисчислимые материальные и человеческие жертвы. Еслипри этом погибнет несколько миллионов человек, история проститэто товарищу Сталину". Такие мысли вкладывает Рыбаков самому"вождю народов". К счастью, история не простила. А жертвы...Жертвы были. Много. Так много, что до сих пор не удается точноподсчитать их.
Рисует образы жертв и автор романа. Это и политики,посмевшие бросить вызов Сталину, или в чем-то ему мешавшие(Киров, дипломат Будягин и другие). Это и простые люди, какстудент Саша Панкратов, честный человек и истинный патриот. Заним, его друзьями и миллионами других людей нет вины, но она ине требуется. Их унижение и уничтожение нужны Сталину и егоокружению для утверждения своей власти и бесчеловечного режима. Пройдя вместе с Сашей и другими репрессированными "по мукам", мы отчетливо понимаем всю тяжесть вины сталинизма. Благодаря писателю мне стала намного понятнее психология этогодиктатора, та легкость, с которой он слал на уничтожение массылюдей.
В отличие от Рыбакова, Василий Гроссман в романе-эпопее"Жизнь и судьба" меньше останавливается на личности самогоСталина, а больше исследует сталинизм как явление. Он тщательно рассматривает систему личной власти и всеобщего подавления,психологию старых большевиков, по головам которых генсек пришел к власти и без молчаливой поддержки которых не удержал быее.
Писатель создает целую галерею образов, представляющихсистему сталинизма. Это и палачи, "мастера заплечных дел",например, один из подручных Ежова, " энтузиаст 37 года" генерал Неудобнов. Такие легко совершали самые чудовищные преступления да еще оправдывали их высшими интересами. Есть и аппаратчики высокого ранга. Например, Гетманов, один из секретарейобкома Украины. Он предстает перед читателем как карьерист,человек без принципов и биографии. Мастерски охарактеризован иредактор республиканской газеты Сагайдак. Он искренне считал,что можно и должно молчать о народе и голоде, землетрясении истрашном пожаре на шахте. Главное - это "воспитывать читателя". Это воспитание превращало людей в роботов. Встречаем игенералов, способных ради красивого рапорта ни за что положитьтысячи солдат (подобные персонажи есть у К.Симонова). Видим"ученых", которые по методу Жданова и Лысенко травят талантливых, преданных науке людей, обвиняя их в "противопоставлениисебя коллективу", в "духе реакции и мракобесия" и прочих "грехах". Вообще же роман грандиозен по количеству персонажей, вбольшинстве своем реалистичных. Многие из им подобных встречались совсем недавно, а некоторые встречаются до сих пор.
Другой тип героев Гроссмана в романе представленМостовским,Крымовым, Абарчуком. Эти представители старой гвардии большевиков с тревогой следили за ненормальными явлениямив обществе, за арестами своих бывших товарищей. Но они сковалисебя партийной дисциплиной. Подобная мораль запрещала имвыступать против линии "партии". Чувствуя ее неправильность,они не нашли в себе мужества или решимости вступиться за опороченных товарищей. Многие из них оставались при этом внутренне честными, преданными старым идеалам. Но их фанатизм заставлял давать показания против невинных людей, признавать своинесуществующие преступления, освящать своим авторитетом беззаконие. Одни это делали по малодушию, другие- по слепой вере.
Так, опираясь на палачей, карьеристов и прихлебателей, содной стороны, и на слепо преданных партии большевиков- с другой, Сталин формировал свой культ. Благодаря автору я понял,на чем держалась система сталинизма. Очень глубоки рассужденияписателя и мысли, вложенные в уста героев. Они достигают большой силы обобщения. Гроссман говорит о том, что одно словодиктатора могло уничтожить тысячи, десятки тысяч людей. Маршал, нарком, секретарь обкома- люди, командовавшие вчера армиями, республиками, областями, сегодня могли обратиться в ничто, в лагерную пыль, позванивая котелочками, ожидать баланды улагерной кухни. Вся политика была направлена на то, чтобы полностью искоренить дух свободы и инакомыслия. "Лагерю предстоитслияние с запроволочной жизнью". Так передает писатель теориюпалачей, которые доказывают, что лагерь и есть высшее торжество великих принципов. И как много сделано было этими преступниками, чтобы превратить страну в единый лагерь! Колючая проволока и караульные вышки стояли чуть не в каждом уголке великой державы, опутывая ее. Вместе с писателем негодуем и мы.
В романе постоянно проводится параллель между лагеремсталинским и лагерем фашистским. И не случайно вкладываетГроссман в уста гестаповского теоретика Лисса рассуждения онационализме как о главной силе 20 века, о Гитлере и Сталинекак о вождях нового типа. И читатель не может не согласиться,что всякая тирания, всякое беззаконие, поставленное в основугосударственной политики, всякое массовое пренебрежение интересами людей, оправдываемое "высокой" целью, родственны, какими теориями они ни прикрывались.
Осуждение сталинизма, преступлений и беззаконий врассмотренных (как и других) книгах полное. Нет места "идеям",которые обрекают людей на роль бесчувственного строительногоматериала в руках "вершителей истории".
Другие работы по теме:
Тема сталинизма в литературе - Осуждение сталинизма в произведениях современной литературы.
В течение 30 лет нашим людям внушалась мысль о величии Сталина, его умении все предусмотреть и о том, что по мере продвижения страны к лучшему будущему врагов становится все больше. И чем громче хвалили Сталина, тем больше беззаконий и преступлений совершалось. Но и после его смерти долгие десятилетия людей приучали к тому, что нужно думать, говорить и писать так, как велено сверху.
Тема сталинизма в литературе - Тема сталинизма в литературе
В современной отечественной литературе отчетливо проявляется связь с традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения писателей оказываются такие проблемы как проблемы личности и коллектива формирование человека осмысление связи времен.
Песня о Роланде как образец средневекового героического эпоса
Художественные достижения культуры Средневековье отразились в героическом эпосе разных народов. Каждый народ имел свой эпос, который основывался на произведениях устного творчества и отображал интересы народностей, которые формировались в это время. Борьба против иностранцев и иноверцев за родину - ведущая тема и французского эпоса «Песнь о Роланде», и немецкого «Песнь о Нибелунгах», и испанского «Песня о моем Сиде», и славянского «Слово о полке Игоревом».
Мой учитель
Профессия учителя — очень тяжелая и ответственная. Учитель, как и врач, не может допускать ошибки, потому что в его руках — души его учеников. Добрая, справедливая, внимательная — такой я вижу свою учительницу русского языка и литературы Екатерину Ивановну. Она молодая, однако это очень хороший учитель.
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва
В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости:
Как стать настоящим капитаном
В своих произведениях Жюль Верн показывает нам стойких, храбрых и благородных героев. Среди них были капитаны Немо и Грант, а в произведении “Пятнадцатилетний капитан” - Халл и юный Дик Сенд.
Роль Библии в духовной жизни народа
Что такое Библия? Это величайшая книга в истории человечества, которая вобрала народную мудрость, воплотила моральные основы человеческой жизни. Эта книга не просто явление культуры, она - основа духовного бытия мира, именно в Библии - книге всех книг - можем найти пути решения таких проблем: жизнь и смерть, судьба и душа человека, добро и зло...
Сочинение об Айвенго
Вальтер Скотт - известный шотландский писатель. В его произведениях ярко переплетаются история и выдумка, наука и фантазия. Вальтер стремился правдиво отобразить быт, обычаи, мораль прошлых столетий, срисовать выдающиеся личности и реальные события. Но главным для автора было изображение на историческом фоне судьбы обычного человека, объединяя историческую правду с художественным вымыслом.
Человеческая комедия Оноре Бальзака
Произведения Бальзака — это те произведения, к которым человек не раз будет возвращаться в течение жизни и воспринимать их как что-то новое и заново открыто для себя.
Пелевин Виктор
(1962 - ...) Родился в 1962 году. В 1979 году окончил московскую среднюю школу № 31 (сейчас гимназия им. Капцовых № 1520). В 1984 окончил Московский энергетический институт (МЭИ), учился в Литературном институте им. Горького. Работал в одном из первых в стране небольших частных издательств, участвовал в издании текстов Карлоса Кастанеды, древнекитайских буддистов.
Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в.
Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в. Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем, поднимаемой в классической литературе. Для того чтобы дать ей объективную оценку сегодня, следует воспринимать данное явление с позиций особенностей эпохи, нравственных и эстетических ценностей времени.
Талант любви в творчестве И.А.Бунина и А.И. Куприна
Автор: Бунин И.А. Любовь – одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Очень поэтично раскрывают эту тему в своих произведениях замечательные писатели Александр Иванович Куприн и Иван Алексеевич Бунин.
Стефан Жеромский
Жеромский, Стефан (Zeromski, Stefan) (1864–1925), польский прозаик и драматург.
Одоротивные образы в прозе Чехова
Text Text Graphics Исследовательская работа Одоративные образы и их роль в художественной прозе Чехова Graphics Оглавление: Оглавление: Введение……………………………………………………….…
Тип величавой славянки в произведениях Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. «Величавая славянка» - образ русской женщины, который воспел в своих произведениях Некрасов. Именно он впервые ввел такое понятие в литературу и дал ему определение. Образ русской женщины – это символ жизни, символ национального характера, который в некоторых произведениях внимательно и тщательно анализируется и рассматривается поэтом с помощью разговора, различных ситуаций и поступков.
Старые левые
Введение 1 Термин и краткая и история Список литературы Введение Старые или традиционные левые (англ. The Old Left, англ. Traditional Left) — термин определяющий традиционные (сформировавшиеся до 30-х гг.) направления левой мысли: ленинизма, сталинизма, троцкизма, их вариаций и ответвлений (маоизм, ходжаизм, различные троцкистские тенденции), а также анархизма.
Авдалбегян, Тадэос Айрапетович
Введение 1 Биография Список литературы Введение Тадэос (Тадеос, Тадевос) Айрапетович Авдалбегян (15 октября 1885, Маку, Персия — 1937) — выдающийся армянский учёный-энциклопедист (историк-археолог, марксистский экономист и филолог-лингвист).
Советско-китайский раскол
Сове́тско-кита́йский раско́л — дипломатический конфликт между КНР и СССР, начавшийся в конце 1950-х годов. Пик конфликта пришёлся на 1969 год. Окончанием конфликта считается конец 1980-х. Конфликт сопроводился расколом международного коммунистического движения.
Истоки и сущность сталинизма
Введение Сталинизм это идеология и политика, реализованные И. Сталиным и его сторонниками, политическое и идейное течение, противостоящее ленинизму своим теоретическим пониманием социалистической революции и социалистического общества и своей практикой строительства социализма.
Депортация цыган из Франции 2010
План Введение 1 Осуждение депортации Список литературы Введение Депортация румынских цыган из Франции (фр. Les expulsions de Roms) — массовая акция официального правительства Франции, развернувшаяся в августе 2010 года. Депортация была поддержана Президентом страны Николя Саркози после Луарского инцидента, в котором в результате перестрелки с полицией погиб цыганский юноша и представители местной цыганской общины вступили в открытый конфликт со служителями охраны порядка.
Нильсон, Антон
План Введение 1 Биография 2 Осуждение и тюрьма 3 В Советской России Список литературы Введение Антон Нильсон (швед. Anton Nilson, 11 ноября 1887 — 16 августа 1989) — шведский анархо-коммунист, последний человек, который был приговорен к смертной казни в Швеции. Приговор, однако, исполнен не был. Нильсон стал одним из шведских героев рабочего движения.
Лобатон, Гильермо
Гильермо Лобатон Милья (исп. Guillermo Lobatуn Milla, 1927 — 7 января 1966) — перуанский революционер, лидер Левого революционного движения. По происхождению восходит к негритянскому населению Гаити.
Абт, Карл Фридрих
Карл Фридрих Абт (нем. Karl Friedrich Abt; 1733, Ульм — 20 ноября 1783, Бремен), один из знаменитейших актёров Германии в конце XVIII в. Уже 25-ти лет от роду странствовал с собственной труппой по Германии. В 1775 г., потерпев неудачу в Голландии, где пьесы Шекспира, Лессинга и т. п. не пришлись ещё по вкусу публике, он поступил на сцену в Готе, где играл в первых произведениях Шиллера и Гёте.
Осуждение сталинизма в произведениях современной литературы
...Как грозный дух он был над нами, Иных не знали мы имен. А.Твардовский. В течение тридцати лет нашим людям внушалась мысль о величии Сталина, о его умении все предусмотреть и о том, что по мере продвижения страны к лучшему будущему врагов становится все больше. И чем громче хвалили Сталина, тем больше беззаконий и преступлений совершалось.
Д. И. Фонвизин
Среди русских писателей, имевших дар видеть и передавать все нелепое в жизни , первым был Фонвизин.В своих произведениях он искусно использовал и подбирал выражения , которые на долгое время оставались в памяти читателя.
Шолом-Алейхем
В своих многочисленных произведениях разных жанров, которые он писал на русском, идише и иврите, Шолом-Алейхем запечатлел в художественных образах трагические судьбы обездоленных евреев, в массе своей оторванных от родных корней.