(По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)
Период, охватывающий конец пятидесятых — начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.
Философской и общественной позицией основной части молодежи шестидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отразившем главный идейный конфликт эпохи — конфликт между воззрениями поместного дворянства и молодого разночинского поколения, исповедующего демократическими устремлениями и активно несущего в общество новые взгляды.
Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист:“Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважениемни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров — выпускник медицинско -хирургическсой академии — “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров — типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую — мой выбор в д
анный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала - некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.
Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов — в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером—практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” былнаписан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.
“Новые люди” — Лопухов и Кирсанов — также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он...” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспитание самого себя” в настоящем смысле этого слова.
Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.
Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова:Природа-матьКогда б таких людейТы иногда не посылала миру,Заглохла б нива жизни...
И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.
Другие работы по теме:
Суждение
Коньюнкция (логическое произведение). Дизъюнкция (логическая сумма). Классификация суждений. Импликативное сложное суждение. Эквивалентное ложное суждение.
Гражданская проституция в Древней Греции
Прочное распространение религиозной проституции и натолкнуло, вероятно, Солона на признание и регламентацию гражданской проституции. При нем она впервые является официальной в государстве, которое получает от нее известный доход.
Секс и религия
Ничто так не нервирует религиозных людей, как секс, по крайней мере нерегулируемый секс.
Правовое воспитание и правовое обучение
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.
Истоки и следствия антисемитизма
Журнал "Клад истины" webcenter/~gaspdm Истоки и следствия антисемитизма Дмитрий ТАЛАНЦЕВ Попробуем вкратце проследить корни антисемитизма и некоторые его последствия для государства.
Пушкин а. с. - он весь дитя добра и света
Что привлекает меня в поэзии Пушкина? Прежде всего, личность самого поэта, многогранная и непостижимая, общаясь с которой, испытываешь чувство, подобное тому, что переживает альпинист при подъеме к снежной вершине. Наш технократический век немало постарался, чтобы окунуть человека и в пучину низменных страстей и закрыть для него сияющую, снежную вершину человеческого духа.
Сочинения на свободную тему - Истинная красота человека
Как часто мы говорим. Какой красивый человек. А что значит красота Мне кажется в это емкое понятие входит прежде всего внутреннее душевное содержание когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой занимается любимым делом осознает свою.
Йост, Мишель
Введение 1 Биография 2 Сочинения Йоста 3 Источники Введение Мише́ль Йост (Йос) (фр. Michel Yost; 1754, Париж — 5 июля 1786, там же) — французский кларнетист, композитор и педагог, основоположник французской школы исполнительства на кларнете.
Кто такой современный интеллигент
Несомненно, каждый из нас не раз задумывался о сущности настоящей интеллигентности, старался мысленно выяснить, отвечают ли черты его собственной личности, его поступки мысленному образцу. И каждый сталкивался с тем, что однозначно ответить на вопрос «А кто есть современный интеллигент?» не всегда легко.
Давай поспорим, Базаров по роману Тургенева Отцы и дети
Из предложенных нам тем на экзамене я выбрал именно эту, потому что она меня заинтересовала. Интересно все-таки представить себя современником Базарова, разговаривать и спорить с человеком 60-х годов прошлого столетия. Ведь именно тогда, в период, очень трудный для жизни России, создавался роман.
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя Ревизор
Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что «оригиналы» большинства персонажей его комедии «всегда почти находятся перед глазами». А о Хлестакове писатель говорит, что это «тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым.
Быть человеком
Когда я задумываюсь над смыслом жизни, то всегда радуюсь потому, что я существую, что рядом является самыми дорогими мне людьми, что мне дано миловаться красотой окружающего мира и открывать этот мир для себя.
Образ, бережно хранимый... А.С. Пушкин
Автор: Пушкин А.С. Русская поэзия родилась под счастливой звездой Пушкина. Идут века, а звезда гения славянского мира путеводно горит на небосклоне проникновенного слова. От колыбели до последней дороги живет в каждом из нас свой Пушкин. Образом, строкой, мыслью, страстностью и убежденностью. Пушкин — это уже нечто большее, чем определенный человек, это — целый мир со своей красотой, это то необъятное, что мы невольно любим.
Стансы
Автор: Есенин С.А. Посвящается П.Чагину Я о своем таланте Много знаю. Стихи - не очень трудные дела. Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла.
Скупой рыцарь Опальные рассказы
Автор: Зощенко М.М. Год назад в одно почтенное издательское учреждение я три месяца подряд ходил за деньгами. Заведующий отделом человек был милый, симпатичный. Всякий раз он справлялся о моем драгоценном здоровье, интересовался работой. И всегда очень сочувствовал и входил в положение. Однако, денег не платил.
Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки
Автор: Фонвизин Д.И. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» - проблема воспитания передовых людей. Митрофан, будущий гражданин страны, который должен творить дела во благо Отечества, с рождения воспитывался в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни.
Пётр Гринёв по роману А.С. Пушкина Капитанская дочка
Пётр Гринёв (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. НАВЕРНОЕ, НЕТ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ БЫ ИМЯ АЛЕКСАНДРА С. ПУШКИНА. ВСЕМ ИЗВЕСТНО, ЧТО ПУШКИН БЫЛ ИЗВЕСТНЕЙШИМ ВЫДАЮЩИМСЯ ПИСАТЕЛЕМ, ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРОГО ЧИТАЛИ, ЧИТАЮТ, И БУДУТ ЧИТАТЬ.
Эссе Образ Данко
Автор Рассохина Настя, 11 'А'. 16.11.2000. Kozyavka@inbox Раньше или позже перед человеком встает вопрос: «Зачем и для чего жить?» По Горькому человек должен стать факелом, который осветит людям путь к лучшей жизни. Таков и есть Данко – мужественный, бескорыстный красавец, идеал писателя.
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы
Автор: Пушкин А.С. Неволя была, кажется, музою-вдохновительницею нашего времени. А Вяземский Свобода — ключевое понятие творчества Пушкина. Для Александра Сергеевича свободная и честная Россия всегда была предметом его мечтаний. Поэтому эта общественная тема, тема народа и его судьбы, звучит во многих стихотворениях и произведениях Пушкина.
Столкновение теории с жизнью
Автор: Тургенев И.С. Я говорю о его манере "de hier се qui est et d'expliquer се que n'ese pas" (франц., "отрицать то, что есть, и распространяться
Толстой Течение воды
Лев Николаевич Толстой Течение воды Толстой Лев Николаевич Течение воды Лев Николаевич Толстой Течение воды Однажды ученики Конфуцы застали его у реки. Учитель сидел на берегу и пристально смотрел на воду, как она бежала. Ученики удивились и спросили: "Учитель, какая польза смотреть на то, как текут воды? Это дело самое обыкновенное, оно всегда было и будет".
Истинная красота человека
Автор: Сочинения на свободную тему Как часто мы говорим: “Какой красивый человек!” А что значит “красота”? Мне кажется, в это емкое понятие входит прежде всего внутреннее, душевное содержание, когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознает свою пользу для общества, самодостаточен, ему не нужно одурманивать себя алкоголем и наркотиками, чтобы чувствовать счастье.
Бунтующее сердце образ Базарова по роману Отцы и дети Тургенева
Автор: Тургенев И.С. Многие критики отзывались о Базарове как о человеке-роботе, лишённом всяких чувств и человечности. Например, так думал М. Антонович: «…это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей… и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью…».
Доблесть, честь и достоинство
Автор: Сочинения на свободную тему С раннего детства наши родители стараются воспитать в нас все самые положительные и благородные качества, присущие добропорядочным гражданам. В пример нам они ставят наших любимых героев из прочитанных нами книг или увиденных на телеэкране. Мы же, подражая им во время детских игр, закладываем в своё подсознание доблестные намерения, достойные и честные поступки, мужество и благородство…
Самые уязвимые в нашем мире- это дети
Автор: Сочинения на свободную тему Детство -это самая светлая и яркая часть жизни человека.Приходя в этот мир слабое и беззащитное дитя может, рассчитывать лишь на помощь и заботу взрослых.Ребенок начинает познавать окружающую действительность в зависимости от того, как ему это преподносят. Каким вырастет малыш, во многом зависит от того, как относятся к этой жизни его родители.Какие ценности преобладают в семье, что занимает приоритетное положение - материальное или духовное -показатель того, чему отдаст предпочтение в будущем теперешний ребенок.Дети очень мягкий и податливый материал,что же мешает воспитать гармонично развитую личность, а что помогает этому процессу? Мне кажется, прежде всего поведение самих родителей.Кто из них думает о душе маленького человека,когда на глазах у него затевает скандал с соседкой или начинает осуждать друзей,знакомых, кто заботится о том ,какие шрамы
Экология культуры 2
Экология культуры Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?
Корректировка некоторых афоризмов
Философия начинается там, где кончается проявление эмоций в форме видимых реакций, где вся энергия эмоций направляется на работу мозга, осмысляющего породившую эмоции ситуацию.