Роль ремарок в пьесе А.Н. Островского "Лес"
Ремарка - от французского слова remarque - означает замечание, пояснение. Это указание автора на поступки, жесты, интонации героев, на особенности их речи и многое другое. Во времена Островского, во второй половине XIX века, роль ремарок возросла, так как усилился интерес к психологии персонажей.
Островский, как и многие другие русские драматурги, уделял немалое внимание ремаркам. В пьесе “Лес” очень многие реплики сопровождаются ремарками. Но прежде всего нужно сказать о тех пояснениях автора, которые даются в начале любой пьесы. Здесь всего в нескольких предложениях Островский дает настолько точное описание основных героев пьесы, что тот или иной образ сразу встает перед глазами читателей. Причем описания внешности, как такового, нет, через обычные характеристики Островский хочет выявить внутренние черты характера, не говоря об этом прямо. Так, например, Буланов - это “молодой человек, не доучившийся в гимназии”. Этим небольшим предложением Островский совершенно уничтожает Буланова, выбрав для характеристики именно этот факт его биографии. И даже отношения героев между собой можно проследить по самым первым ремаркам в комедии “Лес”. Например, отношение Гурмыжской к своей племяннице видно уже из того, что Гурмыжская “очень богатая помещица”, а Аксинья “одевается бедно, немного лучше горничной”. Действительно, Гурмыжская очень богата, но и сама она одевается скромно. Почему же? Ответ на этот вопрос мы найдем дальше, идя по страницам пьесы, в которой также немало замечаний автора.
Часто ремарки в “Лесе” - это наречия, и не случайно. Основной вопрос наречий - как? А автору очень важно выразить, как была произнесена та или иная реплика, с какой интонацией, каким выражением, быстро ли, медленно, весело или серьезно. С теми же целями автор употребляет в ремарках деепричастия, которые выражают конкретные действия героев, что также имеет значение для создания целостной картины происходящего.
О многом говорят читателю и описания места действия, ведь это описание идет до того, как там появляются действующие лица. В одной из таких ремарок первое предложение состоит всего из одного слова - “лес”. Это то, что является названием пьесы, и понять это можно так, что здесь подчеркивается хищническое начало обитателей “леса”, автор как раз обращает на это внимание читателей.
Единственные, кого Островский подробно, до малейших деталей описывает в пояснении, - это актеры Несчастливцев и Счастливцев. Зная это, можно сразу определить, что актеры играют в этой комедии основополагающие роли. В ремарках, посвященных им, нет общих фраз и характеристик. Здесь все очень конкретизировано. Островский не пытается показать скрытые черты характера героев, а предоставляет это самим читателям.
Комедия “Лес” необычна. Особенно для постановки. Ведь здесь актеры должны сыграть актеров. Сыграть нужно так, чтобы зрителям было понятно, как и зачем каждый из героев разыгрывает свою пьесу, и в то же время чтобы было видно, что герои обладают неким мастерством игры. Это сложно. А ведь именно в ремарках отражается игра, отражается, как в зеркале, и ниоткуда больше нельзя проникнуть в самую суть действий и мыслей героев.
Ремарки часто воспринимаются как небольшие дополнения к основному тексту. По-моему, такой подход не очень верен. Да, ремарки - это небольшие дополнения, но имеющие огромное значение. Через них мы можем увидеть реальную картину происходящего и по-настоящему почувствовать, понять эту пьесу одного из величайших русских драматургов.
Другие работы по теме:
Островский а. н. - Фольклорная основа пьесы а. н. островского снегурочка
«Снегурочка» написана Островским по мотивам и материя,. устного народного творчества. Драматург дает пьесе подзаголо ^ «Весенняя сказка» и поясняет: «Действие происходит в Стп * берендеев в доисторические времена». В пьесе, как в сказке ряду с людьми действуют Весна-Красна, дед-Мороз, Леший, ЭДа леница, сама героиня - Снегурочка, дочка Мороза и Весны.
Островский а. н. - Смысл названия драмы гроза
Название драмы. Островского Гроза играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме. Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны гроза непосредственный участник действия пьесы с другой стороны символ идеи этого пр Но гроза в пьесе имеет и переносное значение.
Литературный герой НЕГИНА
Негина героиня комедии А. Н. Островского Таланты и поклонники Н. молодая талантливая актриса провинциального театра один из самых обаятельных образов в драматургии. Островского не случайно давшего ей свое имя и отчество alignjustifyнегина героиня комедии.
Тема Кол-во страниц
Истоки творчества Островского-драматурга. Роль Малого театра в его жизни и судьбе
Смысл названия драмы Гроза Островского
Творчество А. Островского — русского Мольера и русского Шекспира, как его иногда называют, сегодня, в эпоху становления специфической формы «дикого капитализма», требует новых подходов и более внимательного прочтения, ибо вновь поднимает проблемы, которые волновали общество как в середине XIX, так и в конце XX — начале XXI века.
Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини по драме Островского Гроза
Драма «Гроза» —одно из прекрасных произведений Александра Николаевича Островского. В пьесе Островский показал извечную борьбу «темного царства» с людьми «горячего сердца», среди которых и глазная героиня драмы — Катерина Кабанова. Именно в конфликтах между людьми взгляды и убеждения которых расходятся, четко показана вся власть царства диких и кабановых над людьми, которые не могут смириться с жизнью в рабстве.
Тема игры в пьесе Александра Островского Лес
Мотив игры, маски, комедиантства пронизывает весь текст пьесы Островского «Лес». Многие действующие лица этого произведения как бы играют свою роль на сцене жизни. Героев А. Н. Островского в «Лесе» можно разделить на три категории: одни играют совершенно не свойственную им роль (Гурмыжская, Буланов), другие вообще ролей не играют (Аксюша, Петр Восмибратов, Милонов, Бодаев), а маска Несчастливцева очень похожа на то, что он есть на самом деле.
В чем трагедия Катерины по драме Островского Гроза
В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию.
Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии Лес Островского
В "Лесе" Островского, как и во многих других произведениях, отражается авторский взгляд на окружающий его мир. Значительную роль для подобного обращения между автором и читателем играют ремарки. Многие великие произведения "построены на ремарках", и пьеса "Лес" не является исключением.
Правда или сострадание По пьесе М.Горького На дне
Правда или сострадание? (По пьесе М.Горького "На дне") Автор: Горький М. Однозначного ответа на этот вопрос не возможно дать. Ведь для каждого есть своя правда. И очень сложно разобрать в пьесе что есть правда, а что есть ложь.
Мини-сочинение В городе Калинове по пьесе А.Н. Островского Гроза
Мини-сочинение "В городе Калинове" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза") Автор: Островский А.Н. Город Калинов - провинция, далеко отстающая в плане развития. Здесь, кажется, всё застыло, и никогда уже не тронется с места - так и останется под слоем пыли и паутины невежества.
Авторские ремарки в пьеса "Лес"
Ремарка - краткое замечание автора, поясняющее ход действия в пьесе. Ремарки могут иметь много функций: они могут описывать действия героев, чувства героев, перед началом сцены или действия ремарки описывают внешний вид и одежду героев.
В чём трагедия Ларисы Огудаловой по пьесе А.Н. Островского Бесприданница
В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Автор: Островский А.Н. Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь.
Красота души Катерины По пьесе А. Н. Островского Гроза
Красота души Катерины (По пьесе А. Н. Островского "Гроза") Автор: Островский А.Н. Солнце в небе высоко, тропинка бежит далеко, бредет по ней красная девица. Истомилась она, измучилась: за долгий свой путь три пары башмаков железных истоптала, три чугунных посоха изломала да три каменные просвиры изглодала.
Новаторство А.Н.Островского
Самоотверженный труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, ознаменовался блестящими результатами. Именно А.Н.Островский своими драматическими шедеврами довершил создание русского национально-самобытного театра.
Рецензия на пьесу «Свои люди – сочтёмся!» А.С. Островского
В основе сюжета пьесы лежит распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества. Богатый купец Самсон Силыч Большов занял у других купцов крупную сумму денег и, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве.
Васильев, Сергей Васильевич актёр
Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Серге́й Васи́льевич Васи́льев — российский актёр, один из талантливейших актёров московского театра.[1]
Самарин, Иван Васильевич
Введение 1 Биография 1.1 Адреса в Москве 2 Творчество 2.1 Роли в театре Список литературы Введение Иван Васильевич Самарин (1817, Петербург — 1885, Москва) — актёр театра, драматург и педагог.
Решимов, Михаил Аркадьевич
Введение 1 Биография 2 Роли 3 Последние годы Введение Решимов, Михаил Аркадьевич (настоящая фамилия – Горожанский); (1845, Рязань – 21 августа 1887, Москва) — артист Императорских Московских Театров
Киселевский, Иван Платонович
Иван Платонович Киселевский (1839—1898) — русский артист. Закончил морской кадетский корпус, затем был мировым посредником Петергофского уезда и старшим нотариусом курского окружного суда. В 1873 поступил на сцену, играл в провинции, в 1879—1886 в Санкт-Петербурге, затем в Москве; неоднократно приезжал с частными труппами в Петербург.
Айдаров, Сергей Васильевич
Сергей Васильевич Айдаров (настоящая фамилия Вишневский, 1867 — 16 августа 1938) — драматический актёр и режиссёр театра Малого театра. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937).
Зубров, Пётр Иванович
Пётр Иванович Зубров (1822, Санкт-Петербург — 9 декабря 1873, Санкт-Петербург) — артист Императорских Санкт-Петербургских театров. Биография Пётр Зубров родился в семье известного петербургского ювелира.