МИФОЛОГИЧЕСКАЯ И БИБЛЕЙСКАЯ СИМВОЛИКА В “ВОЙНЕ И МИРЕ”
“Война и мир” — это уникальное произведение, общепризнанно является одним из лучших сокровищ мировой литературы. Этот роман является одним из тех немногих творений русских писателей, которые известны обычным людям во всем мире. Хотя “Войну и мир” называют романом, этот термин не совсем подходит для данного сочинения, ведь в нем переплелось огромное количество жанров и произведений, начиная собственно романом и заканчивая Евангелием. Толстой также выдвигает в “Войне и мире” свой собственный взгляд на религию, синтезируя ее из различных верований и пропуская все это через фильтр своей философии. Но в произведении не много прямых намеков — Толстой передает свои идеи через излюбленный прием всех русских писателей — символ. Символика издавна является лучшим средством для передачи мыслей автора, ведь тот, кто хочет и кому нужно, всегда отыщет те знаки, по которым можно понять автора, а тот, кому не нужны мысли автора, просто ничего не заметит. Символы конечно же использовали и до Толстого. Так, Гоголь в поэме “Мертвые души” активно использовал этот прием и скрыл за паутиной символов основную идею поэмы, сохранив ее от чужих непонимающих глаз. Любил этот прием и Тургенев, скрыв в образе Базарова образ Эдипа.
Поскольку религия Толстого была разносторонней, то и символы религии встречаются очень разные. Некоторые можно отнести к христианству, другие же тяготеют к античности или восточной мифологии. Но основными символами являются, пожалуй, христианские.
Основным героем, несущим на себе большой груз толстовской религии, является князь Андрей. Его имя говорит само за себя, ведь оно такое же, как у апостола Андрея, который, по легенде, освятил Русь. Князь Андрей так же более склоняется к русской культуре, нежели к западной. Этому можно противопоставить Пьера Безухова, который увлечен масонством и долго жил во Франции. Апостол Петр освятил Европу, таким образом, имя Пьера, измененное на французский манер, явно указывает на его связь с апостолом Петром.
Андрей живет в Лысых Горах, а Христос был распят на Голгофе — Лысой горе. Таким образом, образ князя Андрея пересекается с образом Христа, и на протяжении всей книги можно обнаружить еще несколько мест, явно указывающих на связь князя Андрея с Христом. Так, например, во время сцены в лазарете после Бородинского сражения на операционных столах лежат трое: Болконский, Анатоль Курагин и простой солдат. Эти столы похожи на три креста, на которых распяли Христоса и двоих преступников. Один из них уверовал в Христа и воскрес. Так и Анатоль лежит вместе с князем Андреем на операционных столах, и если Андрей — Христос, то Анатоль — это один из грешников, и он воскресает, так как Андрей прощает ему его грехи и. отпуская их, дает ему вечную жизнь.
Также на связь между князем Андреем и Христом указывает и то, что они “переродились” в 33 года и оба были отданы отцом на смерть, ведь это Николай Андреевич Болконский хочет, чтобы сын служил в армии.
Но немало христианских мотивов встречается и вне образа князя Андрея. Так, например, предводителем святого воинства является Архангел Михаил, а московское ополчение собиралось словно на святую битву с антихристом — Наполеоном. Следовательно, Михаил Илларионович Кутузов воплощает в себе Архангела Михаила. Если пойти дальше, то можно заметить, что Кутузов предпочитает отступление наступлению, видя в этом погибель французского войска, то есть действует по принципу святого воинства — не противиться злу — оно само уничтожит себя. Тот же мотив можно заметить в момент, когда князь Андрей со своим полком стоит и ничего не предпринимает под обстрелом вражеских войск. Да и все Бородинское сражение можно считать толстовской версией Армагеддона.
Встречаются в “Войне и мире” и более мелкие мотивы. Например, мотив свечи. Она обозначает душу человека. Этот мотив прослеживается прежде всего тогда, когда няня во время родов маленькой княгини зажигает венчальные свечи Лизы и князя Андрея. Венчальные свечи — это свечи общей души семьи, их можно зажигать только в самые тяжелые минуты жизни. Но в тот момент, когда няня зажигает свечи, врывается ветер и гасит их, и, как следствие, Лиза умирает.
Также часто встречается мотив ангела — и Наташа, и князь Андрей хотят летать.
Но ведь религия Толстого не складывается только из христианства, у него есть мотивы и других религий. Так, можно заметить мотивы античных мифов. Можно проследить тему мойр — трех существ, которые пряли нить жизни и отмеряли, сколько кому жить. Мы встречаем этот мотив в нескольких местах: прежде всего, Лиза вяжет в салоне Анны Павловны, во-вторых, князь Андрей просит Наташу научиться вязать, но она роняет клубок, и князь Андрей умирает. Также встречается много мотивов славянской мифологии. Так, например, Наташа и Соня гадают на суженого, и перед этим они переодеваются в гусара и черкеса — святочные мотивы.
Князь Андрей собирает полынь — символ забвения, так как он ищет успокоения и сна. Андрей также разговаривает с дубом — славянским деревом предков и мудрости.
Есть также и мотивы восточных религий. Князь Андрей — это “Пробужденный” — один из эпитетов Будды, так как Будда пробудился под деревом, а князь Андрей под дубом. По Толстому, душа не постоянна, она все время меняется. Это перекликается с даосским представлением о душе.
Таким образом, можно сказать, что “Война и мир” — это книга книг, ее нельзя до конца понять и нельзя исчерпать всего ее смыслы. Так же, как нельзя найти всех символов, через которые Толстой доносит до нас свои идеи.
Другие работы по теме:
Семиотика цвета: синий
Мифологическая “палитра” сравнительно скупа: это триада черного, красного и белого, синий, а также золото и серебро. Другие цвета обладают знаковой семантикой гораздо реже, причем символика их существенно различается у конкретных народов.
Современная пастораль Виктора Астафьева
Автор повести "Пастух и пастушка" сам определил жанр произведения – "современная пастораль", таким образом, определяя его смысловую композицию: столкновение сентиментальности (пастух и пастушка, чувствительность, неповторимость любви) и суровости войны.
Нелли Закс
Провидческая поэзия Закс пронизана экстатическим напряжением и мистицизмом. В основе ее поэтического мышления – мотив преследования и бегства, символика охотника и его добычи, извечная драма, разворачивающаяся между истязателями и их жертвами.
Выход из лабиринта
Русскую литературу XIX века по остроте поставленных вечных вопросов можно отнести к литературе религиозной. За разрешением нравственных проблем культурное общество обращалось к писателю - властителю дум, а не к священнику.
Символика и её роль в поэме А.А. Блока "Двенадцать"
Место великого русского поэта и ярчайшего символиста А.А. Блока в русской литературе ХХ века. Анализ смысловой нагрузки и значения символов и ассоциаций как способов скрытого сравнения в поэме "Двенадцать", а также ее взаимосвязь с библейской историей.
Советский лёгкий танк Т-26
Т-26 — советский лёгкий танк межвоенного периода, являющийся лицензионной версией английской машины «Vickers» E 6-ton tank. Принимал участие в Гражданской войне в Испании, вооружённых конфликтах с Японией на Дальнем Востоке.
День ветеранов и павших на Мальвинской войне
День ветеранов и павших на Мальвинской войне » (англ. {{{1}}} Day of the War Veteran and the Fallen in the Malvinas War, исп. {{{1}}} Dнa del Veterano de Guerra y de los Caнdos en la Guerra de las Malvinas) — национальный день памяти в республике Аргентина, который отмечается в этой латиноамериканской стране ежегодно, 2 апреля.
Хаус, Эдвард Мандел
Эдвард Мандел Хаус (1858, Хьюстон — 1938, Нью-Йорк) — американский политик, советник президента Вудро Вильсона, известен под прозвищем «полковник Хаус», хотя к армии США отношения не имел.
Ржевский, Иван Матвеевич
Иван Матвеевич Ржевский (после 1734—1793) — генерал-майор, герой русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Родился после 1734 года, в военную службу вступил в 1758 году и принял участие в Семилетней войне.
Монкада, Гильермо
Гильермо Монкада (исп. Guillermo Moncada, прозвище — «Guillermуn») — один из 29 кубинских генералов участвовавших в войне за независимость Кубы. Родился в негритянском районе Сантьяго-де-Куба 25 июня 1841 года [1].
Байо, Альберто
Альберто Байо Хироуд (исп. Alberto Bayo Giroud, 1892, Камагуэй — 1967, Гавана) — испанский революционер и поэт кубинского происхождения. В 1920-х годах служил в испанских ВВС и участвовал в Рифской войне в Марокко. Участник высадки на Майорку во время гражданской войны в Испании. После поражения республиканских сил в войне — в изгнании в Мексике, где преподавал в военно-воздушном училище и торговал мебелью.
Геральдика
Введение 1 Цвета в геральдике 1.1 Символика цветов Список литературы Введение Гера́льдика (лат. heraldus — глашатай) — гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов.
Вторая Македонская война
Введение 1 Предпосылки к войне 2 Ход войны 3 Итоги войны Вторая Македонская война Введение Вторая Македонская война (200 до н. э. - 197 до н. э.) - война между Римом и Македонией.
Культурный герой
Введение 1 Культурный герой в мифах 2 Мифологическая роль культурных героев 3 Культурный герой в современной массовой культуре Список литературы Введение
Флаг Американского Самоа
Введение 1 Описание и символика 2 Исторические флаги Список литературы Флаг Американского Самоа Введение Флаг Американского Само́а (США) — принят 24 апреля 1960 года. Флаг разработан Институтом геральдики Армии США.[1]
Гине, Яков Егорович
Яков Егорович Гине (Гойнинген-Гюне) (1769—1813) — русский генерал, участник войн против Наполеона Родился в 1769 г.; сын штаб-офицера, происходил из лифляндских дворян. 16 ноября 1787 г. Гине выпущен из 1-го кадетского корпуса подпоручиком в Бомбардирский полк, с которым участвовал во 2-й Турецкой войне и был при осаде и взятии Очакова, взятии Каушан, осаде и взятии штурмом Измаила, за что награждён золотым крестом и 11 декабря 1790 г. произведён в поручики.
Тройственный альянс
О военно-политическом блоке 1882 года, см.: Тройственный союз. Тройственный альянс (англ. Triple Alliance) — образованный 23 января 1668 года в Гааге тройственный союз Англии, Швеции и Республики Соединённых провинций. Он возник в оборонительных целях, чтобы остановить экспансию Людовика XIV в Деволюционной войне.
Шаховской, Николай Леонтьевич
Николай Леонтьевич Шаховской (1757—1836), сенатор, генерал-майор Карьера В 1769 году зачислен рядовым в первый фузилерный полк. Во время русско-турецкой войне 1768 — 1774 годов участвовал в битве под Силистрией в 1774 году. Участвовал в русско-турецкой войне 1787—1792 годов. В 1790 году при штурме Измаила командовал двумя батальонами Херсонского гренадерского полка, прикрывавшими батарею, ведущую огонь в поддержку войск, штурмовавших город.
Русско-шведская война 1554 1557
План Введение 1 Предпосылки 2 Ход военных действий 3 Итоги и последствия Список литературы Введение Русско-шведская война 1554—1557 считается[] прелюдией к Ливонской войне 1558—1583 гг, начавшаяся из-за приграничных перепалок.
Австралия в Первой мировой войне
План Введение 1 Австралия в войне 1.1 Битва при Галлиполи 2 Потери австралийских войск Введение Австралия вступила в Первую мировую войну 4 августа 1914 года, объявив войну Германии.
Сапатистская армия национального освобождения
План Введение 1 История 2 Символика сапатистов Введение Сапатистская армия национального освобождения (исп. Ejйrcito Zapatista de Liberaciуn Nacional, EZLN) — национально-освободительное движение в Мексике.
Засс, Андрей Павлович
Засс, Андрей Павлович Андре́й Па́влович Засс (латыш. Andrejs Burhards Frīdrihs Zass) (1753, Рига - 1815) — барон, генерал-лейтенант. Записан в 8 лет рядовым в Лейб-кирасирский полк. В 1779 стал полковником. Участвовал в войне с Барской конфедерацией, русско-турецкой войне 1787—1792, польской кампании 1794 года.
Национально-революционная армия
Национально-революционная армия Национально-революционная армия (кит. трад. 國民革命軍, упр. 国民革命军, пиньинь Guуmнn Gйmмng Jūn) — вооружённые силы партии Гоминьдан, а после поражения Гоминьдана в гражданской войне — общенациональные вооружённые силы Китайской республики до 1947 года.
Андреевский флаг
Андреевский флаг - главное корабельное знамя Российского Флота. Он представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, образующими косой крест.
Милославский, Иван Богданович
(ум. 1681) — боярин, двоюродный брат царицы Марии Милославской. Биография Происходил из незнатного дворянского рода. Благодаря родственным связям смолоду занял видное положение при дворе, регулярно сопровождал царя Алексея Михайловича в его загородных поездках и увеселениях. Участвовал в русско-польской войне 1654—1667 гг. и русско-шведской войне 1656—1658 гг.
Пугачев Емельян
ПУГАЧЁВ Емельян Иванович-предводитель крестьянской войны 1773-1775 г. Казак. Родился в станице Зимовейской на Дону. Участвовал в 7-й войне(1756-1763), и в русско-турецкой войне (1768-1770). В 1770 Г. П был произведён в хорунжи в 1772г.-пойман, но вскоре бежал. Весной и летом 1772 жил среди старообрядцев под Черниговом и Гомелем.
Диас, Порфирио
Хосе́ де ла Крус Порфи́рио Ди́ас Мо́ри (исп. Josй de la Cruz Porfirio Dнaz Mori, 15 сентября 1830, Оахака, штат Оахака — 2 июля 1915, Париж) — мексиканский государственный и политический деятель, временный президент с 23 ноября 1876 по 5 мая 1877, а с 5 мая 1877 по 30 ноября 1880 президент Мексики (1-й раз), с 1 декабря 1884 по 25 мая 1911 (2-й раз).