Трагедия Григория Мелехова, героя романа “Тихий Дон”
“Тихий Дон” - огромная ценность для историка и политэкономика, для философа и социолога. И все-таки всех других истин дороже здесь откровение большого художника о душе человеческой. Шолохов искусно вывел характер людей грубых и душевных, гордых и многом спутанных по рукам и ногам сословными предрассудками. Проследив тропу жизненных исканий Григория Мелехова, можно понять, как самому автору удалось решить проблему нравственных исканий своего главного героя.
В начале повествования молодой Григорий — настоящий казак, блестящий наез
дник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик — вполне счастлив и беззаботен. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году. Отличаясь исключительной храбростью, Григорий быстро привыкает к кровопролитным сражениям. Однако от братьев по оружию его отличает чувствител
ьность ко всякому проявлению жестокости, к любому насилию над слабыми и беззащитными, а по мере развития событий — еще и протест против ужасов и нелепостей войны. По сути дела он всю свою жизнь проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь и с отвращением обнаруживая, как весь его талант, все его существо уходит в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда
быть дома, в семье, среди любящих его людей.
Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, под влиянием революционной пропаган
ды появляются сомнения в преданности царю, отечеству и воинскому долгу.
В семнадцатом году мы видим Григория в беспорядочных и мучительных попытках хоть каким-то образом определиться в это “смутное время”. Он ищет политическую истину в мире стремительно меняющихся ценностей, руководс
твуясь чаще вне
шними приз
наками соб
ытий, чем их сутью.
Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и, когда большевики приходят на его любимый Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски Григорием истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий.
Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых. “Все они один
ак
овы1
— говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. — Все они ярмо на шее казачества!” И, когда
он узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то, что он любил и лелеял всю свою жиз
нь: “
Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже каз
алось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться
всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каж
дого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку з
емли, за
право на жизнь — всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость даст борьба!
”
Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. В последнем томе романа разжалова
ние как следствие неподчинения белогвардейскому генералу, смерть жены и окончательное поражение белой армии доводят Григория до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного и героически воюет с по
ляками, желая очиститься этимот своей вины перед большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому: “Им с самого начала было ясно, а мне и доселе вое неясное. V них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с 17 года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь...”
Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно, и неминуемого расстрела, Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. Аксинья обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели и молчит, рыдая: “Лучше убей, но не бросай опять!” Упросив сестру ваять детей, он и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но счастье ее недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Когда они находят укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью: “Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено...”
Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает все более сильное желание “походить бы... по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать...” Он возвращается в родной хутор.
Трогательно описав встречу Григория с сыном, Шолохов заканчивает свой роман словами: “Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром”.
Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Очевидно, что он вернулся, чтобы погибнуть. Погибнуть от коммунистической необходимости в лице Михаила Кошевого. В романе, полном жестокости, казней и убийств, Шолохов мудро опускает занавес над этим последним эпизодом. А между тем перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая человеческая жизнь. Жизнеописание Григория у Шолохова довольно объемно. Григорий жил, в полном смысле этого слова, когда его жизненная идиллия ничем не нарушалась.
Он любил и был любим, он жил необыкновенной мирской жизнью на родном хуторе и был доволен. Он всегда старался поступать правильно, а если нет — что ж, каждый человек имеет право на ошибку. Многие моменты жизни Григория в романе — это своеобразные “уходы” от событий, которые непосильны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к естественной жизни, к своему домашнему очагу. Но в то же время нельзя сказать, что жизненные искания Григория зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью быть счастливым отцом. Но Григорий был вынужден постоянно искать выход из создавшихся трудных положений. Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно верным и правильным. Но он почти всегда руководствуется своими собственными принципами и убеждениями, пытается найти лучшую долю в жизни, и это его стремление не быть простым желанием “жить лучше всех”. Оно было искренним, затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей, в частности, любимой женщины. Несмотря на бесплодные устремления в жизни, Григорий был счастлив, хотя и очень не долго. Но и этих недолгих минут так необходимого счастья было достаточно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Григорий Мелехов.
Другие работы по теме:
Шолохов м. а. - Судьба донского казачества в романе шолохова тихий дон
В романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В этом произведении Шолохов отразил и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции, культуру и нравы. Роман насыщен событиями общественно-политической жизни, которые оказали большое влияние на судьбу донского казачества.
Шолохов м. а. - В чем трагедия героя романа м. шолохова
В произведении М. Шолохова "Тикий Дон" нравственным стержнем является Григорий Мелехов. Он занимает центральное место в эпопее . Понять трагичность жизненного пути героя можно, проследив всю его историю, начиная с истории рода Мелеховых.
Шолохов м. а. - Эпопея народной трагедии в романе м. шолохова тихий дон
«Тихий Дон» М. Шолохова принадлежит к жанру романа-эпопеи. Целью данного произведения, по определению самого автора, было изображение «тех колоссальных сдвигов в быту, жизни и человеческой психологии, которые произошли в результате войны и революции». Еестественно, это повлияло и на выбор характеров, и на способ изображения исторических событий.
Шолохов м. а. - Образ григория мелехова
По роману М. Шолохова Тихий ДонОбраз Григория Мелехова центральный в романе эпопее М. Шолохова Тихий Дон. О нем сразу невозможно сказать положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды своего пути.
Шолохов м. а. - смутные годы григория мелехова
Григорий Мелехов - главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон». Судьба его складывается трагически, потому что в сложной исторической ситуации он пытается найти свой собственный путь, потому что живет с чистым сердцем и чуткой совестью. Именно эти качества героя подвергаются тяжелому испытанию в огне революций, в кровопролитии войн.
Литературный герой МИЛЫЙ ДРУГ
Милый друг фр. Bel Ami герой романа. Милый друг Ги де Мопассана. Естественно у героя есть имя. Жорж Дюруа но не имя а прозвище. Милый друг осталось значимым не только в истории литературы но и как идиоматическое alignjustifyмилый друг фр Bel Ami герой романа.
Муки совести Григория Мелехова
В романе эпопее "Тихий Дон" М. А. Шолохов изобразил грандиозную картину жизни казачьего Дона с его историческими традициями, своеобразным бытом, социальными потрясениями, человеческими характерами и судьбами.
Сцена первого убийства Григорием Мелеховым человека По роману Шолохова Тихий Дон
Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» повествует о сложнейшем времени в истории России, огромных социальных потрясениях в среде кубанских казаков. Рушился привычный уклад жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь. Сам Шолохов характеризовал свое произведение как «роман-эпопея о всенародной трагедии».
Истоки оптимизма героев романа Шолохова Тихий Дон
Многие сомнения породил небольшой возраст М. Шолохова в годы создания им грандиозного романа-эпопеи «Тихий Дон». Но, мне кажется, книга так пронзительно зазвенела в душах людей, потому что именно молодой «орелик на кургане», у которого еще не расширились крылья, обратился к общечеловеческой проблематике, теме добра и красоты, сделал попытку возвратить ожесточившимся людям и взвихренной России память.
Типичное и особенное в образе Григория Мелехова
Автор: Шолохов М.А. Роман-эпопея М.Шолохова «Тихий Дон» – это поистине грандиозное произведение, в котором автор ярко и достоверно показал жизнь русского народа в тяжёлые годы революции. Главный герой – Григорий Мелехов, являющий представителем народа.
Разговор Григория Мелехова со Степаном Астаховым. По роману Шолохова Тихий Дон
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» - произведение эпическое, поставившее огромное количество вопросов, не устаревшее и по сей день, так как главная проблема романа - это поиск личностью своего места в меняющемся, зачастую враждебном мире. Личность - имеет ли она свободу выбора или кто-то ведет ее по жизни, как складываются отношения с другими людьми, с окружающей средой? Размышляет автор об этом на фоне страшных событий 20 века: войны, революции резко перевернули жизнь каждого человека в России.
Трагедия Григория Мелехова в романе М.Шолохова Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская... вся в засыпи желтопесков... Там, где Дон, выгинаясь, уходит от станции к Базакам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье. В конце озера Кончается и станица... Здесь, среди знакомой с детства природы родной донской степи, воспетую им, среди людей, которым он посвятил свои книги, постоянно жил и работал Михаил Шолохов.
В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи. По роману Шолохова Тихий Дон
Взаимоотношения героев романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи, на первый взгляд, представляют собой обычный любовный треугольник. Но на фоне событий Первой Мировой, а затем и Гражданской войны в России — событий страшных, расколовших на два лагеря и общество, и кровно связанных между собою близких людей, — эти взаимоотношения героев приобретают особенно трагическую окраску.
Чужой всем образ Григория Мелехова по роману Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. Ничего я не понимаю. Мне трудно в этом разобраться.” Блукаю я, как метель в степи. М. Шолохов Михаил Александрович Шолохов отразил судьбу народа, поиски истины в переломные годы революции и гражданской войны в романе-эпопее “Тихий Дон”. Одним из центральных героев романа является Григорий Мелехов.
Классовое и общечеловеческое в романе Тихий дон
Среди книг о предреволюционных и революционных событиях, гражданской войне «Тихий Дон» выделяется самобытной уникальностью. Писатель развернул перед нами, читателями, грандиозную эпическую картину жизни казачьего Дона с его историческими особенностями, традициями, своеобразным бытом, неисповедимым пересечением человеческих путей И судеб, социальными потрясениями.
Донские казаки на примере Григория Мелихова по роману Шолохова Тихий Дон
На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская в засыпи желтопесков. Там, где Дон, выгинаясь, уходит от станции к Базакам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье. В конце озера кончается и станица. Здесь, среди знакомой с детства природы родной донской степи, воспетой им, среди людей, которым он посвятил свои книги, постоянно жил и работал Михаил Шолохов.
Жить значит чувствовать, мыслить, страдать Белинский
Роман-эпопея «Тихий Дон» — это произведение о ломке традиционного уклада жизни и быта донских казаков в период революции и Гражданской войны. Основное внимание уделяется семье Мелиховых, где все хорошо знают цену хлеба. Революция и Гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейный уклад Мелиховых.
Путь исканий Григория Мелехова
«Тихий Дон» М. Шолохова — роман о судьбах народа в переломную эпоху. От природы данный Шолохову гений, обостренный жестокой действительностью, в которой он развивался, сумел схватить самую суть мировой тревоги витающей в воздухе, поставить ее на землю, как только и возможно в искусстве, осмыслить художественным разумом и облечь в художественную плоть — в такую бесконечно зеленую историю простого донского казака Григория Мелехова.
Григорий Мелехов - целостный человек в трагически разорванном времени
Тема: «» Михаил Александрович Шолохов в своем романе «Тихий Дон» изображал судьбы людей в то не простое для страны время на примере казаков, земледельцев, тружеников и воинов, обитающих на хуторе Татарском, на высоком берегу Дона. В судьбах этих людей отразились социальные перемены, перемены в сознании, быту, психологии.
История создания романа-эпопеи М.А. Шолохова Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. Вот как рассказывал историю создания своего произведения М.А. Шолохов: «Начал писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал ч участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Написал 5-6 печатных листов.
Главный герой романа М.А. Шолохова Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. Л.Н. Толстой по поводу своего романа-эпопеи «Война и мир» писал, что у художника, создающего произведение на историческом материале, и собственно историка – разные творческие задачи. Если историк стремится к объективной передаче событий, то художника интересует прежде всего человек, принимающий в них участие, мотивы поступков, ход мыслей, движение чувств.
Система персонажей в романе М.А. Шолохова Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. В испытаниях, которые подстерегали главного героя романа, Григория, первым стало страсть к Аксинье: он не скрывал своих чувств, готов был ответить за их «незаконность» в казачьей среде. Однако, почувствовал естественную для нормального казака тягу к семье, к своему хозяйству, он порывает с Аскиньей, уступает ее мужу, весь отдается созданию своего гнезда с Натальей, пришедшей ему по душе и статью, и трудолюбием.
Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века
Автор: Шолохов М.А. ...Земля... широко раскинулась... могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Н.Кун XX век оказался для русской литературы временем глубоких философских поисков, он подарил нам яркие произведения выдающихся писателей. Для меня вершинной книгой в русской литературе XX века стал роман “Тихий Дон”, произведение, обагренное трагедией социальной борьбы, войн и революций, сохранившее национальную духовность и высокую меру народной нравственности.
Тема поиска жизненной правды в романе Тихий Дон
Тема поиска жизненной правды в романе "Тихий Дон" Автор: Шолохов М.А. Роман «Тихий Дон» охватывает самое исторически насыщенное десятилетие России. Здесь и Первая Мировая, и революция, и война Гражданская с ее братоубийственной реальностью. Прочитав этот роман-эпопею, я поняла, насколько велика сила художественного изображения такого яркого писателя, как Михаил Александрович Шолохов.
Образ Григория Мелехова
Автор: Шолохов М.А. Григорий Мелехов – главный герой романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». Его образ нельзя назвать типическим, потому что в нём также присутствуют особые индивидуальные черты.
Пути исканий Григория Мелехова
Героями романа Шолохова «Тихий Дон» стали простые крестьяне — труженики, а не какие-то выдающиеся личности, правда, представляют они казачество. Одним из них является Григорий Мелехов. В его роду переплелась и турецкая, и казацкая кровь. С незапамятных времен предки Мелеховых поселились здесь и трудились на этой благодатной земле.
Роль внутренних монологов Григория Мелехова в третьем томе романа Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. Внутренний монолог – это диалог с самим собой. В романе «Тихий Дон» внутренние монологи мы можем встретить в основном только у главного героя – Григория Мелехова, в которых он выражает свои чувства, мысли. В третьем томе романа «Тихий Дон» можно выделить следующие его внутренние монологи: