Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.
Л.Н.Толстой
Милосердие... Если спросить кого-нибудь, что это такое? - в большинстве случаев получишь такой ответ: это великодушие, доброта к людям, готовность простить или хотя бы понять человека, даже если он совершил что-то очень плохое. Термин “милосердие” несколько устаревший, непопулярный сегодня. Нечто свойственное лишь прежним временам. “Сестра милосердия”, “Брат милосердия” - даже словарь дает их как “устар.”.
Но изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности: милости к поверженным и пострадавшим. Вспомним русских писателей-гуманистов: Тургенева, Толстого, Достоевского, Короленко и других. Какое созвездие имен! Каждый сказал о милосердии свое и по-своему. Милость к униженным , оскорбленным, становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве писателей России росло и ширилось благодаря пушкинскому завету милости к падшим.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Как бы ни трактовать последнюю строку стихотворения А.Пушкина “Памятник”, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. Можно проследить, как в поэзии и прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему.
Все творчество Пушкина - высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви, дружбы, чести, совести, справедливости, человеческого достоинства, милосердия.
Особенно проникнута духом милосердия повесть Пушкина “Капитанская дочка”. Ее можно назвать повестью о милосердии. Центральная сюжетная линия повести - история взаимоотношений Гринева и Пугачева - есть прежде всего история милосердия. С милосердия начинается эта история, им и кончается. Вспомним первую встречу Гринева с Пугачевым, когда Гринев приказывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Савельич изумлен. И дело не только в том, что тулуп дорог. Подарок бессмыслен. “Зачем ему твой заячий тулуп ? Он его пропьет, собака, в первом кабаке”. Да не полезет этот юношеский тулуп на пугачевские “окаянные плечища!” И Савельич прав: тулуп трещит по швам, когда Пугачев надевает его... Однако пишет Пушкин:”Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком”. Тут не в тулупе дело... Тут впервые промелькнуло между офицером Гриневым и беглым казаком Пугачевым нечто иное... В благодарности Гринева не просто благодарность. Тут жалость, милосердие и... уважение. Уважение к человеку и его достоинству. И человеку холодно. А человеку не должно быть холодно. Потому что он образ Божий. И мы не должны безразлично проходить мимо человека, которому холодно, потому что это кощунство. Все это почувствовал Пугачев. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: “Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей!” И завязались между героями отношения, где высший и низший едины , где нет ни господина, ни раба, где враги - братья. Чем можно ответить на милость, на милосердие ? Чем его измерить ? - Только милосердием же.
И через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной темой идет именно тема милосердия. При занятии Белогорской крепости Пугачев, узнав Гринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни. “Я помиловал тебя за твою добродетель”, за то, что ты оказал мне услугу...” - говорит Пугачев Гриневу. Но сколь несоразмерны услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и... жизнь, подаренная офицеру противного войска, с которым ведется война.
Пугачев должен был помиловать Гринева, потому что однажды Гринев разглядел человека в Пугачеве, и не может уже забыть этого Пугачев. Все в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича Гринева и Марьи Ивановны Мироновой - не любовь - страсть, не любовь - восхищение, а христианская любовь, жаления. Любит и слезно жалеет Марью Ивановну, сироту, у которой не осталось никого близкого во всем мире, Гринев. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна.
Милосерден Гринев и к своему врагу (к Швабрину). Когда Гринев вырывает с помощью Пугачева Марью Ивановну из рук Швабрина, Гринев имеет достаточно оснований, чтобы ненавидеть изменника и насильника. Однако вот как кончается глава “Сирота”. Напутствуемые доброй попадьей Гринев со своей любимой отбывают из крепости. “Мы поехали. У окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над униженным врагом и обратил глаза в другую сторону”. Торжествовать над уничтоженным врагом согласно христианской морали, которой руководствуется Гринев, стыдно. Так как, пока жив человек, Бог надеется на него, на его исправление. Следует тем более надеяться и человеку. А устраивать “пир победителей” над поверженным противником - хамство. Потому и отворачивается Гринев. И в этом опять милосердие целомудренной души.
Наконец на суде Швабрин оказывается главным - и, собственно, единственным - обвинителем Гринева. Швабрин возводит на Гринева сознательную и чудовищную клевету, грозящую последнему самым худшим. Интересна реакция Гринева. “ Генерал велел нас вывести. Мы вышли вместе. Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова. Он усмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил свои шаги”. Где-то слова уже бессильны... И не только слова, но и любые жесты, грозящие ли, осуждающие ли. Так глубоко может отравить зло человеческую душу... И так важно здесь противопоставить болезни зла спокойный, трезвый взгляд. И может быть,- Бог знает! - этот спокойный человеческий взгляд сможет послужить опорой мятущейся, одержимой, потерявшей себя преступной душе, поможет остановиться и не упасть в последнюю геенскую бездну отчаяния...
Конец повести счастливый, но не слащавая подачка читателю “романтической повести”, а логическое следствие целостной мировоззренческой позиции автора, утверждающий, что мир, “лежащий во зле”, стоит на добре.
Господствующим принципом отношений Пушкин считал гуманность. Гармония между человеком и природой, внутри общества, в самом человеке покоится на его добрых чувствах, на способности к сердечности и милосердию.
Искомую им гармонию, благородную простоту, нравственный артистизм имеет сама его личность, запечатленная в лирических стихотворениях, в прозе. В “заветной лире”, по слову самого поэта, отлилась его “душа”. В ней, как сказал Гоголь, чувствуется прообраз прекрасного человека, который явится на Руси, может быть через двести лет.
Другие работы по теме:
Пушкин а. с. - чувства добрые в поэзии пушкина
Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве .Пушкина. Белинский Какой каплей в море чудесных слов, сказанных о Пушкине, будет мое? Сотой, тысячной или миллионной?! Мне все равно. Какой угодно! Лишь бы капля эта дополнила необозримый океан пушкинской славы, лишь бы капля бушевала вместе с его невиданными волнами по всему миру, разнося всем людям планеты слова о великом сыне России!
Пушкин а. с. - Поэт и поэзия в лирике пушкина
В году. Пушкин покидает лицей. Молодой поэт с головой окунается в бурную жизнь столицы. Он предается не только светским развлечениям но и вступает в литературную. Зачем стадам дары свободы.
Пушкин а. с. - Идеи свободы в лирике а. пушкина
Идеи свободы пронизывают всю лирику. Пушкина. Их содержание пополняется переосмысливается и видоизменяется на протяжении всего творческого пути поэта. Так например в ранний период его литературной деятельности в лицейские годы идеи свободы про.
Державин г. р. - памятник а. с. пушкина
И Г. Р. Державина традиции и новаторство в ПОЭЗИИГаврила Романович Державин крупнейший поэт XVIII века один из последних представителей русского классицизма.
Пушкинские образы в Элегии Некрасова
Размышляя о творчестве выдающегося русского поэта второй половины XIX века Н.А. Некрасова, нельзя не обраться в лирике его великого предшественника – А.С. Пушкина, которого Некрасов считал своим учителем и наставником, чьи бессмертные произведения брал за высокий образец поэтического творчества.
Вольнолюбивая лирика Пушкина 2
Вольнолюбивая лирика Пушкина Эпоха, в которую жил и творил А. С. Пушкин, была временем подавления всякой живой мысли, передовой идеи. Авангардная часть русского дворянства, недовольная политикой царя, объединялась в тайные общества для борьбы с самодержавием и крепостным правом. Молодой Пушкин всей душой поддерживал передовые идеи.
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
У каждого большого поэта есть строки, в которых он размышляет о своем предназначении, роли в обществе, месте в поэзии. Такие стихи называют программными — не потому, что их изучают по школьной программе, в курсе какого-то класса, а потому, что они являются программой жизни и творчества поэта. Читатель воспринимает их как убеждения автора, его принципы и самые сокровенные мысли.
Назначение поэта в лирике Пушкина
Кем и каким должен быть поэт? Что должен он нести людям? Эти вопросы задавали все настоящие пииты разных эпох и народов. Не остался к этой проблеме равнодушен и Александр Сергеевич Пушкин. Поэтому в его творчестве так много стихов, где затрагиваются все эти вопросы. И в первую очередь стихотворения: "Пророк", "Памятник", "Поэт".
Стихотворение Некрасова Элегия
Поэзия Н.А. Некрасова была знамением времени — смены дворянского периода освободительного движения разночинским. «Кнутом иссеченная муза» Некрасова была дочерью порабощенного народа, чьи муки, чья ненависть уже сгущались в грозовые тучи неистовых крестьянских волнений. Советский поэт Н. Рыленков так сказал о значении гражданской поэзии Некрасова: «Когда я думаю о долге художника, о его честности перед временем и перед собой, перед Родиной и перед народом, я прежде всего вспоминаю о Некрасове».
Анализ стихотворения Александра Пушкина Пророк
Пушкин… Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каждый находит в нем что-то свое, быть может, близкое и понятное только ему. Для кого-то Пушкин - учитель, помогающий идти по тяжелой дороге жизни. Кто-то ищет в его произведениях ответы на многочисленные вопросы.
Как развивается тема свободы в лирике Пушкина
Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства через чудесные сказки о золотой рыбке, об озорном работнике Балде, о синем Лукоморье с морскими богатырями. В юности Пушкин приходит к нам через школу. Он пробуждает стремление к высокому, любовь «к святой вольности», желание посвятить Отчизне «души прекрасные порывы».
Чувства добрые я лирой пробуждал Пушкин
В стихотворении «Памятник» Пушкин, осмысливая миссию поэта, «итожа жизнь свою», определяет: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Образ России в лирике Есенина
Стихи Есенина… Они не подвластны времени и всегда современны. Каких бы проблем нашей жизни мы ни коснулись, все они нашли свое отражение в поэзии Есенина. Конечно, не он один задумывался над будущим родины. Многие поэты — предшественники и преемники Есенина — задумывались о том, какой быть России.
Памятник А.С. Пушкина и Г.Р. Державина
Стихотворение А.С. Пушкина «Памятник» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти автора. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности.
Образ, бережно хранимый... А.С. Пушкин
Автор: Пушкин А.С. Русская поэзия родилась под счастливой звездой Пушкина. Идут века, а звезда гения славянского мира путеводно горит на небосклоне проникновенного слова. От колыбели до последней дороги живет в каждом из нас свой Пушкин. Образом, строкой, мыслью, страстностью и убежденностью. Пушкин — это уже нечто большее, чем определенный человек, это — целый мир со своей красотой, это то необъятное, что мы невольно любим.
К нему не зарастет народная тропа
Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин мало прожил, но много написал. Однако по сравнению с тем, сколько написано о поэте после его смерти, написанное им самим — капля в море. Кто только не писал и что только не писали о Пушкине?
О назначении поэта и поэзии
Автор: Пушкин А.С. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли. Глаголом жги сердца людей. А. Пушкин К размышлениям о сути поэзии, ее великой миссии на земле Пушкин возвращался в своем творчестве неоднократно. В разные годы его кумирами были Чаадаев и Шенье, Наполеон и Байрон...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина Памятник
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Памятник" Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подведя итог своей поэтической деятельности, А.С.Пушкин пишет "Памятник". По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнегреческого поэта Горация.
Стихотворение А. С. Пушкина ...Вновь я посетил... Восприятие, истолкование, оценка 2
Стихотворение А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...» (Восприятие, истолкование, оценка) Автор: Пушкин А.С. Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина.
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина 2
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Автор: Пушкин А.С. Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии.
Какой смысл придавал Пушкин поэту и поэзии
Поэт у Пушкина выступает не проповедником, которому благоговейно внимают слушатели, но их оппонентом, защищающим от них собственную суверенность, не признающим за ними право на так называемый “социальный заказ”.
Чувства добрые в поэзии Пушкина
В, Г. Белинский точно определил назначение поэзии: "…развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека". И сегодня в этом ее святое назначение.
Анализ стихотворения Пушкина Памятник
Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник».
В мой жестокий век восславил я свободу
Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин создал много стихотворений, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, завораживают нас в течение жизни. И все же, подводя итог своему творчеству, не красоту стиха поставил он себе в заслугу, а то, что “чувства добрые” “лирой пробуждал”, что в “жестокий век” “восславил... свободу и милость к падшим призывал”.
Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии.
Пушкин о роли поэта и поэзии
Автор: Пушкин А.С. Кто такой поэт? Каково его место в жизни? Может быть, он выше других и имеет право учить людей тому, как нужно жить? Или он должен быть просто зеркалом, отражающим в своей поэзии судьбы страны и чувства людей? Или, наконец, поэт имеет право только на отражение в поэзии своих собственных мыслей и чувств? В лирике Александра Сергеевича Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы дает великий русский поэт на некоторые из этих нелегких вопросов.
Три памятника в русской литературе
Тема памятника всегда занимала важное место в творчестве всех поэтов. Три великих русских поэта - Пушкин А.С., Державин Г.Р. и Ломоносов М.В. написали произведения, в которых оценивали свое творчество, свои труды жизни, что они сделали для народа.
Поэзия Пушкина - союз волшебных звуков чувств и дум
Поэзия Пушкина - "союз волшебных звуков, чувств и дум" Чувства добрые я лирой пробуждал А.С.Пушкин "Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук напоминает собой многие дни нашей жизни". Удивительно верные слова нашел А.Блок для выражения сущности творчества Пушкина, его солнечной жизнеутверждающей поэзии.
Памятник А С Пушкину
Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А. С. Пушкину. Его создатель-скульптор А. М. Опекушин, архитектор постамента - В. А. Петров. Материал, из которого создана скульптура-гранит, благодаря ему она воспринимается, как нечто вечное. На плечи автора легла огромная ответственность: то, что он создает, сохранится на веки.
Памятник А.С. Пушкину
Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А.С.Пушкину.Его создатель-скульптор А.М.Опекушин,архитектор постамента-В.А.Петров.Материал,из которого создана скульптура-гранит,