конфликте
Чацкого с
фамусовским
обществом.
Чацкий и
Софья.
Чацкий.
/Комедия А.
С. Грибоедова
«Горе от ума»./
Комедия
«Горе от ума»
была закончена
Грибоедовым
в тысяча восемьсот
двадцать четвертом
году. Сразу же
запрещенная
цензурой, она
при жизни автора
ни разу не появилась
ни в печати, ни
на сцене. Но
рукопись комедии
переписывалась
от руки, и списки
распространялись
по России. К
моменту первых
театральных
постановок
«Горе от ума»
зрители знали
текст комедии
наизусть.
«Горе
от ума», как
политическая
комедия, сразу
же была воспринята
правильно и
получила высокую
оценку декабристов.
Прочитаны
первые страницы
комедии ...Стало
ясно : все в доме
Фамусова ждут
человека, так
заинтересовавшего
меня. Кто он?
Почему только
о нем и говорят
в этом доме?
Почему Лиза,
горничная,
вспоминает
о нем как о человеке
веселом, остроумном,
а Софья, дочь
Фамусова, и
слышать не
хочет о Чацком
?А в последствии
я убеждаюсь
в том, что и Фамусов
раздражен и
встревожен.
Почему? Все эти
вопросы мне
необходимо
разрешить.
Комедия с первых
же страниц
заинтересовала
меня.
Итак,
выясняется,
что Чацкий,
рано оставшийся
сиротой, жил
в доме своего
опекуна Фамусова
,друга отца,
и воспитывался
вместе с его
дочерью, получив
прекрасное
домашнее образование
у иностранных
гувернеров.
«Привычка
вместе быть
день каждый
неразлучно»
связало их
детской дружбой.
Но вскоре юноше
Чацкому стало
уже «скучно»
в доме Фамусова,
где отсутствовали
серьезные
умственные
интересы, и он
«съехал», то
есть стал жить
отдельно,
самостоятельно,
приобрел хороших
друзей, серьезно
занялся науками.
В эти годы его
дружеское
расположение
к Софье становится
серьезным
чувством. Но
и любовь к девушке
не отвлекала
его от стремления
к знаниям, к
изучению жизни.
Он отправляется
«странствовать».
Прошло три года
...И вот наш герой
снова в Москве,
в доме Фамусова.
Он спешит увидеть
Софью, которую
страстно любит.
И такая искренность,
такая любовь
и радость от
встречи с любимой
девушкой слышны
в его голосе!
Он оживлен,
весел, остроумен,
красив ! Чацкий
весь переполнен
радостью жизни
и не знает, что
его ожидает
беда : ведь Софья-то
любит не его,
а секретаря
своего отца,
хитрого лжеца
Молчалина.
Чацкий
и не подозревает,
как изменилась
Софья за время
его отсутствия,
он доверяется
ей, как в дни
ранней юности.
А Софья не только
не любит его,
но даже готова
возненавидеть
за колкие слова
в адрес Молчалина.
Она способна
на лож, притворство,
сплетни, лишь
бы сделать
больно, отомстить
Чацкому. В шутливых,
язвительных
репликах Чацкого
она не может
почувствовать
боль человека,
истинно любящего
свою Родину.
Чацкий и Фамусов
встречаются
как близкие
люди. Но в скоре
мы убеждаемся
в том, что между
ними постоянно
происходят
столкновения.
В
доме Фамусова
Чацкий знакомится
со Скалозубом,
возможным
претендентом
на руку Софьи.
Именно здесь
между Фамусовым,
защитником
самодержавно-крепостнических
порядков, и
Чацким, патриотом,
защитником
«свободной
жизни», выразителем
идей декабристов,
новых представлений
о человеке и
его месте в
обществе,
возникает и
разгорается
напряженная
идейная борьба.
Спор между ними
идет о достоинстве
человека, его
ценности, о
чести и честности,
об отношении
к службе, о месте
человека в
обществе.
Чацкий
язвительно
критикует
крепостнический
произвол, цинизм
и бездушие
«отцов отечества»,
их жалкое преклонение
перед всем
иностранным,
их карьеризм,
яростное
сопротивление
движению вперед,
к лучшей жизни.
Фамусов
боится таких
людей, как Чацкий,
так как они
посягают на
тот строй жизни,
который является
основой благополучия
для Фамусовых.
Самодовольный
крепостник
поучает «нынешних
гордецов», как
надо жить, ставит
в пример подхалимов
и карьеристов
типа Максима
Петровича.
Могли
бы в подобном
случае промолчать,
скажем, Белинский,
Рылеев, Грибоедов?
Вряд ли ! Вот
почему мы так
естественно
воспринимаем
обличительные
монологи и
реплики Чацкого.
Герой негодует,
презирает,
издевается,
обвиняет, при
этом мыслит
вслух, не обращая
внимания на
то, как к его
размышлениям
отнесутся
окружающие.
Чацким
владеет кипучая
страсть борца
за справедливое
общество. Он
хочет довести
врагов до «белого
каления» и
высказать свою
правду.
Гнев
и обиды гражданина
придают ему
энергию.
Читая
комедию, я все
больше и больше
восхищаюсь
тем, как выразительно
Грибоедов
сопоставил
Чацкого и его
соперников.
Чацкий вызывает
у меня сочувствие
и уважение,
признание его
благородных
поступков. Мне
близки и дороги
его высказывания
в адрес мира
крепостников.
Светская толпа,
умело изображенная
пером Грибоедова,
- олицетворение,
подлости, невежества,
косности. К
этой толпе
можно отнести,
на мой взгляд,
и Софью, которую
так любит наш
герой. Ведь это
она наносит
ему предательский
удар : сочиняя
сплетню о
сумасшествии
Чацкого. Я понимаю,
что ей хотелось
отомстить за
его насмешки
по отношению
к Молчалину.
Но нельзя же
быть такой
жестокой и
бесчеловечной!
Ведь она представительница
прекрасного
пола и вдруг....
такая подлость
! Выдумка о
сумасшествии
Чацкого распространяется
с молниеносной
быстротой.
Никто не верит,
но все повторяют.
Наконец эта
сплетня доходит
до Фамусова.
Когда гости
начинают перечислять
причину сумасшествия
Чацкого, раскрывается
еще один смысл
этой фразы : по
их мнениям
сумасшедший
- значит «вольнодумец».
Все пытаются
установить
причину сумасшествия
. Хлестова говорит
: «Чай, пил не
по летам»,но
Фамусов твердо
уверен :
Ученье
- вот чума,
Ученость
- вот причина....
Затем
предлагаются
различные меры
борьбы с «безумием».
Полковник
Скалозуб,
самовлюбленный,
тупой полковник
палочной муштры,
враг свободы
и просвещения,
мечтающий о
чине генерала,
говорит :
Я вас
обрадую : всеобщая
молва,
Что есть
проект на счет
лицеев, школ,
гимназий;
Там будут
лишь учить
по-нашему : раз,
два ;
А школы сохранят
так : для больших
оказий.
А
Фамусов, как
бы обобщая
высказанные
суждения о
просвещении,
говорит :
Уж коли зло
пресечь :
Забрать все
книги бы да
сжечь.
Таким
образом, Чацкий
признан сумасшедшим
за свое свободомыслие.
Он ненавистен
реакционному
обществу как
идейный враг,
как передовой
свободолюбивый
человек. И общество
принимает меры,
чтобы обезвредить
его, - возводит
на него гнусною
клевету. Вскоре
Чацкий услышал
сплетню о своем
сумасшествии.
Ему больно,
горько, но это
не так глубоко
его волнует,
как то, кого же
любит Софья,
почему она так
холодна к нему.
И
вдруг происходит
неожиданное
разрешение
этих вопросов.
Чацкий оказался
свидетелем
случайно
подслушанного
разговора между
Молчалиным
и горничной
Лизой. Молчалин
признается
девушке в любви,
но смело
горничная
намекает ему
на свадьбу с
барышней, Софьей,
стыдит Молчалина.
И тут Молчалин
«снимает маску»:
он признается
Лизе, что «в
Софье Павловне
нет ничего
завидного»,
что влюблен
он в неё « по
должности»,
« который кормит
и поит, а иногда
и чином подарит».
Гнев и стыд
терзают Чацкого
: «Вот я пожертвован
кому!». Как он
обманулся в
Софье! Его счастливый
соперник - Молчалин,
низкий лицемер
и обманщик,
«глупец», «услужник
знаменитый»,
убежденный
в том, что «в
его лета», в
его чине «не
должно сметь
своё суждение
иметь », но должно,
«угождая всем,
и награждения
брать и весело
пожить».
И
Софья направлявшаяся
на свидание
к Молчалину,
услышала
случайно его
откровенное
признание Лизе.
Она удивлена,
оскорблена,
унижена ! Ведь
она его так
любила, идеализировала
этого ничтожного
человека ! Какую
жалкую роль
сыграла Софья
в его жизни! Но
девушка находит
в себе силы,
чтобы навсегда
отказаться
от заблуждений,
оттолкнуть
ползающего
у её ног Молчалина,
но защитить
и оправдать
себя перед
Чацким она не
может. Чацкому
нанесена еще
одна рана : он
узнает, что
нелепая сплетня
о его безумии
принадлежит
Софье. Нет, он
это не сможет
никогда простить
ей, так как считает
и её представительницей
Фамусовского
общества, враждебного
ему. Чацкий
решил навсегда
уехать из Москвы.
Почему? Покидая
«мучителей
толпы, в любви
предателей,
в вражде неутомимых»,
он намеревается
«искать по
свету, где
оскорбленному
есть чувству
уголок ».
А
Софья? Ведь так
возможно было
примирение
с ней ! Но Чацкий,
причислив её
к миру своих
врагов, убежден,
что «другой
найдется благонравный
низкопоклонник
и делец». Может
быть, прав
наш герой. Ведь
Софья, воспитанная
в духе ненависти
ко всему прогрессивному,
новому, не принесла
бы счастья
человеку, имеющему
определенное
мнение о крепостном
праве, просвещении,
службе. Недаром
декабристы
видели в Чацком
своего единомышленника.
Мне,
признаюсь, жаль
Софью, потому
что она не плохая
девушка не
безнравственная,
но, к сожалению,
оказалась
жертвой той
лжи, которая
характерна
для фамусовского
общества, погубившего
её.
Комедия
«Горе от ума»
вошла в сокровищницу
нашей национальной
культуры. Она
и сейчас не
утратила своей
нравственной
и художественной
силы. Нам, людям
нового поколения,
понятно и близко
гневное, непримиримое
отношение
Грибоедова
к несправедливости,
подлости, лицемерию,
которые так
часто встречаются
и в нашей жизни.
Главный
герой комедии
учит нас быть
непримиримыми
ко всему низкому
и пошлому, учит
быть честными,
добрыми и
принципиальными.
Другие работы по теме:
Век нынешний и Век минувший
"Век нынешний" и "Век минувший" Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" была завершена в 1824 году. Она создавалась во время смены одного мировоззрения другим. Ярким завершением этого процесса стало восстание декабристов в 1825 году. Основной проблемой произведения является противостояние двух эпох, проблема двух мировоззрений: "века минувшего", защищающего старые устои, и "века нынешнего", выступающего за решительные перемены.
Чацкий и Репетилов герой и пародия
(по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство».
Конфликт двух эпох в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Читая комедию А.С. Грибоедова "Горе от ума", мы становимся свидетелями столкновения двух эпох – "века нынешнего" и "века минувшего". "Горе от ума" — единственное ставшее известным произведения Александра Сергеевича Грибоедова снискал всенародную известность.
Грибоедов Александр Сергеевич Горе от ума
Graphics Graphics «Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма.
Смешное и трагическое в комедии Дениса Фонвизина Недоросль
Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма, но более позднего, зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.
Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Комедия Грибоедова “Горе от ума”, несомненно, лучшее его творение. Можно даже сказать, что для потомков писатель навсегда остался автором одного произведения. Комедия стоит, по словам Гончарова, “каким-то особняком” среди произведений, составляющих репертуар русских театров.
Чацкий и молчалин. Сравнительная характеристика героев.
Автор: Грибоедов А.С. «…Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» А.С. Грибоедов В комедии А. Грибоедова «Горе от ума» представлены два противоположных героя: Александр Чацкий и Алексей Молчалин.
Чацкий и фамусовское общество. 5
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Комедия Грибоедова “Горе от ума” — бесценный шедевр в русской литературе. В этом произведении описывается дворянское общество XIX века. Главным героем этой комедии является Александр Андреевич Чацкий — умный, свободомыслящий молодой человек.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 6
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. С комедией А.С. Грибоедова “Горе от ума” я ознакомилась на летних каникулах. В этой комедии автор затронул болезненную тему того времени. Ум и честь — это главные достоинства человека. Наш главный герой обладает именно такими качествами, но попадает не в то общество, среди которого ему хотелось бы находиться.
Роль образа Софьи в комедии Грибоедова Горе от ума
Роль образа Софьи в комедии Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия Грибоедова "Горе от ума". В ней писатель поставил ряд важнейших проблем своего времени - столкновение двух эпох, двух миров - старого "закостеневшего" и нового "прогрессивного".
Чацкий и фамусовское общество. 10
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Я прочитал великолепную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Она создавалась автором в течение восьми лет. “Горе от ума” — это комедия о том, как толпа глупцов не понимает одного здравомыслящего человека. События комедии развиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 7
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” является комедией высокого общественного содержания. Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении всему иностранному.
Смысл названия комедии А.С.Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”, пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно — категорию ума.
Смысл названия комедии Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Среди огромных богатств русской классической литературы комедия “Горе от ума” А.С. Грибоедова занимает особое место. Основной конфликт комедии — борьба “Века минувшего” с “веком нынешним”.
Смысл названия комедии Горе от ума 2
Смысл названия комедии «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт — столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого с царским дворянством. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных.
Горе от ума Александра Сергеевича Грибоедова
“Горе от ума” — сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова. В этой пьесе через столкновения характеров отражены важные явления общественной жизни России прошлого века.
Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма.
Идеи декабризма в комедии А. Грибоедова Горе от ума. Чацкий и декабристы
Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, б рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. По содержанию "Горе от ума" строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 5
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. “Безумным вы меня прославили всем хором...” И все-таки сложная штука жизнь. Иногда она бывает легкой, иногда тяжкой; для кого-то счастливой, для кого-то несчастной. Комедия Грибоедова — о человеческих отношениях, без которых этой жизни не было бы.
Трагедия Чацкого
Автор: Грибоедов А.С. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в первой половине 19 века. Это время контрастов, вобравшее в себя всё: и триумфы и поражения. Люди, носившие нищенские лохмотья, примеряли царские мантии. А скупые трактирщики, державшие прежде нож мясника получали маршальский жезл.
Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова принесла своему создателю огромную славу. Запрещенная цензурой, она переписывалась тайком и передавалась из дома в дом. Произведения такого рода еще не появлялись в русской литературе, поэтому эта комедия была своеобразным “лучом света”, озарившим мир читателя.
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 3
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась выдающимся явлением в русской литературе 20-х годов XIX века. Значение этого произведения сразу же оценили современники, хотя после написания комедия была запрещена к печати цензорами, усмотревшими в грибоедовских стихах критику московского дворянства, его устоев и нравов.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 2
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. И.А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” так писал о главном герое бессмертной комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: “Роль Чацкого — главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.
Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе.
Новаторство комедии "Горе от ума"
Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией "Горе от ума" положил начало расцвету русской реалистической драматургии.
Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 3
«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была завершена в 1824 году. Она создавалась в период смены одного мировоззрения другим, и вольнодумство в те времена уже имело место. Ярким завершением этого процесса стало восстание декабристов в 1825 году.
Идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.