Искусство в судьбе человека
(По повести В.Г.Короленко “Слепой музыкант”)
... Музыка тоже великая сила, дающая воз-
можность владеть сердцем толпы ... Да, он
прозрел ... он чувствует и людское горе, и
людскую радость, он прозрел и сумеет на-
помнить счастливым о несчастных ...
(В. Г. Короленко)
“Глаза, - сказал кто-то, - зеркало души”. Быть может, вернее было бы сравнить их с окнами, которыми
вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира”, - написал В. Г. Короленко в своей чудес-
ной поэтической повести “Слепой музыкант” о слепом от рождения, но очень одаренном мальчике. Великий
гуманист Владимир Галактионович в этом произведении попытался ответить на вечные вопросы о том, что
такое счастье, какую роль играют в жизни человека искусство и любовь.
Петрусь (так звали слепого ) родился живым и подвижным ребенком, но постепенно сделался задумчивым,
стремящимся проникнуть в тайны, ему недоступные. Ведь он был лишен самого прекрасного пути познания
мира - красок, света, всех оттенков живой и прекрасной природы.
Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка. Его мать и дядя Максим. Этот мужчина, в
свое время известный забияка, уехал в Италию и примкнул к Гарибальди. Оттуда вернулся калекой, “правую
ногу ему совсем отрезали, и поэтому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на
то, чтобы кое-как опираться на палку”. Два разных начала - нежность и поэтичность матери и мужество старо-
го воина - помогли Петрусю узнавать мир.
Сначала он изучал комнаты, прислушиваясь ко всему и ощупывая каждый предмет. С волнением читаем мы о том, как знакомился он с весенним миром, песнями птиц. Малыш, не в силах понять всего многообразия,
“тихо застонал и откинулся назад на траву”. Он был в глубоком обмороке.
Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог, Короленко удивительно точно
передает чувства, которые испытывает слепой ребенок. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечат-
ления движения детской души. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими
людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар.
На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень сделал сам после дол-
гих поисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь
каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима. Долго пришлось матери на лучшем заграничном
пианино “бороться с куском украшенной вербы”. Мальчик не признавал ее игры. Своей душой он чувствовал
родное и близкое в звуках свирели и пугался при исполнении шумной и хитрой пьесы. И только когда барыня
поняла, что “у мужика Иохима истинное, живое чувство” и открыла и у себя такое же, она сумела заставить
мальчика полюбить свою игру. С помощью звуков ребенок учился постигать и состояние души и цвета.
“Это увлечение музыкой стало центром его умственного роста: оно заполняло и разнообразило его сущест-
вование”. Слепой учился играть на пианино, но любил также и дудку.
Благодаря режиму, заведенному дядей Максимом, мальчик нормально развивался физически и даже позна-
комился с соседской девчонкой Эвелиной, которая стала товарищем всей его жизни. Им хорошо вместе. Эве-
лина о многом рассказывает Петру, а тот играет для нее, стремясь все свои впечатления переложить на музыку.
Детская дружба переросла в юношескую привязанность, а затем и в настоящую любовь. Эвелина порой
переставала замечать недостатки своего возлюбленного, да и Петр вместе с ней не чувствовал его так остро.
Но чем больше Петр становился личностью, тем больше страдал от своей ущербности. И, может быть, зам-
кнулся бы он в себе и сделал себя навсегда несчастным, если бы не дядя. Ведь недаром тот отдал свое здоровье
за счастье людей. Максим постоянно добивался, чтобы и племянник думал меньше о своем недостатке, а больше о страданиях других, чтобы научился чувствовать чужое горе. Дядю беспокоило, что богатая усадьба - недо-
статочный, тесный мир для подростка, а жизнь здесь совсем не похожа на ту, которой живет большинство лю-
дей. Поэтому и Петрусь, “ставший уже юношей, вырос, как тепличный цветок, огражденный от резких сторон-
них влияний далекой жизни”.
И вот в усадьбу приглашаются различные гости, в том числе и музыканты. Петр и сам порой выезжает в
люди. Все эти впечатления, с одной стороны, развили “замечательную тонкость ощущений” у него, “слух его
чрезвычайно обострился”. С другой - привели к душевному кризису. Ему казалось, что жизнь не нужна, в него
вложена некая злоба, потому что он родился слепым. Его мучает желание видеть. Желание, которое судьба
удовлетворила в последствии на одно мгновение, когда он узнал, что его ребенок родился нормальным.
Юноша стал уверять, что ему лучше было бы, если бы он был нищим, потому что в заботах о пропитании и
тепле ему некогда было бы думать о своем несчастье. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И
твердый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему
испытать все тяготы, участь несчастных. “Ты умеешь только кощунствовать со своей сытою завистью к чужому
голоду ! ...“ - бросает Максим Яценко племяннику. И тот в конце концов присоединяется к бродячим слепым
музыкантам. Но играл он не ту интимную музыку, что в усадьбе, для себя и близких. Сейчас его игра веселила народ в праздники и ярмарки, а порой умиляла или заставляла грустить. В конце концов страдания, о которых
он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась, “как будто страшный кошмар навсегда исчез
из усадьбы”, куда Петр возвращается. Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве. А вскоре он овладел и высотами классической музыки в Киеве.
Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он
узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь была вознаграждена. Родился сын. В течении долгих
месяцев Петр боялся, что ребенок будет слепым. Но слова доктора: “Зрачок сокращается. Ребенок видит несом-
ненно”, - “будто прожгли в мозгу огненную дорогу”.
Еще когда Петрусь был очень маленьким, старый гарибальдиец мечтал: “...несправедливо обиженный
судьбою подымет со временем доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью, и тогда я недаром
проживу на свете, изувеченный старый солдат...”. Мечта старого воина сбылась. Повесть кончается эпилогом, в
котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. В его музыке публика слышала и
“живое чувство родной природы”, и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как
степной ветер. И вдруг находящийся в зале Максим услышал песню слепых: “Подайте слепеньким... р-ради Христа”. И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел,
потому что его искусство служит людям и напоминает “счастливым о несчастных...”.
Другие работы по теме:
Лермонтов м. ю. - Печорин и контрабандисты. анализ главы тамань
«Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?» М.Ю. Лермонтов В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов.
Короленко в. г. - Чему учат жизнь и произведения в. г. короленко
Имя Владимира Галактионовича Короленко уже при его жизни стало символом “совести эпохи”. Вот что писал о нем И. А. Бунин: “Радуешься, что он живет и здравствует среди нас как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература”.
Тема Кол-во страниц
Истоки творчества Островского-драматурга. Роль Малого театра в его жизни и судьбе
Азиоли, Бонифацио
Азиоли Бонифацио (итал. Bonifazio Asioli; 1769 - 1832) — итальянский музыкант, композитор, дирижёр и музыкальный педагог, автор нескольких музыкальных пособий.
Сюжет жизни А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Общество ждет и надеется... В. Г. Короленко Жизнь Чехова в чем-то сродни его художественным созданиям. Не так-уж много в ней внешне драматических эпизодов. Не было у Чехова ни дуэлей с роковым исходом, как у Пушкина и Лермонтова, ни ссылки, как у Чернышевского, ни политической эмиграции, как у Герцена, ни гражданской казни, как у Достоевского, ни ухода из отчего дома, как у Льва Толстого.
Философско-символическое содержание повести-притчи Хемингуэя Старик и море
Повесть «Старик и море» — одно из последних завершенных произведений легенды американской литературы Эрнеста Хемингуэя, своеобразный итог творческих поисков автора. Литературоведы определяют жанр этого произведения как повесть-притча, то есть произведение, которое рассказывает о судьбе и определенных событиях жизни героя, но этот рассказ имеет аллегорический характер, глубокое моральное и философское содержание.
Мистическое в повести-сказке Гофмана Крошка Цахес по прозвищу Цинобер
Известный немецкий писатель - романтик, художник, музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман написал много рассказов и повестей, в которых фантастическое объединяется с реальностью настолько крепко, что сложно определить границу. Фантастическое в произведениях Гофмана настолько притягивает и зачаровывает, что начинаешь воспринимать рассказанное, как реально существующее.
Тема маленького человека в повести Шинель
Автор: Гоголь Н.В. Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого «маленького человека». Эта тема раскрывается еще в начале произведения. Даже само имя Акакия Акакиевича может быть воспринято как результат переписывания.
Разбор произведений Гоголя Вечера на хуторе близь Диканьки
Автор: Гоголь Н.В. В 1831 — 1832 годах повести вышли в свет в двух сборниках под общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». И в предисловии к первому сборнику, и во всей книге, написанной от имени пасичника Рудого Панька, Гоголь сознательно противопоставил светской, «панской» литературе с её чопорностью и жеманством свои повести, как произведения, созданные народом и отражающие его жизнь и его поэзию.
Образ матери в повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба
Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Автор: Гоголь Н.В. В повести «Тарас Бульба» Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Большое внимание он уделил сыновьям Тараса, Остапу и Андрею. И совсем немного написал о их матери.
Проблема нравственного выбора в повести В. Г. Короленко Слепой музыкант
Автор: Короленко В.Г. Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, — слепому?
Повесть В.Г.Короленко Слепой музыкант
Автор: Короленко В.Г. Владимир Галактионович Короленко в своей повести «Слепой музыкант» пытается раскрыть перед читателем горе человека, родившегося слепым. Он хочет показать нам, как трудно человеку, родившемуся слепым, найти свое предназначение в жизни. Петр представляет весь мир в звуках и ощущениях.
Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна
Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека.
Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки»
Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки». Каков человек таков и бог для него. Я думаю, что бог у каждого человека в душе. Так и в этой повести. Бабушка Алёши очень добрый и хороший человек. Она искренне, по настоящему верит в бога. Ей стыдно перед ним нагрешить, потомучто он добрый.
Короленко Владимир Галактионович
КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853-1921) Родился 27 июля 1853 г. в Житомире. В 1863 г. поступил в Житомирскую классическую гимназию, в 1866 перешел в реальную. Мечтал быть адвокатом. Со смертью отца началась долгая полоса нужды. Лишь во 2-й половине 80-х годов, когда развернулась литературная деятельность Короленко, нужда пропала.
Владимир Галактионович Короленко (Доклад)
Владимир Галактионович Короленко. Владимир Галактионович Короленко - выдающийся русский писатель. Родился в 1853 году в городе Житомире в семье чиновника. Учился в житомирской гимназии, позднее - в ровенской реальной гимназии. Большую роль в формировании мировоззрения Короленко сыграла демократическая литература 60-х годов, сочинения Н.
Рецензия на произведение «Cудьба человека»
«Судьба человека» Шолохова – это повесть, и автор не случайно выбрал именно этот жанр. В произведении как таковом нет действия динамического. Все действие – это рассказ Соколова о своей судьбе, неторопливое повествование о страшных событиях.
Слепой музыкант
В наше время в Америке живет и работает потрясающий человек – темнокожий певец и композитор Стив Уандер (Stive Wonder). У которого из пяти чувств есть только три, кроме зрения и обоняния.
Россия в произведениях А. И. Куприна по повести Поединок
Автор: Куприн А.И. Время, когда человечество вступает в новый век, особенно остро ставит вопрос о судьбе России. На рубеже XIX—XX вв. этот вопрос остро обсуждался во всех слоях общества. Это не могло не отразиться в литературе того времени, а потому многие литераторы обратили внимание на эту тему. Повесть Куприна “Поединок” ставит перед читателем подобные животрепещущие вопросы.
Дакота здание
Место убийства Джона Леннона Дакота (англ. The Dakota ) — известное здание, находящееся Нью-Йорке на пересечении 72-й улицы и Central Park West на острове Манхэттен. Официальный адрес: 1 West 72nd street.
Короленко, Владимир Галактионович
Введение 1 Детство и юность 2 Революционная деятельность и ссылка 3 Литературная карьера 4 Публицистика и общественная деятельность 5 Отношение к революции
Список музыкантов и певцов, связанных с Ташкентом
Ташкент посещали, в нём жили и работали многие выдающиеся музыканты и певцы В том числе: Виктор Александрович Успенский (1879—1949) — музыкант-этнограф, композитор, народный артист Туркмении (1929) и Узбекистана (1937), доктор искусствоведения (1943). Исследователь музыкальной культуры Средней Азии, автор музыкальной драмы «Фархад и Ширин» (1936), профессор Ташкентской консерватории (с 1936).
Американская тема в публицистике В. Г. Короленко
В основном, журналистская деятельность Короленко связана с журналом “Русское богатство”. Она началась в 1878 г. Сначала он придерживался народнических взглядов. Затем отошел от них, но сторонником марксистского подхода не стал.
Рыбаков А.Н.
Русский советский писатель. Родился 1 января (14 н.с.) в Чернигове в семье инженера. С 1918 живет в Москве, где закончил школу поступил в Московский институт инженеров транспорта. Окончив его в 1934, работает инженером в автотранспортных предприятиях.