Молчалин и молчалинство
Н.Шмелева.
После войны 1812 года произошел раскол российского дворянства на два лагеря: консерваторов и реформаторов. Грибоедова, конечно, не могло не волновать противостояние реакционного и передового дворянства. Будучи прогрессивно мыслящим человеком и разделяя во многом убеждения будущих декабристов, он написал комедию «Горе от ума», где и поднял проблемы, актуальные для российского общества первой четверти
XIX
века.
Но рамки традиционной, классицистической комедии оказались слишком узки для выполнения этой задачи, поэтому Грибоедов нарушил каноны классицизма, господствующего в это время в драматургии, и написал общественно-политическую комедию, в основе которой лежал социальный конфликт. Для реализации своего замысла Грибоедов создает обширную систему персонажей, которая представляла собой «целую галерею живых типов» (Гончаров).
Особое место в системе образов комедии занимает образ Молчалина. Это молодой чиновник, живущий в фамусовском доме и служащий у Фамусова секретарем. Молчалин – «безродный», которого Фамусов «пригрел в своем семействе, дал чин асессора»
Молчалин занимает важную позицию как в социальном, так и в любовном конфликтах пьесы. Он является главным героем любовной интриги, так как именно в него влюблена Софья, и в любовном треугольнике(Софья, Чацкий, Молчалин) он играет роль «удачливого влюбленного». Кроме того, он участвует в двух пародийных любовных треугольниках: Молчалин, Софья, Лиза и Лиза, Молчалин, Петруша. В рамках любовного конфликта в характере Молчалина раскрываются самые низкие черты, характеризующие его безнравственность: это лицемерие и подлость по отношению к Софье. Он демонстрирует влюбленность в Софью, не любя ее, прикидывается влюбленным «в угодность дочери такого человека».
Молчалин представляет собой тип карьериста ,мечтающего продвинуться по служебной лестнице любыми способами, даже самыми бесчестными. Его мечта - «и награжденья брать и весело пожить». Его жизненное кредо вполне выражено в словах: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Он считает, что так как он в небольших чинах, то «надобно зависеть от других». Главная особенность его поведения – это приспособленчество. Он старается «угождать всем людям без изъятья, играет в карты со старичками, в то время, как молодежь танцует, делает комплименты собачке Хлестовой. Благодаря тому, что Молчалин умеет найти поход к людям, он свой человек в фамусовской среде, хотя в социальном отношении он, не дворянин, от нее дальше, чем Чацкий. Фамусовский круг принимает Молчалина как своего. Так, Хлестова называет его «мой дружок», «мой родной».
Грибоедов создает пародии на Молчалина. Прежде всего, это Загорецкий, который проявляет только одно качество: угодничество. Он дарит билет Софье, достает двух арапченков Хлестовой. Второй образ пародия – это Репетилов, который женится на дочери Барона фон Клоца, рассчитывая, что он поможет своему зятю продвинуться по служебной лестнице. Но он просчитался, немец боялся «упреку за слабость будто бы к родне», поэтому не стал помогать Репетилову получить высокий чин.
Образ Молчалина неоднозначен. Пушкин писал о нем: «Молчалин не довольно резко подл, не нужно ли было сделать из него труса?». Но так как Грибоедов пользовался реалистическими средствами создания характеров, то Молчалин наделен и положительными качествами. Он деловит и трудолюбив. По сути, именно он ведет дела Фамусова – чиновника, так как сам Фамусов делами мало интересуется. Молчалин очень боится общественного мнения. В сцене его падения с лошади он останавливает Софью, которая слишком откровенно проявляет свои чувства. Для Молчалина «злые языки страшнее пистолета». Молчалин демонстрирует угодливую почтительность, выражающуюся в добавлении к словам частицы «с» («нет-с», «два-с»), приторно- деликатные выражения (« я вас перепутал, простите ради Бога»). Для Молчалина авторитетами является Татьяна Юрьевна, так как «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и Фома Фомич, который «при трех министрах был начальник отделенья».
В пьесе Молчалин проявляет лишь одно живое чувство: любовь к Лизе. Все остальное время он играет какую-нибудь роль: то старательного секретаря, то влюбленного и т.д. Однако даже демонстрируя чувство к Лизе, Молчалин мелок и приземлен: его чувство снижается тем, что он пытается расположить Лизу подарками. Молчалин оказывается неспособным на проявление высокого чувства.
Молчалин является представителем «века минувшего», но он не открытый оппонент Чацкого, не идеолог тем он и опасен, что прячет истинное лицо за маской. Он сочувствует Чацкому: «Вам не дались чины, по службе неуспех?... Как удивлялись мы… Жалели вас.)
Карьеризм, приспособленчиство, угодничество характеризуют Молчалина как яркий социальный тип. Типичность Молчалина позволяет даже говорить о таком явлении как молчалинство. Отличительная черта молчалиных – это стремление продвигаться по карьерной лестнице не благодаря личным качествами и заслугами, а путем «подличанья». Молчалинство – это особый способ существования, стиль жизни, основанный на приспособленчистве.
Итак, фигура Молчалина в комедии – одна из центральных. В его образе проявляются черты, характерные для всех представителей фамусовской Москвы. Ведь каждый из фамусовского окружения понимают, что «чины людьми даются», а значит, надо расположить к себе власть имущих любыми способами. Но Грибоедов писал реалистическую комедию и использовал реалистические средства создания характеров. Поэтому образ Молчалина неоднозначен и очень жизнен и реален.
Другие работы по теме:
Грибоедов а. с. - Молчалин и молчалинство. смешон или страшен молчалин
Появившаяся в начале XIX века великая комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” открыла новый этап в развитии русской литературы. Все созданные драматургом характеры имеют не только историко-литературное, но и общечеловеческое значение. Одной из безусловных находок автора стал образ Молчалина. Этот персонаж вобрал в себя черты социально-психологического типа, которому, к сожалению, суждена была долгая жизнь на Руси.
Грибоедов а. с. - Чем опасны молчалины.
"Горе от ума" - одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии, продолжали волновать русскую литературу много лет спустя после появления пьесы. В комедии показано столкновение "века нынешнего" с "века минувшего", представленных Чацким и фамусовским обществом.
Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Горе от ума» – величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова.
Объяснение Чацкого с Софьей
Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от ума» как близкий Чацкому, — это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…».
Век нынешний Чацкий, Молчалин, Репетилов
Все новое — это хорошо забытое старое. И люди в течение веков не придумали и, наверное, не придумают никогда ничего принципиально нового: в грибоедовское время, до и после существовали и продолжают существовать фамусовы, молчалины, репетиловы. Они процветают и благоденствуют. И так будет всегда. Они уверены в себе, в своих жизненных принципах, они обрели «покой» и не хотят его потерять.
Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова Горе от ума
«Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов…» — так охарактериховал пьесу И.Гончаров. Основу конфликта комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» составляет конфликт «века нынешнего» и «века минувшего».
Образ Молчалина в комедии Александра Грибоедова Горе от ума
Персонажи в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", в полном соответствии с правилами классицизма, наделены "говорящими" фамилиями. Однако здесь совпадение бывает чисто внешним: Молчалин, конечно, бессловесный (Чацкий: "Еще ли не сломил безмолвие печати?..", "Вот он.
Честь нельзя отнять, ее можно потерять По комедии Грибоедова Горе от ума
Честь нельзя отнять, ее можно потерять 8230 По комедии Грибоедова Горе от ума «Береги честь смолоду» — одна из самых старых русских пословиц. Понятие чести — одно из самых старых понятий в воспитании русского человека. Возможно, поэтому в характеристике литературных героев так часто встречается определение: безукоризненно честен.
Молчалины блаженствуют на свете по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. «Горе от ума» А. С. Грибоедова комедия двух параллельных интриг. С одной стороны, в ней происходит столкновение двух социальных сил. В лице Чацкого новое поколение русских дворян, исповедующее идеалы личной и политической свободы и презирающее рабство, бросает вызов консервативно настроенным крепостникам, которых приводит в ужас сама мысль о свободе («Ах! боже мой! он карбонари!», «Он вольность хочет проповедать!»).
Чацкий и молчалин. Сравнительная характеристика героев.
Автор: Грибоедов А.С. «…Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» А.С. Грибоедов В комедии А. Грибоедова «Горе от ума» представлены два противоположных героя: Александр Чацкий и Алексей Молчалин.
Цитатная характеристика Молчалина
Автор: Грибоедов А.С. «Молчалин за других себя забыть готов Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело, Ночь целую с кем можно так провесть!» Софья «Бывало, песенок где новеньких тетрадь
Сравнение Чацкого и Молчалина в произведении Горе от ума
Сравнение Чацкого и Молчалина в произведении "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, а также показал свое отношение к ним.
Характеристика Чацкого и Молчалина
Сочинение на тему «». Комедия Грибоедова «Горе от ума» — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о патриотизме, о государственной службе, о человеческих взаимоотношениях. Основной конфликт комедии — столкновение дворянского общества с миром новых людей.
Чацкий и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий… И.А.Гончаров. Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру», - и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево…
Чацкий и фамусовское общество. 10
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Я прочитал великолепную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Она создавалась автором в течение восьми лет. “Горе от ума” — это комедия о том, как толпа глупцов не понимает одного здравомыслящего человека. События комедии развиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня.
Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого
Автор: Грибоедов А.С. Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях.
Фамусов и его окружение. 2
Фамусов и его окружение. Автор: Грибоедов А.С. В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего. АС. Грибоедов В комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” (1824 год) представлена Москва, ее нравы начала XIX века.
Горе от ума
В самом название своей комедии “” Грибоедов закладывает основную идею поизведения, мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию “ум”.
Чацкий и Молчалин
Комедия "Горе от ума" стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления.
Софья и Лиза в комедии Грибоедова “Горе от ума”
Женские образы в комедии Грибоедова “Горе от ума” играют немаловажную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии.
Жизненные принципы Чацкого и Молчалина
Комедия Грибоедова "Горе от ума" была написана в 1824 году. Суть пьесы в противостоянии между "умным" человеком и "глупцами". Сам автор писал: "В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека..."
Жалок или страшен Молчалин
Молчалин и Чацкий. Два полюса в блистательной комедии Грибоедова. Рядом с пылким Чацким, страстным борцом и яростным обличителем, совсем незаметен бессловесный Молчалин. Поэтому, наверное, и читатели, и зрители уделяют ему не так много внимания. Но за невыразительной внешностью и серым мышлением скрывается целая жизненная философия, очень живучая и стойкая.
Чацкий и фамусовское общество. 2
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” — реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества.
Как отразился в комедии Грибоедова Горе от ума исторический конфликт эпох
Автор: Грибоедов А.С. В комедии «Горе от ума» Грибоедов повествует о жизни дворянской Москвы XIX века. Это время, когда меняются порядки старой, екатерининской эпохи на новую, в которой человек не желает мириться с отсталостью страны, хочет служить своей родине не требуя чинов и наград. Таким человеком и является Чацкий, а его отношения с фамусовским обществом - основным конфликтом в комедии.
Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. По комедии А.С.Грибоедова Горе от ума.
Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".) Автор: Грибоедов А.С. В первом действии пьесы показаны отношения Софьи и Молчалина до приезда Чацкого. Это экспозиция любовной игры, но уже здесь автор указывает на неискренность отношений Молчалина к Софье, показывает эту любовь иронически.
Молчалин глазами Чацкого и Софьи
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов, верный своему таланту изображать жизнь в реальных картинах и образах, избирает жизненную ситуацию — «любовный треугольник». Любовь Чацкого к Софье — одна из «пружин», по словам И. А. Гончарова, на которых держится развитие действия. Чацкий и в Москву приезжает, чтобы встретиться с Софьей.
Молчалины блаженствуют на свете 2
Молчалины блаженствуют на свете? Автор: Грибоедов А.С. Александр Сергеевич Грибоедов — русский драматург, поэт и дипломат, который известен как писатель одной книги. Его комедия "Горе от ума", написанная в начале 19 века, начала новую ступень в развитии русской литературы и до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России.
Молчалины блаженствуют на свете
Автор: Грибоедов А.С. Александр Сергеевич Грибоедов – выдающийся, на мой взгляд, драматург. Его знают не только в качестве драматурга, но и лирика, критика, а также дипломата. Этот талантливый человек был единодушен с взглядами декабристов. Также, как и они он желал для народа личной и политической независимости, отмены крепостного права, но в то же время считал, что декабристам не удастся перебороть самодержавие, и их план «тайного заговора с целью насильственного переворота» не принесёт того результата, на который они так надеются.
Алексей Степанович Молчалин
А. С. Молчалин - секретарь Фамусова, пользуется его доверием в служебных делах. Он недворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением. "Вот он на цыпочках и небогат словами", -говорит Чацкий. Молчалин на вид скромный молодой человек. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки.