.
Человек – высшее творение природы . Существо , которое способно осмыслить свою жизнь и законы бытия , созидать прекрасные творения и уничтожать природу , соединяющее в себе две противоположные силы : добро и зло . Несовершенный по своей природе человек подвержен сомнениям и коварству , обречён на вечный поиск истины , смысла жизни , идеала своего совершенства .
Вопрос назначения человека на земле до сих пор остаётся неразрешён- ным , обрастает с каждым годом новыми проблемами , связанными с развитием цивилизации , и остаётся вечным и новым для каждого человека , сколько-нибудь задумывающегося над соей жизнью .
Попытку разрешить этот вопрос по-своему мы видим в романе Чингиза Айтматова «Плаха» . Автора волнуют насущные проблемы его современности (советской эпохи строительства развитого социализма) : утрата веры в человека, проблема уничтожения природы , распространение пьянства , наркомании , потребительская психология членов советского общества . И в то же время главной проблемой произведения остаётся борьба добра и зла среди людей и внутри каждого , поиск истинного смысла существования человека .
Построение романа обусловлено логикой художественного видения мира писателем : мир един , в нём всё взаимосвязано – добро и зло , человек и природа , прошлое , настоящее и будущее . Поэтому в нём переплетаются две сюжетные линии : жизнь Авдия Каллистратова и судьба волчьего семейства . По сути своей - жизнь человеческого общества и природы . С одной стороны - человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны - разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле - всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!
Человек в романе Айтматова лишь бездумный пользователь природы , уничтожающий её . Уже в завязке Айтматов очерчивает трагедию рода человеческого – уничтожение окружающей среды как уничтожение самого рода человеческого . Картина безжалостного отстрела сайгаков ради выполнения плана по мясозаготовке является предупреждением для нас : уничтожая
природу , человек лишает себя будущего ; зло , содеянное миру природы , как бумеранг возвращается к нему самому .
Автор создаёт в своём произведении два мира противоположных по своей сути : мир природы , представителями которого являются волки, и мир людей . При чём волки оказываются добрее , чем люди . В фольклоре волки традиционно являются символом кровожадности и жестокости . А в романе , наоборот , автор обнаруживает в их поведении такие человеческие качества , как преданность , заботливость , нежность , привязанность одного существа к другому , потому что все эти качества обусловлены законами природы , изначально гармоничной субстанции . Эти два мира находятся в гармоничном единении , которое нарушается только по вине человека . До тех пор , пока естественные связи волчицы Акбары и мира природы не нарушены , она избегает прямого столкновения с человеком . Лишь загнанная в тупик бессмысленной жестокостью Базарбая , охваченная жаждой мести , она вступает в схватку со всем родом человеческим , не разбирая , кто прав , кто виноват . Исход этого противостояния предрешён : гибель самой Акбары и человека , похищенного ею сына Бостона . Айтматов предупреждает нас своим романом , что пока в мире будут властвовать базарбаи и кандаловы , мир человеческий и мир природы никогда не придёт к гармоничному единению .
Спасителем , на мой взгляд , Айтматов видит человека , постоянно находящегося в поисках истинного своего предназначения . Таким человеком в произведении является Авдий Каллистратов . Кто он ? Смешной Дон Кихот , плохой психолог , наивный и скучный проповедник или воплощение поиска истины , доброты , честности , истинной любви и сострадания ?
По-моему , автор недаром вводит в свой роман на ряду с реальными действующими лицами образы Христа и Понтия Пилата . Ведь появляется асоциация , что в современном мире таким же спасителем человечества как Христос являются люди , подобные Авдию . Для них смысл существования человека на земле заключается в самосовершенствовании , следовании высоким гуманистическим идеалам добра , ради которых можно пойти на смерть . Соразмеряя идеи Христа с современностью автор наделяет своего «спасителя» не слепой верой , а поиском Бога во внешнем мире и в себе в том числе . По мнению Каллистратова человек как высшее существо на земле должен сам осознавать свои пороки , а не ждать наказания от Бога , указания того , что ему следует предпринять для собственного усовершенствования и улучшения жизни вообще : «Ведь благодаря силе разума человек властвует над собой, как Бог. Ведь что такое искреннее осознание порока? По-моему, это осуждение зла в себе на уровне Бога. Человек сам определяет себе новый взгляд на собственную сущность.»
В то же время и автор , и его герой да и мы с вами вполне осознаём противоречивость и не совершенность человеческой натуры , поэтому жизнь главного героя-человека в романе заканчивается так трагически . Писатель как бы спрашивает у нас : неужели человек не может обойтись без войн , без крови , без погони за наживой и властью . Неужели же прав Понтий Пилат , утверждающий , что «человека не научат ни проповеди в храмах , ни голоса с неба»? Неужели человечество не найдёт в себе силы остановиться на краю пропасти , в которой его погибель ? Неужели же оно не сможет совладать со своими пороками , ведущими его на плаху самоуничтожения ? Неужто прав Авдий , именующий Землю «каруселью кровавых драм» , которой суждено кружить до скончания века ?
Самое страшное , что Авдий одинок . В человеческом мире размыты границы между добром и злом , попраны идеалы гармонии и счастья , торжествует бездуховность . Свет жестокости не принимает проповеди Каллистратова . Человечество не способно ещё осознать истинной своей сущности и необходимости доброты в своей жизни . Правда , не всё потеряно : ведь человечество способно создавать прекрасное , например , музыку .
В которой оно подсознательно выражает «ощущение трагичности своего пребывания в круговороте жизни, когда все приходит и все уходит, вновь приходит и вновь уходит» . Именно при помощи музыки человечество способно оставить память о себе во Вселенной . Красота , и в том числе музыка ,– вот то что может удержать человечество от самоуничтожения , от победы зла над добром .
Гибнут спасители рода человеческого от рук самих людей , но остаётся надежда, что придёт просветление . Человек остановится , оглянётся вокруг и поймёт , что его путь – это путь на плаху . Тогда , я верю , восторжествует добро , человек поймёт , в чём истинность его предназначения , ведь «превыше всего истина, а истина одна. Двух истин не бывает.»
Другие работы по теме:
Биологическое и социальное в человеке 2
«Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека.» (А. Пъерон) Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения -только кандидат в человека.
Трактат Абиларда о проблеме Универсалий
Номиналисты и реалисты. Абилард считает, что есть ум человеческий и божественный. Его доктрина получила название концептуализм. В течение трех последующих веков в философии проблема универсалий считалась решенной.
Веланский Данило Михайлович
Исходил из тождества бытия и мышления, критиковал агностицизм, развивал идеи о всеобщей взаимосвязи /борьба полярностей, триада/. Оказал влияние на М. Павлова и любомудров.
Выборка основные понятия
Существует две причины, по которым проводятся выборочные исследования: в основе идеи выборки лежит накопленный человеческий опыт; человек в повседневной жизни убедился, что судить о целом по его части возможно!
Универсальность духа
Существует человеческий дух – это аксиома для всякого духовно развитого человека. Однако отнюдь не аксиомами выглядят те описания и определения духа, которые дает человек, начиная познавать этот самый дух.
Празднование Всем святым
Отчего Церковь избрала именно этот день для празднования Всем святым? Потому что этот праздник можно назвать завершением празднования Сошествия Святого Духа на апостолов.
Айтматов ч. - Проблемы современного общества в романе ч. айтматова плаха
В романе Чингиза Айтматова “Плаха” затронуты многие проблемы современного общества. Писатель коснулся очень важных вопросов, которые могут встать перед человеком, если ему небезразлична судьба наша собственная и судьба будущих поколений. Чингиз Айтматов коснулся проблем наркомании, пьянства, экологии, а также нравственных различных проблем общества.
Цветаева m. и. - россия родина моя
AlignjustifyТы Сей руки своей лишусь. Хоть двух. Губами подпишусь На плахе распрь моих земля. Гордыня родина моя. М Цветаева Вслед за великими поэтами. России Марина Ивановна Цветаева пронесла в душе и воспела в лирике большое и святое чувство к родине.
Школа человеческих отношений и поведенчиских наук
Особенности школы человеческих отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930—1950) внесли два ученых — Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо.
Определение иммуноглобулинов в крови
Концентрацию иммуноглобулинов обычно определяют нефелометрически или турбидиметрически. Однако эти методы недостаточно чувствительны для контроля продукции и секреции иммуноглобулинов В-клетками.
Размышления над прочитанной книгой Чингиза Айтматова Плаха
(1 вариант) «Обитателям уникальной Моюнкумской саванны не дано было знать, что в самых обычных для человечества вещах таится источник добра и зла на земле». «И уж вовсе неведомо было четвероногим и прочим тварям Моюнкумской саванны, отчего зло почти всегда побеждает добро...»
Любить истинно может только вполне созревшая душа 8230 Белинский
Кто как не женщина может любить истинно? Думаю, Белинский без труда согласился бы с этим. Любила истинно и Марина Ивановна Цветаева. Предчувствие любви, ожидание ее, расцвет, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки — все это звучит в лирике Цветаевой. Любовь у нее принимает любые обличия: может быть тиха, трепетна, благоговейна, нежна, а может быть стихийна, страстна, неистова.
Роль женщины в обществе
Женщина… Самое загадочное творение Всевышнего. Природа предоставила женщинам важнейшие функции, ведь назначение женщины на Земле — продолжать род человеческий. Но в разные периоды существования человечества роль женщины в обществе не была одинаковой.
Человек и природа в русской литературе по лирике Ф.И. Тютчева
Автор: Тютчев Ф.И. Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края. Н. Рубцов Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы.
Анна Ахматова 2
Анна Ахматова Неизвестное стихотворение Публикация и комментарий Анатолия Наймана версия для печати (22758) « ‹ – › » Безумцы! Я сама не знаю, Не знаю я куда иду –
Плаха
Реферат по произведению Чингиза Айтматова Плаха ”. Выполнил ученик 11А класса школы №458 Ястребов Павел Санкт – Петербург - 2004 г. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке Шекер Кировского района Киргизской ССР. Трудовая биография будущего писателя началась в годы Великой Отечественной войны. ,,Самому теперь не верится, — вспоминал Чингиз Айтматов, — в четырнадцать лет от роду я уже работал секретарём аул совета.
О творчестве Ч. Айтматова
Зачем Ч. Айтматов вводит в роман "Плаха" христианские образы? Как экологические проблемы сплетаются с нравственными в его романе?
Анализ стихотворения Бунина «Змея»
В стихотворении «Змея» звучат темы одиночества, неожиданной разлуки или встречи, проблема судьбы и случайности. Это стихотворение несет большое эмоциональное напряжение.
Евангельские эпизоды "Плаха"
Известно, как долго не хотел Александр Блок вводить в финал своей поэмы "Двенадцать" образ Иисуса Христа, но в итоге признал: все-таки это он, Христос. Сейчас, на исходе столетия это признание выглядит поистине пророческим.
Если душа родилась крылатой…
Марина Ивановна Цветаева — большой, сильный и смелый талант. Стихи начала писать рано, с шести лет, печататься — с шестнадцати. Уже в юношеских стихах Цветаевой проявляется ее индивидуальность, свой стиль и слог.
Образное слово художника в борьбе за сохранение природы
Голубая прозрачная вода, камешки на дне, желтый песок, яркое солнце — такой вспоминается мне речка моего детства. Прошло всего несколько лет. И вот картина, которую я вижу сейчас: темная, мутная вода, грязный песок, толстая железная труба, перерезающая речку напополам. Речка: Что с тобой случилось? Что сделали с тобой люди? Подобные вопросы волнуют сейчас очень многих потому, что мы живем в трудное и сложное время.
Размышления над прочитанной книгой. Ч. Т. Айтматов. Плаха
Автор: Айтматов Ч. Обитателям уникальной Моюнкумской саванны не дано было знать, что в самых обычных для человечества вещах таится источник добра и зла на земле”. “И уж вовсе неведомо было четвероногим и прочим тварям Моюнкумской саванны, отчего зло почти всегда побеждает добро...”
Тема Родины в лирике М. Цветаевой
М. Цветаева - русский поэт, кроме того, она – очевидец всех переломных событий своего времени. Ее лирика – это летопись. Летопись любовных переживаний и летопись России, Родины, ХХ века.
Чтение. Что это в наши дни
Автор: Сочинения на свободную тему Книга… Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишённый печатного знака? По-моему, эта утрата была бы более невосполнимой, чем, например, исчезновение в нашей жизни электрического света, так как был бы потерян важнейший механизм в передаче и научных знаний, и накопленных всеми эпохами чувств, а человеческий разум погрузился бы в пучину мрака, темноты и нравственного застоя.
Гуманизм
Гуманизм —от латинского «гуманус» — человеческий, человечный, отличающийся любовью к людям. Это понятие появилось около 600 лет назад, когда были высказаны мысли о том, что главное внимание в науках, искусстве, литературе должно уделяться человеку
Мортон, Джон
Джон Мортон (англ. John Morton; ок. 1420 года — 15 сентября 1500 года, Нол-Хаус) — английский государственный деятель и кардинал. Получил образование в Оксфорде, где ему была присвоена степень доктора теологии.
Занд, Карл Людвиг
Карл Людвиг Занд (нем. Karl Ludwig Sand; 5 октября 1795 — 20 мая 1820) — убийца Коцебу. Изучал богословие в Тюбингене; в 1815 вступил волонтёром в число баварских вольных стрелков. После заключения мира продолжал научные занятия в Эрлангене и Йене, увлекаясь господствовавшими тогда в среде молодёжи политическими идеями; принадлежал к числу устроителей Вартбургского празднества.
А.Нестеров - любимый фискал Петра 1
22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. “Об учреждении Правительствующего Сената и по два комиссара из губернии “для спросу” и денежных сборах и дела финансового управления”.
Сташиц, Станислав
Стани́слав Ста́шиц (польск. Stanisław Staszic, 6 ноября 1755, Пила — 20 января 1826, Варшава) — польский философ, учёный, писатель, меценат.
Адашев Даниил Федорович
Младший брат Алексея Адашева. Службу начал при дворе вместе с братом. В 1551 г. в чине стряпчего состоял при воеводах, отвоевавших правый берег Волги у Казанского ханства.
Владимир Раевский
Раевский Владимир Федосеевич (1795—1872) — поэт-декабрист. Р. в семье одного из богатейших помещиков Курской губ. Первоначальное воспитание получил в Московском университетском благородном пансионе, затем в Дворянском полку.