ТИПИЧНЫЕ ХАРАКТЕРЫ В ПОЭМЕ ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” В 1835 году Гоголь начал писать поэму “Мертвые души”. Сюжет для этого произведения подсказал ему Пушкин. Он рассказал об одном авантюристе, который, скупая мертвые души, разбогател. Произведение, над которым начал работу Гоголь, рисовалось ему как огромный роман в нескольких частях. Ему хотелось осветить в своем произведении Россию со всех сторон: в первом томе он хотел показать все отрицательные стороны России, а во втором томе нарисовать положительных героев, тех, кто поведет Россию вперед. Второй том не удался Гоголю, так как современная ему Россия не дала ему типичных характеров тех, кто был бы положительным и мог бы повести страну вперед. Показать собакевичей, Плюшкиных, ноздревых, Чичиковых было легче, потому что их было в России очень много, их Гоголь видел на каждом шагу, поэтому образы первого тома романа были необыкновенно живыми и волновали русского читателя.
В первом томе предстает целая галерея русских помещиков, чиновников, начиная от мелких и кончая крупными,— всех тех, кого писатель назвал “мертвыми душами”, мертвыми потому, что они не только не способствовали продвижению России вперед, но и тормозили ее развитие, потому что своим паразитическим образом жизни они убивали все, что было лучшего в России, в том числе и душили жизнь русского народа. Одни из них проживают свои имения, разоряя и себя, и своих крестьян, например, Манилов. Другие более “рационально” ведут хозяйство. Их крестьяне относительно богаты, живут в достатке, и это выгодно помещику, так как из зажиточного крестьянина можно больше выжать. Это и Собакевич, и Коробочка. Есть среди них и кутилы, и пьяницы. Не задумываясь, они проигрывают в карты или пропивают все, что было добыто крестьянами в тяжком труде в течение года. К такому типу помещиков относится Ноздрев. Есть и скряга-накопитель Плюшкин, у которого гниет хлеб в скирдах, портятся продукты в погребах, а крестьяне “мрут, как мухи” от голода. Разные люди, разные типы помещиков. И все это — Россия.
Изображая в своей поэме характерные черты русских помещиков, Гоголь выработал определенную систему рисунка типического характера. Каждый помещик, изображенный в поэме “Мертвые души”, встает перед читателями, охарактеризованный с нескольких точек зрения. Во-первых, внешность, в которой, по мнению Гоголя, уже отражаются внутренние черты человека. Во-вторых, его деревня, его поместье, потому что для Гоголя очень важно, каков помещик как хозяин, как он ведет свое хозяйство, как он относится к своим крепостным. В-третьих, вещи, которые его окружают, потому что вещи тоже о многом могут сказать. Например, тяжеловесная мебель в доме Собакевича как будто кричит: “И я тоже Собакевич!” В-четвертых, это речь персонажа, так как в ней открывается его внутреннее содержание. Все помещики сталкиваются с Чичиковым в сценах купли-продажи мертвых душ, и в том, как ведут они себя при этом, тоже раскрываются их характеры. Гоголь выбирает для своих героев такие характеристики, которые особенно ярко передают распространенные черты русских помещиков. Собакевичу свойственны черты человека, который дрожит над каждой копейкой. Коробочке присуща глупая жадность и расчетливость. По меткому определению Белинского, “типичный характер — это знакомый незнакомец”. Типическое — это то, что наиболее распространено, что подсказано самой жизнью.
Другие работы по теме:
Гоголь н. в. - Чичиков у собакевича.
В поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголь хотел отразить современную ему Россию. Чтобы полнее воплотить свой замысел, он создал образы пяти помещиков, каждый из которых является гротескным изображением какого-либо качества, как маски традиционных театров (Кабуки или древнегреческого). Главный герой поэмы - "рыцарь копейки" Чичиков.
Гоголь н. в. - Две россии в поэме гоголя
Две России в поэме Гоголя "Мертвые души". "Мертвые" и "живые" души в поэме Гоголя. В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи.
Гоголь н. в. - Смех сквозь слезы в поэме н. в. гоголя
Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя его поэма. Мертвые души просты по сюжету прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна.
Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя Мертвые души
Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы «Мертвые души».
Образ автора в поэме Гоголя Мертвые души
Поэма «Мертвые души» — центральное произведение творчества Н.В. Гоголя. Особую роль в нем играет образ автора. Это не пассивный повествователь, а мудрый собеседник, которому просто необходимо вести неспешный разговор с читателем. В предисловии ко второму изданию «Мертвых душ» автор просит читателя помочь ему.
Поместье и его владелец по поэме Н.В.Гоголя Мертвые души сочинение-миниатюра
Автор: Гоголь Н.В. Люди давно подметили, что дом человека — не только его крепость, но и его зеркало. Любой дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Н.В.Гоголь до предела довел эту черту в “Мертвых душах”, и сходство стало почти гротескным, так что получились как бы двойные портреты героев поэмы.
Тема дороги, пути в поэмах Мертвые души Н. В. Гоголя и Кому на Руси жить хорошо Н. А. Некрасова 2
Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова Автор: Некрасов Н.А. Поиски. Глубины. Дороги... Вечная тема пути. Две поэмы-эпопеи: “Мертвые души” Н. В. Гоголя и “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Словно тонкой ниточкой пронизывает эта тема оба произведения, ведь только через странствующего, путешествующего героя можно показать такую необъятную страну, как Россия, решить глобальные проблемы.
Характеры помещиков в поэме Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Произвол помещиков, тяжелая жизнь крепостных крестьян, пьянство, лень- все это без прикрас было показано Гоголем в поэме “Мертвые души”. Россия — богатая, бедная, добрая, уродливая, глупая, любящая, злая — встает перед нами на страницах произведения. Показывается весь ужас, весь “ад” русской жизни.
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Название поэмы Гоголя “Мертвые души” многозначно. Несомненно влияние на поэму “Божественной комедии” Данте. Название “Мертвые души” идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте — “Ад”.
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души 2
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Автор: Гоголь Н.В. В названии поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал души умерших крестьян.
Чичиков у Манилова роль эпизода в поэме Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. В поэме “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь показал распад старого уклада жизни России и нарождение новых, капиталистических отношений. В образе Чичикова писатель раскрыл характер мошенника, готового на любую аферу, лишь бы разбогатеть. Павлу Ивановичу Бог не дал богатства, зато не обделил умом сметливым и изобретательным.
Описание проблем в жизни помещиков в поэме Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» предопределил композицию поэмы. Она построена как история похождений «приобретателя» Чичикова, покупающего мёртвые фактически, но живые юридически, т. е. не вычеркнутые из ревизских списков, души.
Чичиков - живая или мертвая душа
Автор: Гоголь Н.В. Чичиков – главный герой поэмы «Мертвые души». Вообще, автор назвал ее так, чтобы показать, что сердца помещиков уже не живы, они умерли. А мертва ли душа самого главного героя? Попробуем разобраться.
Изображение народа в поэме Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. “Идейным стержнем” поэмы И.В.Гоголя “Мертвые души” является “мысль о трагической судьбе народной”. На протяжении всего произведения автор упоминает людей “низкого класса”. Хотя среди образов крепостных крестьян и не выделяются столь яркие характеры, зато их разнообразие раскрывает всю картину крепостной России.
Система персонажей поэмы Гоголя "Мертвые души"
Пушкин отдал Гоголю свой сюжет, из которого сам хотел сделать что-то вроде поэмы. Это был сюжет "Мертвых душ". Гоголь изображает большой губернский город и имения помещиков этой губернии.
Роль лирических отступлений в поэмеМертвые души
Автор: Гоголь Н.В. К концу же поэмы лирическая стихия почти полностью захватывает произведение. Заключительная глава изобилует авторскими рассуждениями. Здесь-то и дается ключ к пониманию идейно-композиционных особенностей “Мертвых душ”. Лирическое отступление о человеческих страстях наводит на мысль о том, что Гоголь отождествляет каждую главу о помещике с какой-нибудь преодоленной страстью.
Религиозно- нравстыенные искания Гоголя
С ценностями христианской веры был связан замысел трехтомной поэмы Гоголя Мертвые души. Автор вместе с читателем и героями должен был проследовать путем духовного возрождения из ада (первый том) в чистилище (второй том) и далее в рай (том третий). Предполагалось, то слово "мертвый" в названии поэмы будет указывать на неизбежное грядущее возрождение душа на самом деле не может умереть и должна воскреснуть.
Образ России в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи “дорожного” сюжета всю Россию, с ее характерными типами, ситуациями, характерами. “Какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”, — писал Гоголь.
До чего же Россия грустна... по поэме Мертвые души Н. В. Гоголя
Автор: Гоголь Н.В. В поэме Гоголь раскрывает множество болезней русского общества. Одним из главных нравственных и социальных недугов, по его мнению, являлось крепостное право. Показывая различные характеры, автор выделяет в них общее: все они – «мертвые души». От истощающего бесплодные мечтания Манилова до «прорехи на человечестве» Плюшкина.
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Отец литературного героя даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который настолько западает отпрыску в душу, что предопределит будущую его судьбу. Выше всего на свете главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков ставит деньги и всю жизнь посвятит сколачиванию капитала.
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма "Мертвые души" просты по сюжету, прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха.
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки по поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. В поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь, по его словам, стремился изобразить «всю Русь», но с «одного боку». И у него это получилось: он очень точно и правильно сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России того времени.
Две России в поэме Гоголя Мертвые души Мертвые и Живые души в поэме Гоголя
На мой взгляд, Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию "мертвых душ" - помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы проявляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что "Мертвые души" можно назвать исследованием русской жизни второй четверти прошлого века.
Две России в поэме Гоголя Мертвые души
Две России в поэме Гоголя "Мертвые души" В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь опредеил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи.