.
Известно, что акцентации стиля и смысла всегда несут значительный драматический заряд, особенно если пьеса на злободневную тему задумана автором не только для постановки, но и для прочтения. Этому же ряду (например, в пьесе «Лес») принадлежат звучные, насыщенные смыслом имена и фамилии героев. В драматических произведениях второй половины XIX века ремарки широко применялись для описания деталей была, нюансов психологии и усиления динамизма сюжета. Особенно это заметно в пьесах А.Н.Островского и А.П.Чехова. Так в пьесе А.Н.Островского «Лес» ремарки весьма развернуты по изложению и, можно сказать, наполнены символикой.
В пьесе «Лес» ремарками даются портретные характеристики героев. Например, второе явление второго действия начинается описанием внешности Несчастливцева и Счастливцева. Их описание не остается чисто внешним: «Несчастливцев – лет тридцати пяти, брюнет с большими усами», описание также содержит важную для пьесы характеристику героя: «следы беспокойства и невоздержанной жизни». Столь же насыщенно описание Счастливцева: «глаза быстрые, выражающие и насмешливость, и робость в одно и то же время». Ремарки, воспринимаемые при беглом прочтении только как передающие интонацию, при более внимательном чтении оказываются весьма символичными. Такими, по моему мнению, являются ремарки к разговору Несчастливцева и Счастливцева: Несчастливцев говорит «мрачно», «грозно», «густым басом». В контраст ему разговаривает Счастливцев «полузаискивающим, полунасмешливым тоном», «робко». Эти ремарки указывают на основу характеров героев: Несчастливцев имеет сильный характер, а Счастливцев – сла! бый.
Читая ремарки в «Лесе», невольно поднимаешься до обобщения – какова же цена счастья, какие люди могут быть счастливыми, точнее, находиться в состоянии счастья, что с одной точки зрения почти одно и то же (как у Козьмы Пруткова: «Хочешь быть счастливым – будь им»), а с другой точки зрения совершенно противоположно («Счастливы могут быть только…» далее могут следовать не вполне лестные расшифровки). Лично меня увлекает исследование ремарок. Мне интересна символика, отраженная ремарками. Так можно заметить, что Счастливцев постоянно как бы уклоняется от Несчастливцева, он разговаривает «отодвигаясь». Это оказывается естественным, т.к. вскоре Несчастливцев «с силой опускает руку на плечо Счастливцева», как бы показывая, что он хозяин положения. Счастливцев же, подчиняясь ему, просто падает на колени. В связи с этим приобретает значимость ремарка, указывающая на последующее действие Несчастливцева: он берет Счастливцева за ворот и держит, что еще больше указывает на подчиненн! ость одного другому.
В пьесе «Лес» Островский регулярно обращается к природе. На несколько мрачные размышления наводит ремарка к четвертому действию: «озеро» и «лунная ночь» указывают на ожидаемую драматичность событий. В усадьбе имеется старый «густой сад» и «мелкий кустарник», что придает происходящим действиям сказочный оттенок.
Согласно ремаркам, Несчастливцев, Аксюша и Петр проявляют склонность к набожности. Так Несчастливцев регулярно скрещивает руки и поднимает к небу глаза. Аксюша даже видит в нем Спасителя и дважды «становится на колени», а Несчастливцев «простирает над ней руки», словно благославляя ее.
Часто в ремарках указывается на передачу денег от одного персонажа к другому. Эти деньги передаются как бы по кругу и в конце концов возвращаются к Восьмибратову, «великану о восьми головах» – немного тугодуму – он всегда сначала подумает, прежде чем говорить. Восьмибратов испугался Несчастливцева. Когда разговор дошел до денег, он поставил между собой и Несчастливцевым сына Петра, словно апостола. Когда в конце концов наступает развязка, Спаситель передает деньги, и они возвращаются купцу, а потом он обличает всех, и в авторской ремарке поясняется происхождение обвинения.
Таким образом можно сделать вывод о том, что ремарка не только поясняет действие пьесы, но и несет смысловую нагрузку, своеобразно дополняя речь персонажей. Роль ремарки может подниматься до значительных, ключевых высот. Она дает материал для более глубокого анализа текста с точки зрения литературы, а также для передачи читателям пьесы психологизма ситуации. Ремарка прорисовывает авторскую позицию. Можно согласиться со словами известного литературного критика: «В ремарках Островского на единицу смысла – мало слов, а на одно слово бездна разных смыслов».
Другие работы по теме:
Грибоедов а. с. - Чем опасны молчалины.
"Горе от ума" - одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии, продолжали волновать русскую литературу много лет спустя после появления пьесы. В комедии показано столкновение "века нынешнего" с "века минувшего", представленных Чацким и фамусовским обществом.
Тема Кол-во страниц
Истоки творчества Островского-драматурга. Роль Малого театра в его жизни и судьбе
Смысл немой сцены в комедии Гоголя Ревизор
Финал пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» – необычное и удивительное явление в русской драматургии. Так называемая немая сцена, которой заканчивается комедия, следует после того, как жандарм… объявил о прибытии в город настоящего ревизора. Потрясенные чиновники застыли в ожидании неминуемой расправы. Городничий стоит столбом посреди сцены; почтмейстер превратился «в вопросительный знак, обращенный к зрителям»; судья присел почти до земли и словно хотел сказать: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Кто поражен, кто изумлен, кто злорадствует, – все чиновники составляют весьма живописную и выразительную группу.
Горе от ума - жемчужина русской драматургии
Автор: Грибоедов А.С. Гениальный драматург, талантливый поэт и композитор, выдающийся дипломат, А.С. Грибоедов, по словам Белинского, принадлежал «к самым могучим проявлением русского духа». Бессмертной комедией «Горе от ума», «жемчужиной» русской сцены Грибоедов положил начало расцвету русской реалистической драматургии.
Мужественные и свободолюбивые
(по балладе Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед») Роберт Льюис Стивенсон, шотландец по происхождению, работал в разнообразных жанрах: поэзии, драматургии, прозе. Он был известен также как литературный критик и романист. Когда мы упоминаем имя этого выдающегося писателя, то сразу на память приходят его знаменитейшие романы «Остров сокровищ» и «Черная стрела».
Краткое содержание Коварство и любовь Фридрих Шиллер
Миллер Луиза, согласно первоначальному замыслу Шиллера, который относится к лету 1782 г., должна была стать главной героиней его «мещанской драмы». Л.— сильный женский характер, что отличает ее от предшествующих героинь драматургии Шиллера: Амалии («Разбойники»), Леоноры («Заговор Фиеско в Генуе»); важно и то, что пьеса обращена к современности.
Характеристика Чацкого и Молчалина
Сочинение на тему «». Комедия Грибоедова «Горе от ума» — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о патриотизме, о государственной службе, о человеческих взаимоотношениях. Основной конфликт комедии — столкновение дворянского общества с миром новых людей.
Новаторство драматургии А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Чехова принято называть "Шекспиром XX века". Действительно, его драматургия, подобно шекспировской, сыграла в истории мировой драмы огромную поворотную роль. Родившаяся в России на рубеже нового столетия, она сложилась в такую новаторскую художественную систему, которая определила собой пути будущего развития драматургии и театра всего мира.
Драматургия
Автор: Чехов А.П. Как стилист Чехов недосягаем. В. Трофимов Краткость — сестра таланта. А. Чехов Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы Чехова настолько насыщены диалогами, с помощью которых автор стремится выразить основные мысли персонажей, что они прямо-таки просятся на сцену.
Два взгляда на мир в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат, один из образованнейших людей своего времени, Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией "Горе от ума" положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В 1824 г. он закончил работу над произведением. "Горе от ума" дает общую картину русской жизни эпохи после Отечественной войны 1812 года.
Идеи декабризма в комедии А. Грибоедова Горе от ума. Чацкий и декабристы
Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, б рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.
Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина Недоросль
Автор: Фонвизин Д.И. Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный пафос “Недоросля” питается двумя мощными источниками, в равной степени растворенными в структуре драматического действия.
Новаторство А.Н.Островского
Самоотверженный труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, ознаменовался блестящими результатами. Именно А.Н.Островский своими драматическими шедеврами довершил создание русского национально-самобытного театра.
Херасков М.М.
В драматургии Херасков выступил последователем классицизма. Написал 20 пьес, среди которых особенно известны были: трагедии "Пламена" (1765), "Борислав" (1774), "Освобожденная Москва" (1798); комедии "Безбожник" (1761), "Ненавистник" (1774).
Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе.
Новаторство комедии "Горе от ума"
Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией "Горе от ума" положил начало расцвету русской реалистической драматургии.
Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина
Шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки,
Клиффорд Одетс
Одетс, Клиффорд (Odets, Clifford) (1906–1963), американский драматург, один из наиболее ярких представителей социальной драматургии 1930-х годов, напрямую связанной с экономическими и политическими проблемами кризиса 1929–1932.
Идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
А.Н. Островский
Становление русского национального театра и русской драматургии Драматургия - особый род искусства. Она существует "на слиянии" литературы и театра, то есть в ней законы литературы и театра проявляются в своем взаимодействии.
Николай Семенович Голованов
Николай Семенович Голованов (1891–1953) - русский композитор, дирижер. Родился в Москве 9 (21) января 1891 в бедной мещанской семье. После окончания Синодального училища церковного пения в 1910 был назначен помощником регента Синодального хора.
Иванов В.В.
С 1915 начал печататься - первым был опубликован рассказ "Сын осени", затем последовали "Золото", "Ненависть" "Сон Ермака", "Две гранки" и рассказ "На Иртыше", который был послан М. Горькому и получил его одобрение.
Лукин Е.В.
Окончил исторический факультет ЛГПИ им. Герцена (1977). Член Союза писателей России (1996). Основной труд - стихотворные переложения древнерусских произведений "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли", "Задонщина".