.
Одна из неразрешимых проблем человечества – это проблема добра и зла, понятие вечных и неразделимых. Пока живы дух и сознание человека, идет непрерывная борьба этих двух нравственных принципов. Честь и совесть, любовь и нежность, патриотизм и чувство долга – всё это единое целое, что называем мы одним словом – добро. Конечно, людям свойственно ошибаться, но как тяжело ощущать ошибки других на себе! Ведь все поступки, совершенные вопреки голосу совести, и есть то зло, которое стоит у нас за спиной всю жизнь. Все равно, рано или поздно приходится отвечать за то, как ты прожил свою жизнь. Совесть не оставит наши грехи без наказания. Это лишь вопрос времени, но изменить что-либо будет уже невозможно.
Добро всегда беззащитно перед злом. Оно обычно встает в бой в одиночку «против бесконечной орды» зла. И все же светлое всегда оказывается на ступень выше темного, какая бы цена за этим ни стояла. Добро освещает жизнь человека, и чем больше его в жизни, тем светлее и радостней сама жизнь.
Взаимоотношения этих двух нравственных категорий волновало писателей на протяжении всех веков. Но самой яркой книгой, на мой взгляд, раскрывающей борьбу света и тьмы, черных туч и огня, является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Это произведение проникнуто поисками истины и справедливости. Добро в нем представлено одной из ярчайших личностей романа – Иешуа. Главное его достоинство в том, что он способен любить людей, даже тех, от которых исходит грубость и насилие. Для Иешуа не существует злых людей. Терпя унижение и предательство, герой Булгакова не становится жестоким. Его дорога трудна и опасна. «Но не пристало отрекаться от того, что сделано во имя истины», - считает Иешуа.
Главное оружие его – слово, которым можно изменить мир к лучшему. Отречься от своих идеалов для Иешуа – значит, бесследно сгинуть в пыли эпох.
Антиподом Иешуа можно назвать Понтия Пилата, прокуратора Иудеи. Этот человек не хочет понять, что добро не может опираться на насилие, ведь он привык властвовать. Но всё же в Понтии Пилате сохранилось что-то человеческое.
Какая – то непонятная сила притягивает его к бродячему философу, так как он понимает, что в Иешуа скрыта огромная духовная сила, способная творить чудеса. В отличие от игемона, Иешуа видит добро в справедливости и пытается привить эти взгляды Понтию Пилату. Тот же живет совсем по другим законам. Для игемона мир разделен на властвующих и подчиняющихся.
Он прекрасно понимает, что Иешуа не мог призвать народ к насилию, ибо это противоречило его принципам. Но в самый ответственный момент в угоду власти Понтий Пилат переступил через черту морали, оказавшись предателем. Ведь только он виновен в гибели Иешуа. Игемон не осмелился бросить вызов несправедливости, и в этом его главная вина. Но расплата всегда находит человека, и невозможно скрыться от н! ее. Не остался без наказания и Понтий Пилат. Он собственноручно обрек себя на страдания, хотя у него был выбор. Никогда не стоит забывать, что ответственность за свою жизнь находится у тебя в руках, иначе это может привести к духовной смерти.
Много лет спустя путь Иешуа повторил главный герой романа – Мастер. Он написал книгу о Понтии Пилате, книгу о вечном противоречии двух сил, которые правят миром. Но, как часто бывает, талант Мастера не был замечен, и он прослыл бездарным писателем. Духовный мир Мастера раскрыт в его героях. Образ Иешуа это, в общем – то, образ Мастера. Он противостоит людям бездарным и некомпетентным, которые своими книгами несут безверие – самое страшное в сегодняшней жизни. Мастер поставил перед собой задачу вернуть народу его веру. Но таким, как Мастер, нет места в мире. Кроме Маргариты, никто не поддерживал его в трудных поисках истины. Внутренняя усталость Мастера сделала свое дело.
Сумасшедший дом – вот где пытается найти спокойствие душа Мастера. Ошибка его в том, что он свернул с намеченной дороги.
Идеи добра никогда не победят, если отказываться от борьбы. Но труды Мастера не остались не замечены. Не Бог, сам дьявол дал ему то, о чем он так долго мечтал – спокойствие. Только спокойствие, а не рай.
Есть в этом романе еще один интересный образ, который нельзя не рассмотреть, исследуя проблему добра и зла.
Это Воланд. Кто он? На мой взгляд, он послан на землю обличать пороки людей: жадность, корысть, хамство. Воланд приводит нас к выводу: за много лет люди совсем не изменились. Зло сидит в самом человеке. Люди погрязли в пороках.
Кульминацией событий, творящихся по воле Воланда в Москве, является бал. Здесь собираются негодяи всех веков: убийцы, насильники, государственные изменники. Таких людей хватало всегда и во все времена. Их и обнажает Воланд.
Он является художественно переосмысленным образом Сатаны. Но все же мне кажется, что Воланд – это олицетворение вечности, бесконечности времени, которое всех рассудит, всех расставит по местам, каждому воздает по заслугам. Воланд – это то постоянное зло, которое необходимо для существования добра и вечной справедливости в мире. Ведь зло намного активнее в своих черных делах. Но всегда, в любой исторический период находятся личности, подобно Иешуа, Мастеру, которые не боятся бросить вызов судьбе. Жизнь таких людей коротка и трагична, но именно от них зависят моральные устои общества. Булгаковская трактовка ответственности человека за свой выбор дает нам возможность по-новому осмыслить свою жизнь, себя в мире вечной борьбы добра и зл! а, любви и ненависти, свободы и насилия. Начинаешь понимать, что всё в мире относительно, кроме истин, которые проповедовал Иешуа. Только они неприходящи! Счастлив тот, кто поймет это как можно раньше! Булгаков и его герои убеждают: каким бы трудным ни было время, каким бы жестоким ни были обстоятельства, путь к истине всегда один – верность божественному дару, имя которому – совесть.
Другие работы по теме:
Гавриил
Гавриил (Воскресенский, Василий Николаевич) (1795–1868), русский богослов, первый историк русской философии.
Философия Канады
В 19 в. философские течения в Канаде складывались под влиянием французского и англо-американского источников, причём основным источником французского влияния остаётся католическая философия неотомизма.
(Реф.)
Осенний семестр (с 1 сентября по 25 декабря 2009 года) Филология; бакалавр филологии; очная ф.о.; 4 года Наименование дисциплины Всего часов Количество кредитов за один семестр
Тема Кол-во страниц
Истоки творчества Островского-драматурга. Роль Малого театра в его жизни и судьбе
Тема №1
Унт. Выписать по 1 примеру. На данных примерах выявить своеобразие каждого жанра, выделить специфику образной системы, выписать характерные художественные средства
Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака
Поэзия Бориса Пастернака — явление новейшее не только в истории литературы Серебряного века, но и русской литературы вообще. И Пастернак почитается одним из величайших и гениальнейших поэтов в рамках указанного этапа времени, а также в контексте всей русской художественной литературы. Стихотворчеству он отдал в итоге всего себя без остатка, всю личную жизнь, полагая, что исключительно творчество может вознести человека над посредственностью повседневной жизни, возвысить его до безоблачных апогеев существования.
Образ Евгения в поэме Александра Пушкина Медный всадник
Согласно сложившейся с давних времен традиции, поэма – это произведение, имеющее повествовательный или лирический характер. Если вначале она являлась скорее историческим произведением, то с определенного момента поэмы стали приобретать романтическую окрашенность (что было связано с традицией средневекового рыцарского романа), а еще позже – на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются лирико-драматические моменты.
Три дня на воле по поэме М. Ю. Лермонтова Мцыри
Поэма 1839 г. «Мцыри» ? одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.
Проблематика пьесы М. Горького На дне 2
Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Автор: Горький М. В пьесе “На дне” Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии (мир ночлежки как бы застыл, событий происходит не так уж много), сколько в разговорах персонажей.
Образ Онегина в романе Евгений Онегин
Автор: Пушкин А.С. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” является едва ли не величайшим произведением первой половины XIX века. Этот роман — одно из самых любимых, современных и в то же время сложнейших произведений русской литературы. На примере Онегина, Ленского Пушкин исследует вопрос об интеллектуальной жизни и нравственных исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.
Философская проблематика сказки А. Экзюпери Маленький принц
Философская проблематика сказки А. Экзюпери "Маленький принц" Автор: Экзюпери А. Сент-Экзюпери написал печальную сказку «Маленький принц» для детей и взрослых. Экзюпери не любит наставлений, как не любят их все дети. Но, рассказывая историю Маленького принца, он вместе со своим героем убеждает читателя в простых и мудрых истинах.
Поэты серебряного века
22.04.04 Болдырев Максим. Поэты «серебряного века». Рубеж веков – важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами. Был ещё жив Лев Толстой, действовали герои Чехова, но уже начали свое существование различные литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Значение сатиры Салтыкова-Щедрина
Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни второй половины XIX века. Значение его сатирических произведений для истории России огромно.
Проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
На долю произведений Булгакова выпала непростая судьба. При жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа “Белая гвардия”, книга фантастической и сатирической прозы, цикл рассказов “Записки юного врача” и многочисленные газетные фельетоны.
Проблематика романа И. А. Гончарова Обломов 2
Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов» Автор: Гончаров И.А. «Обломов» публиковался в «Отечественных записках» начиная с января 1859 года, частями, в течение четырех месяцев и вызвал бурную ответную реакцию критики. В статье Добролюбова «Что такое обломовщина?» проблематика романа рассматривалась в социологическом плане, тин Обломова истолковывался как воплощение всех сословных пороков дворянства, философский же аспект «Обломова» остался без рассмотрения.
Смысл названия и проблематика рассказа Гранатовый браслетА.И.Куприна.
Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет"А.И.Куприна. Автор: Куприн А.И. Александр Иванович Куприн - один из величайших писателей 20 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является рассказ "Гранатовый браслет", в котором автор раскрывает проблему, которая остается актуальной и в наши дни.
Автор Слова о полку Игореве.
Автор "Слова о полку Игореве". Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" посвящено походу против половцев в 1185 году.Оно глубоко связано с народной культурой,с народными обычаями и языком.
Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского
Переписка русского царя Ивана Грозного и находившегося в эмиграции его подданного князя Андрея Курбского, продолжавшаяся в течение 1564—1579 гг., ставшая широко известной, занимала значительное место в публицистике XVI века.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Кожинов В.В.
Русский критик, литературовед, философ, историк. Основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии).
Лукин Е.В.
Окончил исторический факультет ЛГПИ им. Герцена (1977). Член Союза писателей России (1996). Основной труд - стихотворные переложения древнерусских произведений "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли", "Задонщина".