Николая Семеновича Лескова всегда интересовали характеры сильных, необычных натур, парадоксальных в своих проявлениях. Таков герой повести “Очарованный странник”. О прожитой жизни Иван Северьяныч Флягин повествует попутчикам с простотой и правдивостью, граничащими с исповедью. Перед слушателями и читателями раскрывается судьба бывшего беглого крепостного, скитальца по земле отчизны. Лесков называет своего героя богатырем, сравнивает с Ильей Муромцем. Богатырство простого мужика, прошедшего, не согнувшись, сквозь тяжелые испытания, имеет в повести символическое значение. Герой смиряет дикого коня, одолевает на поединке степного богатыря, побеждает “зеленого змия”, переживает искушение женскими чарами; не раз, жертвуя собой, спасает он близких, совершает ратный подвиг, томится в плену, крестит инородцев, вещает о судьбе страны. Словно бы весь традиционный набор древнерусской житийной литературы и фольклора, отражающий героику хождения человека по страстям жизни, вместился в жизнеописание Флягина.
Крестьянин, воин, послушник, Иван Северьяныч, подобно своему былинному прототипу, “всю жизнь погибал, но не погиб”. Такие люди несут в себе громадный потенциал сил. Лесков именует странника, идущего по просторам родины и истории, “очарованным”, подвластным неким колдовским чарам жизни, которые ввергают героя в драматические события. Одно из “очарований”, имеющих непобедимую власть над Флягиным, — обаяние красоты, озаряющей мир. Весенний пейзаж, красавец конь, русская песня и “природы совершенство” — женщина — способны зажечь страстную натуру Ивана Северьяныча. На конной ярмарке он восхищается конями, его душа рвется к ним. Еще сильнее чувство восторга охватывает Флягина, когда он входит в трактир, где поет красавица цыганка Груша. “Так, милостивые государи, меня и обдало не знаю чем, но только будто столь мне сродным...” Знаменателен этот эпитет “сродный” — указывает на органическую связь героя с красотой мира, которая находит в нем проникновенного ценителя. Сам сиятельный князь признает особую талантливость мужика, называя его истинным артистом.
Очарование красотой, не однажды оказавшееся причиной страннических мытарств Флягина, объясняет название повести. Но есть в эпитете “очарованный” и другой смысл. Богатырь-черноризец объясняет превратности своей судьбы мистически: мать обещала отдать сына Богу, а Иван пытался самовластно нарушить материнскую клятву. Он “первое самое призвание опроверг”, не уйдя в монастырь, избрав мирской путь. Однако мистические чары, не давая погибнуть, привели его в Божью обитель — монастырь. И тем не менее флягинское мистическое осмысление собственной судьбы отвергается Лесковым. Когда Иван Северьяныч пытается дать сверхъестественное объяснение своему приходу в чернецы, читателю припоминаются собственные слова героя, противоречащие выводу и обнажающие горькую правду: стареющий странник остался без крова и пищи, ему просто деться было некуда. Писатель противопоставляет флягинскому пониманию власти роковых начал свое, складывающееся из учета прозаически-будничных мотивировок поворотов в биографии героя. Роковые начала — это силы социального давления и их отпечаток на личности российского простолюдина. Эпитет “очарованный” в своем втором значении является социально-исторической метафорой.
Лесков увидел и показал русский национальный характер в знаменательный момент его истории. С одной стороны, вера самобытных искателей правды в предопределенность пути не согласуется с их активностью и разрушается ею. С другой стороны, в испытаниях жизни герой, чувства которого преобладали над интеллектом, вырабатывает сознательную волю к историческому действию. Бунтарское начало, толкавшее Ивана Северьяныча к импульсивным поступкам, сливается с осознанным стремлением влиять на ход событий. “Мне за народ очень помереть хочется” — формула итога полувекового пути современного автору Ильи Муромца. Герой Лескова поднимается до духовной работы самооценки, жаждет морально “усовершенствоваться”. Вся его исполненная противоречий исповедь-размышление свидетельствует о трудном становлении нового народного самосознания. Духовные искания “очарованных странников” и их жажда деятельности выступают как внутренние стимулы самодвижения народа. Традиционное восхваление народного героя не привлекало Лескова. Последней фразой повести он охарактеризовал Флягина не только как “простую душу”, но и как “младенца”, считая, что народу предстоит еще избавление от черт “младенчества”, инфантильности, обусловленных все теми же чарами прошлого. “Повествования своего минувшего он исповедал со всей откровенностью своей простой души, а провещания его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам”. Тысячу раз прав был Лесков в определении черт национального русского характера.
Другие работы по теме:
Лесков н. с. - Странник лескова
"Очарованный странник" является одной из интересных и своеобразных повестей Н. С. Лескова". Первоначально повесть называлась "Русский Телемак", что подчеркивало национальный характер героя и трудность его судьбы. Известно, что Телемак - сын Одиссея. Лесков хотел, вероятно, создать отечественную "Одиссею".
Лесков н. с. - Сюжет и проблематика повести очарованный странник
Сочинение Сюжет и проблематика повести. Очарованный странникСочинение Сюжет и проблематика повести. Очарованный странник alignjustifyСочинение Сюжет и проблематика повести. Очарованный странникПовесть Лескова Очарованный странник появилась в году в результате поиска автором ответа на вопрос существуютли на земле праведники.
Творчество Н.С. Лескова Рассказ Очарованный странник
Автор: Лесков Н.С. Жизнь Лескова полна противоречий. Крайний социалист, сочувствующий всему антиправительственному, нигилист, вхожий в такие опасные места, как “коммуны”. Потом — антинигилист, угождающий правительству, подозреваемый чуть ли не в услугах Третьему отделению. И дальше — бытописатель, знаток “углов”, бесхитростный рассказчик анекдотов.
В чём очарование Ивана Флягина поповести Н.С. Лескова Очарованный странник
В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н.С. Лескова "Очарованный странник") Автор: Лесков Н.С. Повесть "Очарованный странник" была написана Н. С. Лесковым в 1873 году. Главной в творчестве Н. С. Лескова, в том числе и в "Очарованном страннике", является тема личности, освобождающейся от сословных уз.
Смысл названия повести Н. С. Лескова Очарованный странник
Автор: Лесков Н.С. Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами «очарованный» и «странник»? Первоначальное название повести "Очарованный странник" - "Черноземный Телемак".
Иван Флягин в повести Лескова «Очарованный странник»
Повесть Лескова “Очарованный странник” была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения — жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского человека.
Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова "Левша"
У "Левши" удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом.
Мир образов Лескова
Николай Семенович Лесков — самобытный русский писатель, популярность которого растет год от года. Чем больше и чаще возникает разговоров о загадочной русской душе, тем охотнее вспоминают Лескова.
Смысл странствий Ивана Флягина
Главной в творчестве Н. С. Лескова является тема личности, освобождающейся от сословных уз. Эта тема исторически связана с теми социальными процессами, которые происходили в России после отмены крепостного права.
Женские образы в произведениях Н. С. Лескова
Изображение идеала женщины у Лескова насквозь пронизано духовностью. В этом причина восхищенного удивления, которое вызывают у читателя замечательные образы обаятельных женщин, воссозданных Лесковым
Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете Гончаров
Повесть Лескова «Очарованный странник» рассказывает о жизни Ивана Северяновича Флягина, полной всевозможных событий и чудес. Он повидал и испытал много разного на своем веку. Интересно, что его жизнь можно разбить на несколько этапов развития, на каждом из которых герою открываются новые чувства, он постигает новые тайны.
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова Левша
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Автор: Лесков Н.С. Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа.
Смысл названия повести Николая Лескова Очарованный странник
Смысл названия повести Николая Лескова 8220 Очарованный странник 8221 Ключевой в творчестве Н. С. Лескова считается проблема личности, избавляющейся от сословных пут. Данный вопрос исторически спаян с теми общественными течениями, случались в России следом за отменой крепостного права. В особенности значима для постижения смысла и хода настоящей задачи повесть “Очарованный странник”, вошедшая в цикл произведений о праведниках земли русской.
Образ рассказчика в прозе Лескова
Особенности восприятия русской действительности второй половины XIX века в литературном творчестве Н.С. Лескова. Образ рассказчика лесковских произведений - образ самобытной русской души. Общая характеристика авторской манеры сказания Лескова в его прозе.
Зосима иеромонах
Зосима — иеродиакон и позже иеромонах, путешественник на Святую Землю (Палестину), автор сочинения: «Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона Зосима о пути иерусалимском до Царяграда и до Иерусалима», или «Хождение инока Зосима».
Любовь и боль за Россию в сказке Н С Лескова Левша
У "Левши" удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но в одном критики были согласны: автор наслушался рассказов тульских мастеровых и "состряпал" из них своего "Левшу".
Лесков Н.С.
Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 переселился в Петербурге.