Борис
Леонидович Пастернак - поэт для думающего читателя. Я бы сказал - для читателя
с думающим сердцем. Он, как известно, во всем стремился «дойти до самой сути»
и, конечно, с самого начала был не просто поэтом, но и философом. Да если бы
Пастернак не был философом, мы бы не узнали столько глубоких поэтических
откровений. А его проза - это тоже плод философских раздумий о смысле бытия.
Один
из циклов стихов Пастернака так и называется - «Занятия философией». Даже в
названии чувствуется особенность поэта. Он не назвал свой цикл просто
«Философские стихи», а именно «занятия», то есть, понять мир во всем
многообразии, конечно, невозможно. Человеку дано лишь учиться открывать его для
себя. Одному это удается в большей степени, другому в меньшей. Пастернаку, как
говорится, с Божьей помощью удалось за свою жизнь сделать очень много
прекрасных, грустных и порой ошеломляющих открытий.
Итак,
поэт был склонен к определениям, а не к доказательствам:
Нашу
родину буря сожгла. Узнаешь ли гнездо свое, птенчик?.. О, не бойся, приросшая
песнь! И куда прорываться еще нам? Ах, наречье смертельное «здесь» — Невдомек
содроганью сращенному.
Это
из стихотворения «Определение души». Мне близка и понятна опаленная бурями
времени душа человека, которая не утратила способность тонко реагировать на
природу. Душа знает, что природа зависит от ее состояния так же, как она
зависит от состояния природы. Поэтому у Пастернака природа роднится с человеческой
душой, и нет ни страха, ни сомненья, что гармония выльется в стихи.
А
вот философское определение поэзии:
Это
- сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и
флейт - Фигаро Низвергается градом на грядку.
Сочетание
низкого и высокого рождает поэзию - вот основная философская мысль поэта. Но
свести в единое целое так далеко отстающие друг от друга смысловые понятия -
дело гения. И, как мы видим, «Фигаро» и «сладкий заглохший горох» оказываются в
центре поэтической вселенной и прекрасно соседствуют.
У
многих поэтов есть пристрастие к определению своего творчества. Это в основном
рождает массу неинтересных читателю стихов о стихах. У Пастернака и эта тема
«играет», способна заворожить, как любовная лирика. Вот пастернаковское
«Определение творчества»:
Разметав
отвороты рубашки, Волосато, как торс у Бетховена, Накрывает ладонью, как шашки.
Сок и совесть, и ночь, и любовь оно.
И
последняя строфа:
И
сады, и пруды, и ограды, И кипящее белыми воплями Мирозданье - лишь страсти
разряды, Человеческим сердцем накопленной.
Великолепна
мысль Пастернака о материализации человеческого сознания. Возможно, мироздание
действительно в какой-то степени есть отражение нашей духовной жизни. Недаром
же у Пастернака природа часто поступает, как человек:
Гроза,
как жрец, сожгла сирень И дымом жертвенным застлала Глаза и тучи. Расправляй
Губами вывих муравья.
Так
очеловеченная природа даст возможность ярко проявиться душе - доброй и злой,
нежной и безразличной. Душа лирического героя Пастернака феноменальна в своем
сострадании ко всему живому и вообще - в жизнелюбии. Его душа осязает хрупкость
жизни на земле и катастрофическую нехватку чувства сострадания.
Эти
качества души лирического героя Пастернака и определяют, по-моему, его философскую
лирику.
Другие работы по теме:
Пастернак б. л. - Мой любимый поэт и писатель б. пастернак
Б.Л. Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX века. Судьба его, так же как и судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Поэтому, может быть, для Пастернака творчество стало спасением и выходом, может быть, даже бегством от окружавшей его советской действительности.
Своеобразие поэтического виденья Пастернака
Счастливая судьба была предначертана Пастернаку. Дружная семья профессиональной пианистки и оригинального талантливого художника с самого детства лелеяла будущего поэта нежными мелодичными звуками, богатством красок и цветов. В доме художника Л. Пастернака собиралась русская богема, которая также влияла на впечатлительную душу поэта.
Тема любви в поэзии Серебряного века
Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно – вчувствовался и вслушивался.
Творчество Бориса Пастернака
Родился и вырос Борис Леонидович Пастернак в Москве. Его отец был художником, а мать — пианисткой. Яркие впечатления детства и отрочества обусловили его умение сочинять с натуры, позднее это умение он именовал субъективно-биографическим реализмом.
Лирика Пастернака
Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: «Пастернак — это «тайнопись», «иносказание», «шифр». «Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?).
Природа учит нас понимать прекрасное По одному или нескольким произведениям русской литературы
Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики А.А. Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить ее сокровенный мир, передать свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой.
Стихотворение Блока О, я хочу безумно жить
Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики.
Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака
Поэзия Бориса Пастернака — явление новейшее не только в истории литературы Серебряного века, но и русской литературы вообще. И Пастернак почитается одним из величайших и гениальнейших поэтов в рамках указанного этапа времени, а также в контексте всей русской художественной литературы. Стихотворчеству он отдал в итоге всего себя без остатка, всю личную жизнь, полагая, что исключительно творчество может вознести человека над посредственностью повседневной жизни, возвысить его до безоблачных апогеев существования.
Стихотворение Пастернака Во всем мне хочется дойти
Стихотворение Пастернака «Во всем мне хочется дойти…», написанное в 1956году, стало поэтическим кредо писателя, итогом его размышлений о творчестве, о месте и роли поэта и поэзии. В разные периоды жизни он говорил об этом, но неизменным оставалось одно: главная задача искусства – поиск истины, постижение сущности явлений, всей полноты бытия:
Борис Леонидович Пастернак 2
Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) родился в Москве, в семье академика живописи Л. О. Пастернака. Окончил гимназию, затем, в 1913 году, — Московский университет по философскому отделению историко-филологического факультета. Летом 1912 года изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию (Флоренция и Венеция).
Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака Во всем мне хочется дойти до самой сути
Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» Б.Л.Пастернак – крупнейший поэт ХХ века, лауреат Нобелевской премии. В тяжелые для Пастернака шестидесятые годы он написал одно из замечательных стихотворений – «Во всем мне хочется дойти до самой сути», которое заставило меня о многом задуматься.
Философская проблематика поэзии Б. Пастернака
Поэзия Бориса Пастернака не легка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Некогда поэт заметил, что философия — листва поэзии; читая его стихи, убеждаешься в этом вновь и вновь.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Лирика Бориса Пастернака
Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она словно пожар, словно восстание против устоявшихся жанров и разграничений.
Язык поэзии (по творчеству Б. Л. Пастернака)
Борис Леонидович Пастернак прожил длинную творческую жизнь. Когда произошла Октябрьская революция, он уже был сформировавшимся поэтом, автором книг стихов “Близнец в тучах”, “Поверх барьеров”, “Сестра моя — жизнь”.
Своеобразие лирики Б. Пастернака
Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве — богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны.
Поэтический мир Б. Л. Пастернака (рецензия)
У Пастернака особый поэтический строй, ритмика стиха, которые позволяют поэту одновременно в деталях отражать капельки дождя, шум елового бора и целую эпоху, с революциями и войнами. Известно, что личностью поэта интересовался И. Сталин.
Стихотворение Пастернака Про эти стихи
Борис Леонидович Пастернак с первых шагов в литературе создавал свой неповторимый мир и увлекал за собой читателей, раскрывая перед ними лабиринты образов и мыслей. Он выражал сложность человеческих переживаний. «Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану», – писал поэт. На первый взгляд, мир Пастернака кажется странным, вычурным, сбивчивым, но это только лишь первое впечатление.
Философские проблемы лирики А.С. Пушкина
А.С. Пушкин - "солнце русской поэзии", её великое начало и совершенное выражение. Философское осмысление ведущих и общезначимых для всего человечества проблем в лирике двадцатых годов и в стихах Пушкина более позднего периода, анализ произведений.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Борис Леонидович Пастернак Краткий очерк творчества
(1890 — 1960) Его стихи, однажды прочитанные, уже не забываются. Их музыкальность поразительна! Вот послушайте: "В трюмо испаряется чашка какао". Или: "Намокшая воробышком сиреневая ветвь". Или вот: "У капель — тяжесть запонок". Попробуйте теперь забыть эти строчки — ничего не получится!
Мой любимый поэт и писатель БПастернак
Б.Л.Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX века. Судьба его, так же как и судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Поэтому, может быть, для Пастернака творчество стало спасением и выходом, может быть, даже бегством от окружавшей его советской действительности.
Пастернак Борис Леонидович
Родился в Москве в семье академика живописи Л.О. Пастернака и Р. И. Пастернак (урожденной Кауфман), до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества.
Пастернак Б.Л.
Русский советский писатель. Сын художника Л. О. Пастернака. В 1912 г. в Германии изучал философов марбургской школы. Первые стихи опубликовал в 1913 г.