Автор: Есенин С.А.
1
Не сестра месяца из темного болота
В жемчуге кокошник в небо запрокинула,-
Ой, как выходила Марфа за ворота,
Письменище черное из дулейки вынула.
Раскололся зыками колокол на вече,
Замахали кружевом полотнища зорние;
Услыхали ангелы голос человечий,
Отворили наскоро окна-ставни горние.
Возгово?рит Марфа голосом серебряно:
"Ой ли, внуки Васькины, правнуки Микулы!
Грамотой московскою извольно повелено
Выгомонить вольницы бражные загулы!"
Заходила буйница выхвали старинной,
Бороды, как молнии, выпячили грозно:
"Что нам Московия - как поставник блинный!
Там бояр-те жены хлыстают загозно!"
Марфа на крылечко праву ножку кинула,
Левой помахала каблучком сафьяновым.
"Быть так,- кротко молвила, черны брови сдвинула,-
Не ручьи - брызгатели выцветням росяновым..."
2
Не чернец беседует с Господом в затворе -
Царь московский антихриста вызывает:
"Ой, Виельзевуле, горе мое, горе,
Новгород мне вольный ног не лобызает!"
Вылез из запечья сатана гадюкой,
В пучеглазых бельмах исчаведье ада.
"Побожися душу выдать мне порукой,
Иначе не будет с Новгородом слада!"
Вынул он бумаги - облака клок,
Дал ему перо - от молнии стрелу.
Чиркнул царь кинжалищем локоток,
Расчеркнулся и зажал руку в полу.
Зарычит антихрист зёмным гудом:
"А и сроку тебе, царь, даю четыреста лет!
Как пойдет на Москву заморский Иуда,
Тут тебе с Новгородом и сладу нет!"
"А откуль гроза, когда ветер шумит?" -
Задает ему царь хитро?й спрос.
Говорит сатана зыком черных згит:
"Этот ответ с собой ветер унес..."
3
На соборах Кремля колокола заплакали,
Собирались стрельцы из дальных слобод;
Кони ржали, сабли звякали,
Глас приказный чинно слухал народ.
Закраснели хоругви, образа засверкали,
Царь пожаловал бочку с вином.
Бабы подолами слезы утирали,-
Кто-то воротится невредим в дом?
Пошли стрельцы, запылили по? полю:
"Берегись ты теперь, гордый Новоград!"
Пики тенькали, кони топали,-
Никто не пожалел и не обернулся назад.
Возгово?рит царь жене своей:
"А и будет пир на красной браге!
Послал я сватать неучтивых семей,
Всем подушки голов расстелю в овраге".
"Государь ты мой,- шомонит жена,-
Моему ль уму судить суд тебе!..
Тебе власть дана, тебе воля дана,
Ты челом лишь бьешь одноей судьбе..."
4
В зарукавнике Марфа Богу молилась,
Рукавом горючи слезы утирала;
За окошко она наклонилась,
Голубей к себе на колени сзывала.
"Уж вы, голуби, слуги Боговы,
Солетайте-ко в райский терем,
Вертайтесь в земное логово,
Стучитесь к новоградским дверям!"
Приносили голуби от Бога письмо,
Золотыми письменами рубленное;
Села Марфа за расшитою тесьмой:
"Уж ты, счастье ль мое загубленное!"
И писал Господь своей верной рабе:
"Не гони метлой тучу вихристу;
Как московский царь на кровавой гульбе
Продал душу свою антихристу..."
5
А и минуло теперь четыреста лет.
Не пора ли нам, ребята, взяться за ум,
Исполнить святой Марфин завет:
Заглушить удалью московский шум?
А пойдемте, бойцы, ловить кречетов,
Отошлем дикомытя с потребою царю:
Чтобы дал нам царь ответ в сечи той,
Чтоб не застил он новоградскую зарю.
Ты шуми, певунный Волохов, шуми,
Разбуди Садко с Буслаем на-торгаш!
Выше, выше, вихорь, тучи подыми!
Ой ты, Новгород, родимый наш!
Как по быльнице тропинка пролегла;
А пойдемте стольный Киев звать!
Ой ли вы, с Кремля колокола,
А пора небось и честь вам знать!
Пропоем мы Богу с ветрами тропарь,
Вспеним белую попончу,
Загудит наш с веча колокол, как встарь,
Тут я, ребята, и покончу.
Сентябрь 1914
Другие работы по теме:
Вариантные соответствия
Вариантные соответствия устанавливаются между словами в том случае, когда в языке перевода существует несколько слов для передачи одного и того же значения исходного слова.
Есенин с. а. - Народно-песенная основа лирики с. есенина
М. Горький назвал С. Есенина великим национальным поэтом. Какой чистый и какой русский поэт так определил М. Горький самобытность С. Есенина. В лирике поэта нашли отражение образы родной природы черты национального характера.
Тема Кол-во страниц
Баткин Л. М: Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Искусство, 1989. – 355 с
Борис и Тихон в пьесе Островского Гроза
В драме Катерины, главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», важную роль сыграла не только ее свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова, но и, разумеется, два героя этого «любовного треугольника» — Тихон и Борис. Тихон Кабанов — муж героини, купеческий сын. Он женился на Катерине, потому что этого требовала маменька, и считает, что он сам любит Катерину, но так ли это? Он сам безволен и полностью подчинен матери, он не решается даже защитить жену от нападок свекрови.
Обзор творчества
Автор: Гумилев Н.С. Николай Михайлович Карамзин — замечательный поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам “Историю государства Российского”. Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд — это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии.
Характеристика города Калинова и его жителей по Грозе Островского
Автор: Островский А.Н. Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. «Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу. Вид необыкновенный. Душа радуется», – восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной.
«Темное царство» в пьесе Островского «Гроза»
Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир “темного царства”, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. Он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота.
Карамзин Н. М.
Создатель "Истории государства Российского" (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма ("Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" и др.).
Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого. По роману Тургенева Дворянское гнездо
Во взаимоотношениях героев романа И.С. Тургенев «Дворянское гнездо» Федора Ивановича Лаврецкого и Лизы Калитиной возвращение его жены Варвары Павловны сыграло трагическую роль. Федор Иванович старше Лизы и пережил глубокое разочарование в семейной жизни. Его жена ценит свой успех в свете, модные вечера, парижскую жизнь, поклонников.
Три зозулі з поклоном
Автор: Тютюнник Григір. Любові Всевишній присвячується «Я виходжу з—за клубу в новенькому дешевому костюмі (три вагони цегли розвантажив з хлопцями—однокурсниками, то й купив) і з чемоданчиком у руці. І перше, що бачу,— хата Карпа Яркового. А перед нею — рівними рядочками на жовтому піску молоденькі сосни».
Іван Іванович
Автор: Хвильовий Микола. Колись Івана Івановича було вигнано з третього курсу юридичного факультету за «вольтер'янство» (вільнодумство, філософствування).
Биография Карамзина
«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом». А.С. Пушкин Биографии даже самых знаменитых людей до начала 19 века страдают как нехваткой информации, так и простыми неточностями. Недаром П. А. Вяземский после смерти Карамзина умоляет его друга И. И. Дмитриева, чтобы тот как можно больше вспомнил: «Если этого не сделать, то жизнь Карамзина пропадет без следов».
Трагедия любви в провинциальном мире но драме А. Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Главная героини драмы А. Н. Островского «Гроза» - Катерина Кабанова - представляет собой «истинно русский образ женщины», по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке героини, и в лиризме ее чувства.
Вальтер Скотт, Карамзин, Пушкин
Необходимость связать программные произведения родной литературы с ключевыми текстами западноевропейской словесности остро ощущается учителями, а нередко и самими учащимися.
Карамзин Николай
(1766 - 1826) Родился 1 декабря (12 н.с.) в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование. В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым.
История русского кинематографа
Text Text В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных или порнографических по содержанию). В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных или порнографических по содержанию). 27 ноября 1908 года при канцелярии московского градоначальника была учреждена должность цензора кинематографических лент.
Сентиментализм в России
В русской литературе буржуазная сущность европейского С. потеряла свой социальный смысл. Русское дворянство восприняло новый стиль европейской литературы как удобную форму для художественного выражения своих новых запросов.
Широкая масленица. А.Т.Аверченко
К Кулакову должен прийти “нужный” гость, считаться с затратами не приходится. И вот он стоит перед хозяином гастрономического магазина.
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Широкая масленица
К Кулакову должен прийти «нужный» гость, считаться с затратами не приходится. И вот он стоит перед хозяином гастрономического магазина: «Шесть с полтиной? С ума сойти можно! Мы, Михайло Поликарпыч, сделаем тогда вот что… Вы мне дайте коробку зернистой в фунт, а завтра по весу обратно примете… Что съедим — за то заплачу.
Баландин, Денис Сергеевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Работы в кино 2.2 Работы в театре 2.2.1 Российский академический молодёжный театр 2.2.2 Другие театры Список литературы
Апраксин, Фёдор Матвеевич
Введение 1 Биография 1.1 Происхождение 1.2 Семья 1.3 Государственная служба 2 Память Список литературы Введение Фёдор Матве́евич Апра́ксин (27 октября 1661(16611027) — 10 ноября 1728, Москва) — русский государственный деятель, сподвижник Петра I. граф, генерал-адмирал (1708).
Скифы альманах
Сборник «Скифы» - литературный сборник, два выпуска которого были опубликованы в 1917-18 годах в Петрограде. Выпущен издательством «Скифы». Авторы, принявшие участие в сборниках, разделяли идеологию так называемого «скифства». Они рассматривали революцию 1917 г. в России как мессианское антибуржуазное русское народное движение.
Борецкий, Исаак Андреевич
Исаак Андреевич Борецкий — новгородский посадник, муж знаменитой Марфы-посадницы. Своё родовое прозвище (в ряде летописных источников оно не упоминается) Исаак получил от волости Борок (Борецкая волость), которой он вероятно владел и в ней начал свою деятельность. В 1417 году Исаак Борецкий отбил у напавших на волость беглых новгородцев, вятчан и устюжан.
Мусина-Юрьева, Марфа Павловна
План Введение 1 Сведения в документах 2 Противоречия Список литературы Введение Марфа Павловна Мусина-Юрьева (май или июнь 1801—1803) — внебрачная дочь императора Павла I и, возможно, Любови Багарат, его последний, посмертный ребёнок.
Погодин М.П.
Русский историк, публицист, писатель, издатель многих известных литературных журналов и альманахов, в том числе журналов "Московский вестник", "Московский наблюдатель" и "Москвитянин".
Борецкая Марфа
Жена посадника Исаака Андреевича, ставшая после смерти мужа во главе литовской партии в Новгороде; известна более под именем Марфы Посадницы.
Дмитрий Семенович Стеллецкий
Стеллецкий, Дмитрий Семенович (1875–1947), русский художник, мастер скульптуры и живописи, представитель символизма и модерна.