Реферат: Основные темы и идеи лирики А. Фета - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Основные темы и идеи лирики А. Фета

Рефераты по литературе и русскому языку » Основные темы и идеи лирики А. Фета

Автор: Фет А.А.

В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый певец красоты и любви.

Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского помещика Шеншина, который увез мать поэта от его отца.

Но обман раскрылся, и Фет в течение многих лет испытывал на себе, что значит быть незаконнорожденным. Главное, что он лишился при этом статуса дворянского сына. Он пытался “выслужить” дворянство, но тринадцать лет армейской и гвардейской лямки ничего не дали. Тогда он женился по расчету на старой и богатой, стал жестоким и прижимистым сельским хозяином-эксплуататором. Революционерам и даже либералам Фет никогда не сочувствовал и, чтобы достичь желаемого дворянства, долго и громко демонстрировал свои верноподданнические чувства. И только когда Фету было уже пятьдесят три года, Александр I наложил благоприятную резолюцию на его прошение.

Но... При всем этом Фет писал божественные стихи. Вот его стихотворение 1888 года:

Полуразрушенный, полужилец могилы,

О таинствах любви зачем ты нам поешь ?

Зачем, куда тебя домчать не могут силы,

Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь ?

Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь;

В напевах старческих твой юный дух живет.

Цыганка старая одна еще поет.

“О, долго буду я в молчаньи ночи тайной...”, “Какое счастие! и мочь и мы одни...”, “Сияла ночь. Луной был полон сад...”, “Давно в любви отрады мало...”, “В дымке-невидимке...” и, конечно, “Я тебе ничего не скажу...” и “На заре ты ее не буди...” — вот лишь немногие стихотворения Фета, положенные на музыку разными композиторами.

Лирика Фета тематически довольно бедна: красота природы и женская любовь— вот главные его темы. Но какой огромной мощи, какой потрясающей выразительности достигает Фет в этих узких пределах! Достаточно вспомнить, например, следующие его строки:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало...

Или:

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Или

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Фетовские стихотворения о природе, на мой взгляд, гениальны. Каждое из них являет собой неповторимый шедевр.

Во всех этих стихотворениях Фет утверждает единство жизни природы и жизни человеческой души. И поневоле задумываешься: где источник этой красоты? Творение ли это Отца небесного? Или источник всего этого сам поэт, его умение видеть, его открытая красоте душа, каждое мгновение готовая ее прославлять? В своей лирике природы Фет выступает как антинигилист: если для тургеневского Базарова “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, то для Фета природа — единственно храм, храм любви, вдохновения, умиления и молитвы красоте.

Удивительны поздние стихи Фета, 80—90-х годов. Дряхлый старик в жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, все мысли которого об одном — о любви, о трепете молодости (“Нет, я не изменил...”, “Еще люблю, еще томлюсь...”).

Особенно мне близко фетовское стихотворение “Я тебе ничего не скажу...”, датированное 2 сентября 1885 года. В нем выражена часто встречающаяся у романтиков мысль о том, что словами нельзя передать все движения души человека, его чувства.

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной... я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

С этим стихотворением перекликается другое стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета:

Как беден наш язык! - Хочу и не могу. -

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

И все-таки, как бы ни был “беден наш язык”, по утверждению самого Фета, он виртуозно, если можно так сказать, владел этим инструментом. Все его стихотворное творчество изящно, тонко, великолепно.