Автор: Пушкин А.С.
Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе с самим поэтом. В разные периоды своего творчества он по-разному изображал природу.
Лирика Пушкина-лицеиста была во многом подражательна. Подражателен был и пейзаж. Например, в “Воспоминаниях в Царском Селе” Пушкин рисует оссианический пейзаж, основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы. В первой части стихотворения “Деревня” молодой поэт, подражая античным авторам, создает идиллический пейзаж.
Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию южной природы, крымского морского пейзажа. Позже, побывав на Кавказе, Пушкин создает серию стихотворений с изображением кавказской горной природы. Все эти произведения написаны поэтом-романтиком. Пушкин всегда восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт: “Взыграйте, ветры, взройте воды, / Разрушьте гибельный оплот. / Где ты, гроза — символ свободы? / Промчись поверх невольных вод”.
Однако лирический герой романтических стихотворений Пушкина так и не смог слиться с морской стихией, не смог стать таким же свободным: “Ты ждал, ты звал... я был окован, / Вотще рвалась душа моя, / Могучей страстью очарован, / У берегов остался я”. И Пушкин прощается с романтическим пейзажем в послании “К морю”.
После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается поворот к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина условно можно разделить на осенний и зимний; зимний в свою очередь — на ночной и утренний, а осенний — на романтически приподнятый и подчеркнуто реалистический (как, например, в стихотворении “Румяный критик мой, насмешник толстопузый...”).
В “Осени”, наоборот, мы видим торжественно-романтическое, особенное изображение этого времени года. Пушкин, вообще отдававший предпочтение осени, так описывает свою “странную” любовь к ней: “...Мне нравится она,/ Как, вероятно, вам чахоточная дева/ Порою нравится. На смерть осуждена, / Бедняжка клонится без ропота, без гнева... / Играет на лице еще багровый цвет. / Она жива еще сегодня, завтра нет”.
Пушкин воспринимает осень как смерть, но он говорит, что смерть тоже может быть красивой. Со смертью природы, осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить: “И забываю мир — и в сладкой тишине / Я сладко усыплен моим воображеньем, / И пробуждается поэзия во мне...”
Стихотворения с зимним утренним пейзажем всегда оптимистические,' жизнеутверждающие; лирический герой этих стихотворений восхищается красотой природы и радуется жизни: “Под голубыми небесами / Великолепными коврами...”
Ночной зимний пейзаж всегда страшный, мрачный, туманный: “Мчатся тучи, вьются тучи, / Невидимкою луна/ Освещает снег летучий...”
В стихотворении “Бесы” пейзаж символичен: дорога — это жизненный путь человека, буря — жизненная буря, бесы — человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути.
Символичен пейзаж и в таких стихотворениях Пушкина, как “Анчар” и “Пророк”. Анчар — это символ зла в мире, а пустыня в “Пророке” — духовная пустыня, духовное перепутье человека.
В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Философским становится и пейзаж, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лирического героя.
В стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных...” налицо философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает здесь как символ гармонии. Она вечна в своей красоте, потому что в ней все время происходит естественный круговорот.
Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек, увы, не вечен, потому что отдельный человек и человечество — не одно и то же. Природа равнодушна, у нее нет души, она безлика, а каждый человек — это неповторимая индивидуальность. Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как только смириться с естественным ходом природы: “И пусть у гробового входа / Младая будет жизнь играть, / И равнодушная природа / Красою вечною сиять”.
Впрочем, в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” Пушкин говорит о другом: “Нет, весь я не умру — душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит — /И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит”.
Таким образом, мы можем сказать, что пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, его функции в стихотворениях связаны непосредственно с разными периодами творчества поэта. В произведениях лицейского периода пейзаж идиллический, оссианический. Затем он становится романтическим. В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм во всем своем творчестве. В поздней лирике поэта пейзаж выполняет символическую и философскую функции.
Другие работы по теме:
Пушкин а. с. - Русская природа в стихотворениях а. с. пушкина
В лирике А. С. Пушкина присутствует много стихотворений посвященных изображению русской природы. Но принципы ее изображения художественный метод начиная с лицейского периода постоянно менялись в зависимости от эволюции творческого метода поэта.
Пушкин а. с. - Пейзаж в лирике а. с. пушкина
Большое место в творчестве. Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии. Пушкина менялся вместе в самим поэтом. В разные периоды своего творчества. Пушкин по разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути усложнялась функция пейз.
Природа в лирике Пушкина
Природа традиционно занимает одно из важнейших мест в творчестве любого поэта. Каждый из них создает свой неповторимый мир, свой образ природы, который соответствует его переживаниям, чувствам, мыслям. Проследить, как меняется образ природы в творчестве того или иного поэта, – это значит увидеть, как менялся он сам, что происходило с ним в течение жизни, какие новые представления у него появлялись, а что оставалось неизменным до конца.
Пейзаж в лирике Лермонтова
Лермонтов являлся, с одной стороны, продолжателем традиций Пушкина, а с другой – находился в острой полемике с ним. Поскольку там, где Пушкин утверждал общечеловеческие ценности, которые наполняют жизнь смыслом, Лермонтов видел лишь повод для отчаяния и пессимизма. Для преодоления трагического мироощущения поэт искал и находил свои собственные темы.
Основные мотивы лирики Пушкина 2
Основные мотивы лирики Пушкина Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются самые существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, которое касается его лично.
Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова
Если говорят о литературе первой половины ХIХ века, то первыми на ум обыкновенно приходят имена Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевиче Лермонтова. Это не просто выдающиеся поэты своего времени – можно сказать, что каждый из них и есть свое время. Тематика лирики обоих поэтов разнообразна – свобода, Родина, любовь и дружба, поэт и его назначение.
Мое любимое стихотворение в лирике Пушкина сочинение-миниатюра
Лирика великого русского поэта А. С. Пушкина разнообразна по своей тематике и проблематике, но мне больше всего нравится любовная лирика. Для Пушкина любовь — одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений» Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение.
Тема любви в лирике Александра Пушкина
Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм.
Жанр послания в лирике Александра Пушкина
Послание — один из наиболее древних литературных жанров. Впервые он появился в творчестве античных поэтов: Горация, Овидия, Катулла. Время расцвета жанра послания — эпоха классицизма XVII—XVIII веков. Во Франции классические образцы послания создали Буало, Вольтер; в Германии послания писали Шиллер, Гете; в России — Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин.
Основные особенности лирики А.С.Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Слово "лирика" в переводе с древнегреческого языка означает "музыкальный", "волнующий". В отличие от эпоса и драмы лирика не изображает события, взаимоотношения людей, их поступки. Поэтому в лирических произведениях, как правило, отсутствуют сюжеты, то есть последовательно развивающиеся события.
Свобода и любовь в лирике Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Свобода при всей ее притягательности оказывается для Пушкина все-таки не высшей ценностью, как у романтиков. Страсть, преданность оказываются еще более могучими чувствами, чем влечение к свободе. И в этом – его отход от романтизма.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова Смерть поэта
Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать.
Анализ стихотворения Пушкина Деревня 2
Анализ стихотворения Пушкина "Деревня" Автор: Пушкин А.С. Кроме взволнованного, негодующего описания ужасов крепостного права и выражения горячей надежды на освобождение крестьян по приказу царской власти, эти стихи содержат в себе спор, полемику молодого Пушкина с его учителями в области поэзии – Карамзиным, Батюшковым, Жуковским.
Пейзаж в лирике Пушкина второй половины 1820-х - 30-х годов.
Автор: Пушкин А.С. Читателю легко перенестись в состояние поэта через описание природы. Ведь как в 19 веке, так и сегодня мы остаемся от нее зависимы. Стихотворение «19 октября»(1826г.) посвящено годовщине открытия лицея. Пушкин находится в ссылке и не может встретиться с друзьями. Первые строки стихотворения передают нам грусть поэта, находящегося далеко от своих друзей.
Анализ стихотворения Зимнее утро.
Анализ стихотворения "Зимнее утро". Автор: Пушкин А.С. Сочинение. «Анализ стихотворения «Зимнее утро»» Поэзия Пушкина удивительно верна русской
К Чаадаеву
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.
Пейзаж в лирике А.С.Пушкина
Пейзажная лирика и функция пейзажа в лирических произведениях. "Воспоминания в Царском Селе", "Деревня", кавказский период ("Узник"), "К морю", "На холмах Грузии...", "Вновь я посетил..." и др.
Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев – поэт-философ. Его творчество поражает глубиной и парадоксальностью суждений. Даже лирика природы у поэта философская. Пейзаж и мысль о нем выступают в неразрывном единстве.
Изображение природы в лирике А. С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Изображение природы занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Поэт открыл для читателей удивительные картины природы средней полосы России, южного края, красу морских стихий. Россия была частью жизни поэта. Он родился, вырос и оставался преданным ее природе всю жизнь.
Изображение природы в лирике А. С. Пушкина 2
Изображение природы в лирике А. С. Пушкина Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин - великий русский поэт. Он явился новатором в русской поэзии во многих отношениях. Изображение природы занимает достойное место в его творчестве. Он открыл истинную прелесть природы средней полосы России, показав ее очарование и красоту.
Слон-живописец
Автор: Михалков С. Слон-живописец написал пейзаж, Но раньше, чем послать его на вернисаж, Он пригласил друзей взглянуть на полотно: Что, если вдруг не удалось оно?
Свобода духа в лирике А.С. Пушкина.Как реализуется идеал абсолютной духовной свободы в лирике Пу
Автор: Пушкин А.С. В романтической лирике Пушкина 1820-1824 годов тема свободы занимала центральное место. О чем бы ни писал поэт-романтик: о кинжале, «тайном страже свободы», грозе несговорчивых тиранов, о вожде восставших сербов Георгии Черном – «Дочери Карагеоргия», о Байроне или Наполеоне –«Наполеон», «К морю», о своих думах и повседневных занятиях в посланиях друзьям, - мотивы свободы пронизывали стихотворения, придавая им неповторимый облик.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Смерть поэта
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.
Тема любви и дружбы в лирике Пушкина
_ 3Сочинение N 1 Тема любви и дружбы в лирике Пушкина. Богат и разнообразен мир лирики Пушкина.Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви и дружбы.Стихи Пушкина ярко
Пейзаж в лирике Б. Пастернака
Пейзаж — неизменная часть практически всей поэзии. Сам Маяковский, пренебрежительно отозвавшийся в своей автобиографии о природе как вещи “неусовершенствованной”, впоследствии склонился перед ней “стихотворно”.
Никола Пуссен
Пуссен (Poussin) Никола (1594-1665) французский живописец и рисовальщик.