Когда мы слышим слова диалект или диалектология, то не каждый представляет себе, о чём идёт речь. Диалект-это местная разновидность языка, говор, а диалектология – раздел языкознания, изучающий эти самые диалекты.
Диалекты имеют в своём составе значительное количество самобытных народных слов, известных только в определённой местности. Так различают три вида наречий - северное, среднерусское и южное. а в них разные диалектные зоны. Рязанская область относится большей частью к южному наречию и к юго-восточной диалектной зоне.
В диалектах запечатлелся самобытный язык русского народа, в отдельных чертах местных говоров сохранились реликтовые формы древнерусской речи, которые являются важнейшим источником восстановления исторических процессов, затронувших когда-то наш язык.
Диалекты отличаются от общенародного национального языка различными чертами- фонетическими, морфологическими. особым словоупотреблением и совершенно оригинальными словами, неизвестными литературному языку. Это даёт основание сгруппировать диалектизмы русского языка по их общим признакам.
Лексические диалектизмы – слова, известные только носителям диалекта и за пределами не имеющие ни фонетических, ни словообразовательных вариантов. Например, в южнорусских говорах бытуют слова буряк
( свекла ), цибуля ( лук ), гуторить ( говорить ), в северных –
кушак ( пояс ) , баской ( красивый ), полиґцы ( рукавицы ).
Такие диалектизмы имеют параллели в литературном
языке, от которых отличаются своим звучанием.
Этнографические диалектизмы – слова, называющие предметы, известные лишь в определенной местности. Шанежки – « пирожки, приготовленные особым способом ». дранки – « особые оладьи из картофеля », нардек – « арбузная патока », манаґрка - « род верхней одежды », панёва – « разновидность юбки ». Этнографизмы характеризуют особенности языка жителей определенной местности, их быт и обычаи.
Лексико – семантические диалектизмы – слова, обладающие в диалекте необычным значением : мост –
« пол в избе », губы – « грибы всех разновидностей, кроме
белых», кричать ( кого – либо ) « звать », сам – « хозяин,
муж ». Такие диалектизмы выступают в качестве омонимов
к общенародным словам, употребляемым с присущим им в
языке значением.
Фонетические диалектизмы – слова, получившие в диалекте особое фонетическое оформление : цай (чай) , чепь ( цепь ) – следствия « цоканья » и « чоканья », свойственных северным говорам; хверма ( ферма ), бамага ( бумага ), пашпорт ( паспорт ), жисть ( жизнь ) и подобные.
Словообразовательные диалетизмы – слова, получившие в диалекте особые аффиксальное оформление : певень
( петух ), гуска ( гусыня ), телок ( телёнок ), земляница
( земляника ), братан ( брат ) , шуряк ( шурин ), дармаґ
( даром ) , завсегда ( всегда ), откуль ( откуда ), покуда
( пока ), евонный ( его ), ихний ( их ) и т.д.
Морфологические диалектизмы – не свойственные литературному языку формы словоизменения: мягкие окончания у глаголов в 3 – м лице ( идеть, идуть ); окончание – ам у существительных в творительном падеже множественного числа ( под столбам ); окончание – е у личных местоимений в родительном падеже единственного числа: у мене, у тебе и т.д.
Диалектизмы в языке художественной литературы.
Многие писатели, изображая деревенскую жизнь, используют слова и устойчивые словосочетания народного говора, распространенные в данной местности ( территориального диалекта ). Диалектные слова , употребляемые в составе литературной речи, называются диалектизмами.
Наш земляк, поэт Сергей Александрович Есенин также использовал диалекты в своих стихотворениях. С самого раннего детства он слышал образную народную разговорную речь. Мать пела ему старинные песни, бабушка рассказывала сказки, дед пересказывал библию. Сережа Есенин запоминал услышанное и некоторые сказки переделывал на свой лад. Знание народного языка пригодилось поэту. Наиболее часто диалектизмы встречаются в ранних произведениях . Диалекты в творчестве С. Есенина – это причудливая смесь старославянской книжной лексики, народного языка и говора рязанской деревни.
Рассмотрим отрывок стихотворения С.А. Есенина « В хате » на вопрос наличия в нем диалектизмов.
Пахнет рыхлыми драченами ;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низкоґ;
Старый кот к махотке краґдется
На парное молоко.
Прочитав или услышав этот отрывок, далеко не каждый поймет значение слов, которые являются диалектизмами. Разберемся с их значением.
драчёны – кушанье из запеченной смеси яиц, молока и муки или тёртого картофеля.
дежка, дежа – квашня, кадушка для замешивания теста.
печурка – выемка в русской печи для просушивания чего – либо.
заслонка – железная крышка, прикрывающая устье русской печи.
попелица – зола, пепел.
махотка – крынка.
Все эти слова употребляются или употреблялись жителями села Константиново, но они не являются именно константиновскими диалектизмами. Я же приведу примеры именно таких слов.
Быть дождю, - решают в пересуде, -
Небо в куреве, как хмаровая близь ( « Старухи », 1915 )
Хмаровая ( близь ) – сумрачная близь.
Сухлым войлоком по стёжкам
Разрыхлен в траве помет. ( « Дед », 1915 )
Сухлый ( войлок ) – изменённый от сухой.
Под окном балякуют старухи ( « Старухи », 1915 )
Балякать – разговаривать.
Взрыкает зыбка
Сонный тропарь
« Спи моя рыбка,
Спи не гутарь …» ( « Вечер, как сажа… » 1916?)
Взыркает – издавать скрипучий звук
Гутарить ( разг., малороссийск ) – разговаривать
И не так гагачится молодкам,
Видно дыкать бедным нелегко ( « Старухи », 1915 )
Гагачится – в этом отрывке обозначает « квохчется »
Не зазря прокисло по махоткам
В погребах парное молоко …. ( « Старухи », 1915 )
Не зазря – не напрасно, не просто так.
С чурбака, как скатный бисер, мухи
Улетают к лесу – шушуну. ( « Старухи », 1915 )
Шушун – верхняя женская одежда
Чурбак – полено, оно не является диалектизмом, а является просторечием.
До сих пор некоторые жители села Константиново используют в своей речи диалектные слова:
погода пошла – пошел снег
примчивые – гостеприимные
завальчики – место между буграми, неудобное для косьбы
палати – помост в крестьянской избе от печи до стены, где спали
надысь – недавно
намедни – недавно
кулишка – лужайка перед домом
купцы – дачники, богатые люди
городьба – изгородь, забор
надоть – надо
явонный – его
нонча – нынче
печурки – углубление в боковой или передней части
Приведенные мною примеры – лишь малая часть употребления диалектизмов в ранних произведениях С.А. Есенина. Диалектные слова и формы используются поэтом естественно и легко. Они придают его поэтической речи выразительность, делают его образы запоминающимися и неповторимыми. Творческое наследие великого русского поэта является для нас неоценимым богатством русского языка нашей местности.
Список литературы.
1. Есенин С.А. Полное собрание сочинений в 7 томах. Т 4.
М.: « Наука » - «Голос », 1996
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка
М., 1988
3. Энциклопедия для детей том 10 . Языкознание. Русский язык.
М., « Аванта + » , 1999
4. Энциклопедический словарь юного литературоведа
М., « Педагогика » , 1988
5. Розенталь Д.Э., голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.
М., « Международные отношения », 1994
6. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово .
М., « Просвещение », 1978
МОУ СОШ № 65
Реферат на тему:
« Диалектизмы
в творчестве
Сергея Александровича Есенина »
Выполнила ученица 8 класса А
Игошина Мария
Учитель Миронова Г.И.
Рязань 2010
Другие работы по теме:
Есенин с. а. - Россия глазами есенина
Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”. С. Есенин Имя Сергея Александровича Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным, Она проникнута горячей любовью к Родине, русской природе. Поэт признается: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.
Есенин с. а. - Образ родины и средства его воплощения в лирике с. есенина
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». С. Есенин Сергей Александрович Есенин - самобытный и истинно русский поэт. В классическую литературу он пришел из глубин народной жизни и всегда гордился своим крестьянским происхождением. Тема России, родины - основная в творчестве Есенина.
Есенин с. а. - россия сердцу милый край
По лирике С. ЕсенинаМоя лирика жива одной большой любовью к родине чувство родины основное в моем творчестве писал С. Есенин. Действительно все его произведения проникнуты глубоким чувством к родной земле сопричастностью ее трудной судьбе.
Есенин с. а. - Народно-песенная основа лирики с. есенина
М. Горький назвал С. Есенина великим национальным поэтом. Какой чистый и какой русский поэт так определил М. Горький самобытность С. Есенина. В лирике поэта нашли отражение образы родной природы черты национального характера.
Есенин с. а. - Тема родины и природы в лирике с. есенина
Тема Родины одна из главных в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней с родной для него. Рязанщиной. Но из деревни. Константинове поэт уехал совсем молодым жил потом и в Москве и в Петербурге и за границей С.
Есенин с. а. - Тема родины в лирике с. есенина
Тема Родины главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал образ родного края незримо присутствует в его произведениях. Милый милый смешной дуралей. Неужель он не знает что живых коней. С течением времени шире стал взгляд.
Свиридов Георгий Васильевич
Советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР. Краткая творческая биография и список музыкальных произведений.
Тема Родины в поэзии Есенина 2
Тема Родины в поэзии Есенина «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине, чувство к Родине — основное в моем творчестве», — говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие хлеб, были страной его детства. Мир народных образов окружал его с самого рождения:
Стихотворение Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное моем творчестве». — говорил С. Есенин. Тема стихотворения С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» — любовь поэта к родине, что традиционно для его поэзии.
Роль эпитета в поэзии Есенина
Художественно-выразительные средства делают поэтическое произведение ярким, неповторимым, образным. В своих стихотворениях С.А. Есенин использует метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения. Особая роль в лирике поэта отведена эпитету.
О Русь, взмахни крылами .. по лирике Сергея Есенина
Светлый и радостный колорит поэзии Есенина в его творчестве кажется преобладающим. Он вошел в литературу как выдающийся поэт-лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями "золотого" века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века "серебряного", стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.
Страна березового ситца в лирике Есенина
Тончайший лирик, певец русской природы, большой мастер стиха Сергей Есенин занимает особое место в литературе. Его емкие и ошеломляющие свежие художественные описания — всегда настоящее открытие для читателя.
Тема любви в лирике Есенина
Поэтическое сознание, как правило, острее переживает любые эмоции. Любовь для него может стать как необычайным счастьем, так и величайшей в мире трагедией.
Стихотворение Есенина Отговорила роща золотая 2
Стихотворение Есенина Отговорила роща золотая Полтора десятилетия, что творил С.Есенин, были одной из самых сложных эпох в русской истории. Бурные события, происходившие в стране, отразились на каждом человеке, а особенно сильно на судье гениев, наделенных сверхчувствительностью. Вместе с изменением обстановки менялось мировоззрение Есенина.
Стихотворение Есенина Отговорила роща золотая
Поэтическое произведения С.А. Есенина отражают трагическое мироощущение начала ХХ века. Сложная социальная ситуация в России, неразбериха – все это создает впечатление перепутья, поиска чего-то нового, стремление к настоящему. Тематика стихотворений Сергея Александровича Есенина многообразна: поэт пишет о родине, природе и любви к женщине; размышляет о сути человеческого бытия, о проблемах добра и зла.
Образ России в лирике Есенина
Стихи Есенина… Они не подвластны времени и всегда современны. Каких бы проблем нашей жизни мы ни коснулись, все они нашли свое отражение в поэзии Есенина. Конечно, не он один задумывался над будущим родины. Многие поэты — предшественники и преемники Есенина — задумывались о том, какой быть России.
Тема родины и природы в лирике Сергея Есенина
Одна из главных тем в творчестве Сергея Есенина — тема Родины, поэтому произведения этого поэта неразрывно связаны, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Свою родную деревню Константиново поэт покинул совсем еще молодым, потом жил в Москве, в Петербурге и даже за границей. Но именно разлука с любимой Родиной придавала его стихам особую, отличающую от других, теплоту воспоминаний о ней.
Образ родины в лирике Есенина
Тема родины является центральной в творчестве С. Есенина. Всю силу своего поэтического таланта он устремил на то, чтобы воспеть красоту родной земли, миролюбивый, но гордый нрав ее суровых жителей, утонченную прелесть мира среднерусской природы.
Родина в творчестве Есенина и Блока
Автор: Есенин С.А. Читая стихотворения Блока и Есенина, мы видим, что на протяжении почти всего творчества они воспевали Русь. Читая Есенина, мы вместе с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем связь с народом, сознаём неповторимость и ценность человеческих чувств.
Мое любимое стихотворение Есенина Тема родины
Автор: Есенин С.А. Вновь я открываю сборник стихов Есенина. Строчки, строчки быстро мелькают у меня перед глазами. О Родине, о любви, о дружбе, о том, что тревожит и радует сердце — обо всем этом писал поэт. С темой Родины мы часто встречаемся в произведениях разных авторов. В этом изобилии слов о дорогом уголке земли я останавливаю свой выбор на стихотворениях Есенина.
Тема Родины в творчестве С.А. Есенина
Автор: Есенин С.А. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», - признавался поэт. Предметом его творчества становится природа рязанской земли с ее голубыми далями, сетью рек, светлой печалью родных полей, поэтическими деталями деревенского пейзажа.
Ранняя лирика Есенина
Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе.
Разноликость поэзии С. Есенина
Поэзию Сергея Александровича Есенина нельзя назвать монотонной, она скорее разнолика. На различных этапах своей жизни Есенин выбирает абсолютно непохожие темы для своих стихотворений.
Родился я с песнями... По лирике Есенина
Автор: Есенин С.А. Сергей Есенин... В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунулся в бездонную глубину и свежесть его стихов. Произнесешь это имя — и сразу душа наполняется чем-то чистым, свежим, печально-грустным и восторженно-радостным.
Родина в поэзии Есенина
Лирика Сергея Есенина. Чувство Родины - основное чувство в творчестве. Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях. Картина старой деревни. Картины родной природы. Сила и обаяние лирики Есенина.
Тема Родины в лирике Есенина
Тема Родины - главная тема в творчестве С.А.Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его стихах. Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике "Радуница") автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении "Гой ты, Русь, моя родная!", написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:
Есенин Сергей Александрович
Мог ли кто представить, что пройдут годы и паренек из рязанского села Константинова станет поэтическим сердцем России, которая для Есенина была началом всех начал, его опорой, животворным источником, где он черпал силу и вдохновение.