Реферат: Стихотворение А.А.Блока Вхожу я в темные храмы... Восприятие, истолкование, оценка. - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Стихотворение А.А.Блока Вхожу я в темные храмы... Восприятие, истолкование, оценка.

Рефераты по литературе и русскому языку » Стихотворение А.А.Блока Вхожу я в темные храмы... Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение А.А.Блока "Вхожу я в темные храмы..." (Восприятие, истолкование, оценка.)

Автор: Блок А.А.

Пожалуй, ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с любовной, интимной лирикой, как у Александра Блока. Нетрадиционным стал блоковский образ родины-невесты, жены, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности. Не как мать любит Россию Блок, а как возлюбленную. Но ее облик постоянно меняется. Прекрасная Дама оборачивается то Незнакомкой, то проституткой, являя собой новые и новые лики России. Сначала, как невеста или жена, она напоминает небесную возлюбленную. В стихах "Вхожу я в темные храмы..." она одновременно и Прекрасная Дама, и Святая.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд. —

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В то же время это еще и мечта, Вечная Жена, сон.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

У Блока даже в щит воина, готовящегося к битве, вместо нерукотворного Спаса вписан образ "светлой жены". Но в лирике поэта его возлюбленная — родина — принимает и другие черты. Блок подсмотрел в ней что-то буйное, хмельное, страстное, что властно прорывается сквозь лик богоизбранной невесты, благочестивой девы.

Там прикинешься ты богомольной,

Там старушкой прикинешься ты,

Глас молитвенный, звон колокольный,

За крестами — кресты да кресты...

Нет, родина Блока не смиренная кроткая дева или богомольная старушка, а полная сил и страсти женщина, наделенная "разбойной красой". Значит, Россия предстает у Блока не только поэтической, одухотворенной и прекрасной, но и нищей - с серыми избами, расхлябанными колеями, острожной тоской, унылой песней ямщика. Здесь в этой контрастности выступает острое противоречие между идеалом и действительностью, которое и порождает трагические предчувствия поэта.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны

Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая — Ты.

Как новое пророчество о будущем, появляется у Блока новый образ Возлюбленной — России: "пьяная Русь", "разбойная краса", "роковая, родная страна".

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Да, любовь несовместима с жалостью, она же дает поэту твердую веру в Россию, в то, что она выстоит, не погибнет, несмотря на кровь и страдания. Пусть будет больше одной слезой, но все равно все те же "лес и поле, да плат узорный до бровей" — у России. Кровавый отсвет от дней войны и "дней свободы" не может затуманить ее "прекрасные черты".