Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С.
Выбирая в своем творчестве тему поэта и поэзии, А. С. Пушкин не был новатором — до него о значении поэтического творчества уже рассуждали в своих произведениях такие великие предшественники, как Гораций, Ломоносов, Державин. Новаторство Пушкина проявилось в том, что он сделал эту тему одной из ведущих в своем творчестве — не случайно первым опубликованным стихотворением было “К другу стихотворцу” (1814 г.), одним из последних — “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836 г.).
И все-таки необходимо отметить, что в лицейской лирике эта тема всего лишь намечается — поэт с ней играет; достаточно полно она была отражена в стихотворениях петербургского периода “Вольность” и “Деревня”. В это время тема поэта и поэзии тесно переплетается с вольнолюбивыми мотивами — особенно ярко это проявляется в “Вольности”; здесь автор декларирует свои цели:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
То есть в данный период жизни Пушкин считает основной целью поэта проповедование вольности. Не менее полно эта мысль развивается в более позднем произведении того же периода — стихотворении “Деревня”. Здесь автор осознает силу поэтического творчества.
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Необходимо отметить, что, употребляя слово “дар”, Пушкин тем самым подчеркивает избранность стихотворца Богом, его неземное начало, что будет развито в более позднем творчестве.
Дальнейшее развитие темы поэта и поэзии — стихотворение 1825 года “19 октября”, где, в отличие от бунтарского романтизма лирики 10-х годов, появляются элегические начала, происходят размышления на уровне души; начинают преобладать личные интонации.
Результатом этого ухода в себя можно считать самое яркое, общепризнанное стихотворение данной темы — “Пророк”. Именно чтобы подчеркнуть божественное начало настоящего поэта, Пушкин использует в этом произведении возвышенную лексику, библейские образы.
Первым двустишием автор нагнетает мрачную атмосферу, одновременно подчеркивая избранность поэта не от рождения, а за реальные дела; необходимость пройти процесс самоочищения до встречи с ангелом. Серафима же отделяет от будущего пророка то, что засело слишком глубоко, — накипь мирской суеты, предрассудки окружающей жизни — и наделяет его поистине божественной силой “глаголом жечь сердца людей”.
Отныне стихотворец становится носителем воли всевышнего — он познал истину и должен проповедовать ее другим...
Дальнейшее развитие темы можно проследить, рассмотрев такие произведения, как “Поэт” и “Поэту”. Первое, на мой взгляд, является органичным продолжением “Пророка” — здесь звучит призыв поэту не растрачивать свои силы попусту; он не должен преклонять свой дар ни перед кем: будь то или власть, или общественное мнение — ведь действует он по указанию свыше. Главное — быть творцом и бескомпромиссным в своих оценках, быть уверенным в правильности своего пути и идти по жизни не оборачиваясь ни на кого; ведь народ — не судилище его творчества, высочайшая оценка для поэта — его собственная, он должен испытывать чувство гордости за свое ремесло.
Как будет сказано в стихотворении “Элегия”, счастье для Пушкина — “мыслить и страдать”; даже не результаты кропотливого труда, а сам процесс создания произведения:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь.
Настоящая награда, по мысли автора, находится внутри самого поэта, в его душе.
Реакция окружающих не должна останавливать глашатая “истин вековых” — даже если вокруг никого в настоящий момент не будет, как в стихотворении “Эхо”, — ведь слава и внешнее одобрение столь же призрачны, сколь мираж или эхо... Поэт должен проповедовать идеи бога, “жечь сердца людей” своим словом, пусть даже вокруг останется лишь мрачная пустыня.
Эта отрешенность стихотворца исчезает в полном жизненной энергии стихотворении “Осень” — здесь поэтическое творчество является неотъемлемой частью жизни, жить для
А. С. Пушкина — значит создавать, а создавать — жить. Именно на этой оптимистической волне появляется корабль с парусами, полными ветра; эта “Громада” и символизирует неутихающую, постоянно бурлящую, полную надежд и разочарований человеческую жизнь, да, пожалуй, и всю Россию. Тут же у поэта появляется вопрос:
Куда ж нам плыть?
То есть он пока не видит будущего и, полный светлых чувств, силится что-либо разглядеть на горизонте, но ничего не видит...
Позже, в стихотворении 1836 года “(Из Пиндемонти)”, Пушкин подтверждает свою верность прежним идеалам юности, сужая все-таки круг адресатов этого произведения: уже не широкой массе, лишь узкому кругу избранных, и в первую очередь самому себе. В этих призывах уже слышен голос опытного, перенесшего многое, но тем не менее не отступившего с прежних позиций человека. Теперь не только поэт, но и любой человек, по мнению Пушкина, должен
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать.
Своеобразный итог жизни Пушкин, вослед Державину, подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836 г.). Здесь автор перечисляет то, что он смог сделать, будучи поэтом:
...чувства добрые я лирой пробуждал
...в наш жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
То есть отдался не просто поэтическому творчеству, а стал тем самым пророком, о котором сам говорил в середине 20-х годов.
Пушкин, на мой взгляд, является первым поэтом, к которому можно применить высказывание “поэт в России больше, чем поэт”.
Да, именно он первым вышел из границ области литературной, не забывая о своем призвании. Во многом именно по стопам Пушкина пойдут и Некрасов, и Лермонтов, который напишет продолжение “Пророку”, и многие другие русские литераторы. Пушкин стал тем светом в конце туннеля, на который впоследствии ориентировалась практически вся прогрессивная интеллигенция.
Другие работы по теме:
Прочее - Тема поэта и поэзии
В лирике А. С. Пушкина тема поэта и поэзии занимает очень важное место. Вполне понятен интерес. Пушкина к этой теме. Один из гениальнейших поэтов мирового значения прекрасно знакомый с поэзией всех времен и народов всю свою жизнь посвятивший поэтичес.
Маяковский в. в. - Поэт и поэзия в лирике маяковского
Многие поэты задумывались о цели творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Переломная эпоха в истории неизбежно должна была породить поэта, которому надо было бы пересмотреть старое отношение к поэзии. Этим поэтом и стал Владимир Маяковский, но не сразу и не скоро определил он место своей поэзии в жизни современного общества.
Лермонтов м. ю. - Тема родины в лирике м. лермонтова
Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань разделяющая. Пушкина и Лермонтова это декабря года. Лермонтов вошел в литературу когда революционные надежды были развеяны. Отсюда и своеобразие его лирики безотрадность одиночест.
«Тема «Памятника»
«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса
Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова
Значительную часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
Стихотворение Пушкина Поэту
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина раскрывается на материале многих стихотворений: «Осень», «Пророк», «Памятник», «Поэту», и другие… Вопрос о цели, назначении, смысле поэзии волновал Пушкина с первых шагов его творчества. Еще будучи лицеистом, начинающий поэт уже задумывался не только о своем предназначении, но и о загадке искусства как непостижимого и вечного таинства.
Основные мотивы лирики Пушкина 2
Основные мотивы лирики Пушкина Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются самые существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, которое касается его лично.
Поэт и общество в лирике Лермонтова 2
Поэт и общество в лирике Лермонтова Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта — это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
Мое любимое стихотворение в лирике Пушкина сочинение-миниатюра
Лирика великого русского поэта А. С. Пушкина разнообразна по своей тематике и проблематике, но мне больше всего нравится любовная лирика. Для Пушкина любовь — одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений» Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение.
Основные особенности лирики А.С.Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Слово "лирика" в переводе с древнегреческого языка означает "музыкальный", "волнующий". В отличие от эпоса и драмы лирика не изображает события, взаимоотношения людей, их поступки. Поэтому в лирических произведениях, как правило, отсутствуют сюжеты, то есть последовательно развивающиеся события.
Тема поэта и поэзии в произведениях Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. В 1856 году было написано одно из самых главных стихотворений Некрасова – «Поэт и гражданин». В этом стихотворении резко противопоставлена позиция двух людей – поэта и гражданина. Поэт, отказавшийся от служения обществу, становится бесплодным.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова Смерть поэта
Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать.
Темы Родины, поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова.
Автор: Лермонтов М.Ю. В стихотворении «Родина» Лермонтов заявляет о своей кровной связи с природой, с народом, с его радостями и горем. Он любит все родное, русское, национальное, но ненавидит «страну рабов, страну господ», т. е. Россию самодержавно-крепостническую.
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина 2
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Автор: Пушкин А.С. Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии.
Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Где не погибло слово, там и дело еще не погибло... А. И. Герцен М. Ю. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли.
Мотивы лирики Лермонтова
Горькая дума о судьбах молодого поколения, тема ненависти к самодержавию, тема инертности молодого поколения, тема Родины и тема о назначении поэта и поэзии.
Пушкин о поэте и поэзии
Автор: Пушкин А.С. «А.С. Пушкин – русский национальный поэт»,- так писал о нем Гоголь, называя его творчество явлением чрезвычайным. «Может быть, единственное явление русского духа: это русский человек.… В нем русский дух, русская природа, русская дума…»
Изображение природы в лирике А. С. Пушкина 2
Изображение природы в лирике А. С. Пушкина Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин - великий русский поэт. Он явился новатором в русской поэзии во многих отношениях. Изображение природы занимает достойное место в его творчестве. Он открыл истинную прелесть природы средней полосы России, показав ее очарование и красоту.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Смерть поэта
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта
Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.