)
Автор: Шолохов М.А.
Энциклопедией казачьей жизни можно назвать романы Шолохова “Тихий Дон” и “Поднятая целина”. И хотя повествование в них в целом не охватывает и 10 лет, но многое можно узнать об истории этого служивого сословия до и после революции. Сам потомственный казак, писатель сохранил для нас яркость и точность казачьей речи, ее образность, показал житейскую мудрость этого народа, любовь к шутке, описал его обычаи и нравы. Благодаря таланту автора читатель начинает любить этот край, даже если никогда не был на Дону, и населяющих его людей. И тем больнее читать о том, что стало с казаками после революции, когда закружили красные и белые ветры над донской землей, а над хуторами и станицами забушевал пожар войны и разрушения. Раскололся тихий Дон: одни округа пошли за красными, другие — за белыми. Сломалось единство казаков, по душам прошел этот разлом.
Не так давно я читал статью о директиве Свердлова о расказачивании. В этом преступном приказе, одобренном большевистским руководством, предусматривались массовые казни не только тех, кто прямо участвовал в борьбе с советской властью, но даже и тех, кто только помогал повстанцам! К счастью, полностью это чудовищное распоряжение, которое, конечно, было тайным, выполнить не удалось. Этот исторический факт помог мне лучше понять, почему казаки так активно боролись с красными.
Различным событиям гражданской войны на Дону Шолохов посвящает много места. Он описывает, что расстрелы и казни начались в станицах с первых же месяцев после революции, когда появились там отряды Подтелкова и Кривошлыкова. А в ответ стали расстреливать красных. Несколько месяцев в 1919 году держались на Дону повстанцы. Герой романа Григорий Мелехов вырос до командующего дивизией, показав себя талантливым военачальником. Но вот повстанцы разгромлены, и советская власть вновь начинает беспощадно карать своих действительных и мнимых врагов.
3 мая 1918 года М. Горький писал: “На днях какие-то окаянные мудрецы осудили 17-летнего юношу на 17 лет общественных работ за то, что этот юноша откровенно и честно заявил: "Я не признаю советской влас ти!"” Те, кто заявлял, что борются за лучшую жизнь на Дону, творили расправу направо и налево. В “Тихом Доне” есть эпизод, который поразил меня так сильно, что, наверное, запомнится на всю жизнь. Я говорю о революционере Бунчуке, который в 1918 году в течение длительного времени каждую ночь расстреливал арестованных “контрреволюционеров” десятками...
Но и после окончания войны беды казаков не закончились. Началась продразверстка, при которой амбары выметались подчистую. Один из героев романа, выражая мнение большинства станичников, спрашивает, сеяли ли это зерно большевики, чтобы накладывать продразверстку. И вновь разгорается война против хлебной разверстки. И вновь люди, поднявшиеся против жестокой власти, становятся вне закона, как Фролов и его отряд (новые власти зовут его бандой) в “Тихом Доне”. Многие, такие как Григорий Мелехов, оказались у разбитого корыта после гражданской. Но и бывшие белые, и красные хотели мирно работать. И вот сотни тысяч таких, как Тит Бородин в “Поднятой целине”, получив землю, вцепились в хозяйство, “как кобель в падлу”, по выражению Нагульнова, никогда не утруждавшего себя хозяйственными заботами. И стала богатеть израненная земля, стали отходить от крови и убийства люди. Так прошло несколько лет. И замаячила новая беда... Не нравилось властям, что люди становились зажиточными.
В рассказе Макара о Бородине есть очень интересная фраза: “И начал богатеть, несмотря на наши предупреждения”. Вместе со всем российским крестьянством казакам предстояло пережить коллективизацию, которая на деле оказалась страшным разорением деревни, уничтожением миллионов ни в чем не повинных людей. Действие романа “Поднятая целина” разворачивается в хуторе Гремячий Лог. Круг героев книги уже, чем в “Тихом Доне”, где автор рассматривает их с точки зрения того, как они относятся к революции, — а в “Поднятой целине” Шолохов показывает своих персонажей, прежде всего, под углом отношения к вступлению в колхоз. Лишь немногие идут туда сразу и бесповоротно. Даже такие преданные советской власти люди, как Кондрат Майданников, признаются: “Нет, товарищ Нагульнов, совесть не позволяет мне в партию вступить зараз. А через то не могу, что вот я зараз в колхозе, а о своем добре хвораю...”
Большинство же отказываются от своей земли и скотины-хворобы очень неохотно, лишь боясь репрессий. При этом многие сомневающиеся (еще не до конца понявшие суть новой власти), подобно Акиму Бес-хлебнову, зарезали скотину, чтобы напоследок попользоваться личным добром.
Трагична судьба зажиточных казаков, которые и думать не хотят о колхозе, которых, впрочем, в колхоз никто и не зовет. Их всех следует прижать “к ногтю”: раскулачить, а потом выслать на вымирание. Гнется, трещит жизнь крепкого казачества. “Но казаки — народ закоснелый, я вам скажу, и его придется ломать”, — говорит Макар Нагульнов. И весь смысл своей жизни новые руководители видят именно в этой ломке. Известно, что среди коммунистов было различное отношение к так называемым кулакам. Многие призывали действовать осмотрительно. Так, секретарь райкома Корчжинский советует Давыдову: “На базе осторожного ущемления кулачества создавай колхоз... Действуй там осторожно. Середняка ни-ни!” Бывший же революционный матрос Семен Давыдов, ничего не понимающий в сельском хозяйстве, никогда не задумывающийся, что земля родит только у хозяина, мысленно возражает Корчжинскому: “Почему его нельзя к ногтю?.. Нет, братишка, извини! Через твою терпимость веры ты и распустил кулака... с корнем его как вредителя”.
Особенно страшной представляется фигура Нагульнова, отличающегося прямо-таки бешеной ненавистью к хозяйственным казакам. Он искренне уверен, что сельского хозяина надо душить, давить, грабить. В этом его не могут поколебать даже замечания своего брата коммуниста Самохина на бюро райкома о том, что “Нагульнов террор устроил”, избил наганом до потери сознания одного середняка-единоличника... Даже статья самого товарища Сталина “Головокружение от успехов”, которая сваливала все преступления и безобразия коллективизации на таких, как Наг/льнов. И мы видим, что действительно прав Макар, когда утверждает, что “статья неправильная”. Не разбирающийся в хитростях политики, он, однако, верно понял, что статья эта на самом деле лишь обман, а истинная цель Сталина и ВКП(б) — растоптать крестьянство, отобрать у него весь хлеб, заморить голодом. И поэтому-то, весело усмехаясь, с чувством правоты и твердит Макар: “Кабы из каждой контры посля одного удара наганом по сорок пудов хлеба выскакивало, я бы всю жизню тем и занимался, что ходил бы да ударял их!”
И никто лучше не нарисует звериной ненависти новой власти к своему кормильцу, чем сам Нагульнов, когда кричит: “Жа-ле-е-ешь? Да я... тысячи становил зараз дедов, детишков, баб... Да скажи мне, что их надо в распыл... Для революции надо... Я их с пулемета...” Тяжко читать о трагедии казачества, которая была лишь частью общей беды нашего народа. Тяжко даже думать об этом. И хочется верить, что зарубцуются наконец раны, нанесенные раскулачиванием и коллективизацией, и появится вновь российское свободное крестьянство и обязательно среди него — казак-хлебороб...
Другие работы по теме:
Шолохов м. а. - Судьба донского казачества в романе шолохова тихий дон
В романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В этом произведении Шолохов отразил и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции, культуру и нравы. Роман насыщен событиями общественно-политической жизни, которые оказали большое влияние на судьбу донского казачества.
Шолохов м. а. - В чем трагедия героя романа м. шолохова
В произведении М. Шолохова "Тикий Дон" нравственным стержнем является Григорий Мелехов. Он занимает центральное место в эпопее . Понять трагичность жизненного пути героя можно, проследив всю его историю, начиная с истории рода Мелеховых.
Шолохов м. а. - Эпопея народной трагедии в романе м. шолохова тихий дон
«Тихий Дон» М. Шолохова принадлежит к жанру романа-эпопеи. Целью данного произведения, по определению самого автора, было изображение «тех колоссальных сдвигов в быту, жизни и человеческой психологии, которые произошли в результате войны и революции». Еестественно, это повлияло и на выбор характеров, и на способ изображения исторических событий.
Шолохов м. а. - Образ григория мелехова
По роману М. Шолохова Тихий ДонОбраз Григория Мелехова центральный в романе эпопее М. Шолохова Тихий Дон. О нем сразу невозможно сказать положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды своего пути.
Поднятая целина
Идейно-художественное содержание произведения Шолохова “Поднятая целина”.
Истоки оптимизма героев романа Шолохова Тихий Дон
Многие сомнения породил небольшой возраст М. Шолохова в годы создания им грандиозного романа-эпопеи «Тихий Дон». Но, мне кажется, книга так пронзительно зазвенела в душах людей, потому что именно молодой «орелик на кургане», у которого еще не расширились крылья, обратился к общечеловеческой проблематике, теме добра и красоты, сделал попытку возвратить ожесточившимся людям и взвихренной России память.
Казачество в романе Михаила Шолохова Тихий Дон
Роман "Тихий Дон" принес М.А.Шолохову российскую и мировую известность. Это произведение о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах, объединяющее несколько сюжетных линий, в литературных кругах принято считать эпопеей. Значительное место в романе занимает белое казачество, несмотря на высказанную явно коммунистическую авторскую позицию.
Человек и его подвиг по рассказу Шолохова Судьба человека
Михаил Александрович Шолохов вошел в нашу литературу как создатель широких эпических полотен, — романов «Тихий Дон», «Поднятая целина». Если в центре интересов Шолохова-романиста стоит эпоха, то в центре интересов Шолохова-новеллиста стоит человек. К числу самых ярких в мировой литературе образов можно отнести и образ Андрея Соколова из рассказа Шолохова
Типичное и особенное в образе Григория Мелехова
Автор: Шолохов М.А. Роман-эпопея М.Шолохова «Тихий Дон» – это поистине грандиозное произведение, в котором автор ярко и достоверно показал жизнь русского народа в тяжёлые годы революции. Главный герой – Григорий Мелехов, являющий представителем народа.
Сцена гибели Аксиньи Анализ эпизода из романа Шолохова Тихий Дон
Роман-эпопею М.А. Шолохова «Тихий Дон» по масштабности охвата действительности, художественному мастерству литературная критика ставит в один ряд с «Войной и миром» Л.Н. Толстого. А.Н. Толстой писал: «В «Тихом Доне» он [Шолохов] развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества.
Тарас Бульба народный герой
Тарас Бульба — главный герой одноименной повести Н. Гоголя. Это запорожский полковник, который воплотил в себе лучшие черты украинского казачества. Известный русский критик писал: «Что такое Тарас Бульба? Герой, представитель жизни целого народа, целого политического общества в известную эпоху жизни».
История создания романа-эпопеи М.А. Шолохова Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. Вот как рассказывал историю создания своего произведения М.А. Шолохов: «Начал писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал ч участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Написал 5-6 печатных листов.
Главный герой романа М.А. Шолохова Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. Л.Н. Толстой по поводу своего романа-эпопеи «Война и мир» писал, что у художника, создающего произведение на историческом материале, и собственно историка – разные творческие задачи. Если историк стремится к объективной передаче событий, то художника интересует прежде всего человек, принимающий в них участие, мотивы поступков, ход мыслей, движение чувств.
Система персонажей в романе М.А. Шолохова Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. В испытаниях, которые подстерегали главного героя романа, Григория, первым стало страсть к Аксинье: он не скрывал своих чувств, готов был ответить за их «незаконность» в казачьей среде. Однако, почувствовал естественную для нормального казака тягу к семье, к своему хозяйству, он порывает с Аскиньей, уступает ее мужу, весь отдается созданию своего гнезда с Натальей, пришедшей ему по душе и статью, и трудолюбием.
Гражданская война как трагедия народа
Автор: Шолохов М.А. Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М.
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова Судьба человека
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" Автор: Шолохов М.А. Недавно я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека". Вообще, мне никогда не нравились произведения на военную тему, поэтому начало рассказа я открыла неохотно. Но буквально через пару страниц меня уже будоражил интерес. мне очень понравился стиль, слог писателя.
Пути исканий Григория Мелехова
Героями романа Шолохова «Тихий Дон» стали простые крестьяне — труженики, а не какие-то выдающиеся личности, правда, представляют они казачество. Одним из них является Григорий Мелехов. В его роду переплелась и турецкая, и казацкая кровь. С незапамятных времен предки Мелеховых поселились здесь и трудились на этой благодатной земле.
Сочинение по творчеству Шолохова, Тихий Дон
Сочинение по творчеству Шолохова, "Тихий Дон" Автор: Шолохов М.А. Михаил Шолохов написал замечательное произведение – роман «Тихий Дон». О чем же он? О жизни простого донского казачества, о его быте, нравах и традициях, о любви и о войне. И неотъемлемой, важной частью романа являются женские образы.
Гайдамацкое восстание 1734
года — восстание гайдамаков против власти Речи Посполитой на Правобережной Украине. Причиной восстания послужил период безвластия после смерти польского короля Августа II, ознаменованный противостоянием новых претендентов на корону и вмешательством в польскую политику Российской империи. Зная о недовольстве казачества и крестьян, командование русских войск, расположенных на польско-русской границе обратилось к представителям так называемого надворного правобережного казачества с просьбой выступить против сторонников французского ставленника на престол Станислава Лещинского.
Восстание Палия
— народное восстание 1702—1704 годов на Правобережной Украине против польской власти, возглавленное белоцерковским полковником Семёном Палием. Восстание было вызвано принятым в 1699 году решением польского сейма о ликвидации казачества на подконтрольной Речи Посполитой территории Украины. В 1702 году представители малороссийской знати, казаков, горожан и духовенства на раде в Фастове приняли решение о поднятии антипольского восстания.
Яворницкий, Дмитрий Иванович
Дмитрий Иванович Яворницкий Эварницкий ; 25 октября (6 ноября) 1855(18551106), Борисовка, Харьковская губерния — 5 августа 1940, Днепропетровск) — российский и украинский историк, археолог, этнограф, фольклорист, лексикограф, писатель, академик АН УССР (1929), член Московского археологического общества, один из самых значительных исследователей истории Запорожского казачества.
Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации
— в 1994—1997 гг. консультативный (совещательный) орган при Президенте Российской Федерации по вопросам возрождения российского казачества и объединения казачьих обществ, а также для разработки предложений по определению государственной политики в отношении российского казачества.
Совет украинского казачества
План Введение 1 История создания 2 Структура Совета украинского казачества 3 Задачи Совета украинского казачества 4 Взаимодействие с органами государственной власти
Украинское казачество малая энциклопедия
План Введение 1 Редакционная коллегия 2 Описание энциклопедии 3 История создания 4 Награды Список литературы Введение «Украинское казачество. Малая энциклопедия» (укр. Українське козацтво. Мала енциклопедія) — первая[1] энциклопедия об исторической, воинской, материальной, духовной, культурной и политической деятельности украинского казачества, созданная Научно-исследовательским институтом казачества при Запорожском государственном университете в 2002 году.
Изображение народного характера в произведениях АТТвардовского и МАШолохова
Изображение народного характера в произведениях А.Т.Твардовского и М.А.Шолохова (Василий Теркин и Андрей Соколов) Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовского и Шолохова. В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская политика, всеобщий страх и подозрительность проникли во все слои общества, коллективизация и ее последствия разрушили вековое сельское хозяйство и подорвали лучшие силы народа.