Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»
Автор: Распутин В.
(III вариант)
Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был школьником, как все, студентом, каких несколько миллионов, журналистом, начинающим писателем, и их так много, вот он уже выпустил первую тоненькую книжечку очерков, а затем и рассказов в провинциальном издательстве — и таких тысячи, но вот он публикует “Деньги для Марии”, “Последний срок”, потом “Живи и помни”, “Прощание с Матерой” — и огромный успех, Государственная премия, всесоюзная и мировая известность. Он уже единственный в своем роде писатель и человек, всеми замеченный, прочитанный, обсужденный, переведенный на десятки языков мира.
Чтобы написать такую глубинную по содержанию книгу, как “Прощание с Матерой” , нужна, конечно, не только талантливость писателя, чуткость художника, упорная тщательность в работе, но и глубоко личная уязвленность тем конкретным сюжетом, которая ляжет в основу творческой работы писателя. Это последнее условие лежит у Распутина на поверхности. Деревня его детства Атамановка сама оказалась на дне Братского моря.
Писатель очень любил свою деревню, да и как не любить свою родину, место, где ты родился. Любовь к “малой” родине — это все равно что любовь к матери. Мать воспитывает ребенка, а природа выращивает. Ведь именно матушка-земля кормит, поит. Красота ее лугов, полей, лесов воспитывает наилучшие качества души человеческой. Так разве можно оторвать сына от матери, тем более такой красивой? Конечно, это противоестественно.
Красоту края, очарование природы мы можем оценить, исходя из воспоминаний самого Валентина Распутина: “Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, а потом снова шли в лес — больше наших радостей и наших занятий была связь с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались вечные легенды и песни, единственная дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню самые чистые и святые воспоминания”.
Склонность Распутина к глубинному созерцанию природы, способность чувствовать окружающий мир, несомненно, черпается из опыта общения с природой в избранные моменты проникновенного с ней контакта.
Всю эту необыкновенную красоту первозданной природы и необычайную грусть при расставании с ней отражает Распутин в повести “Прощание с Матерой”.
Распутинское “Прощание с Матерой” одновременно и идейный гребень и итог целого направления нашей литературы шестидесятых — семидесятых годов.
Повесть “Прощание с Матерой” не случайно начинается со слов: “И опять...” Это не просто описание какой-то конкретной весны, а обобщающий взгляд на то, что “бывало много раз”, внутри чего всегда находилась Матера: опять ледоход, зелень,' возвращение птиц, первые дожди, начало сева.
Глазами Дарьи производит Распутин смотр острова, его природного ландшафта. “От края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре — всего, отделившись от материка, держала она в достатке — не потому ли и назвалась громким именем Матера”.
Деревня, обитающая на этом острове, повидала на своем веку многое. Знала войну, наводнение, и пожар, и голод, и разбой.
Была в деревне и церквушка, как положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали с той и с другой протоки.
Худо-бедно жила деревня, отделенная от внешнего мира быстротечной водой Ангары.
Здесь росли ребятишки, гуляли молодые, доживали свой век старые.
Но вот страшное известие сотрясло мирную деревушку: строившаяся поблизости гидроэлектростанция вскоре затопит деревню Матера. Любой разговор, о чем бы он ни был, в какое бы время ни перебрасывался, кого бы ни метил, кончался он всегда одним: подступающим затоплением Матеры и скорым переездом.
Конечно, власти позаботились о жителях и выделили каждой семье дом в новом поселке городского типа и в скором времени все должны были переселиться. Но хотели ли переезжать жители? На этот вопрос каждый отвечал по-разному.
Одни были рады предстоящей смене обстановки и не скрывали этого. Клавка Стригунова так и говорила: “Давно надо было утопить. Живым не пахнет... не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить — средь воды... как лягушки”.
Конечно, в большинстве своем молодежь была рада переселению, ведь не было у них за плечами тех лет жизни на острове Матера, как, например, у старшего поколения.
Самая старая в деревне — старушка Дарья. Характер видения Дарьи поражает редкой конкретностью и точностью, она настоящий “философ”, со своей глубоко оригинальной мировоззренческой интуицией и системой ценностей.
Ты не просто человек, творящий себя с нуля или которого с того же нуля формирует жизнь, ты — сын или дочь, большая часть тебя уходит в прошлое, в предков, они дали тебе все: само существование, оставили в наследство навыки, умения, средства. Таково внутреннее, неизымаемое ощущение Дарьи. Отсюда и ее глубоко личная тема ответственности перед умершими. Поэтому переселение для нее смерти подобно.
Часто с Дарьей проводит время Настасья, а также Сима с внуком Колей, который “смотрел на старух с каким-то недетским, горьким и кротким пониманием”. Заходил и Богодул, “ступая медленно и широко, тяжелой, навалистой поступью, сгибаясь в спине и задирая большую лохматую голову, в которой воробьи вполне могли устраивать гнезда”. Старухи Богодула любили. Неизвестно, чем он их привораживал, чем брал, но только заявлялся он на порог к той же Дарье, она бросала любую работу и кидалась к нему встречать, привечать.
Они привыкли друг к другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме того, они слишком любили свою Матеру. “Тут все знакомо, обжито, проторено, тут даже и смерть среди своих виделась собственными глазами ясно и просто — как оплачут, куда отнесут, с кем рядом положат”.
Другие работы по теме:
Распутин b. - Повесть прощание с матерой
Патриотизм - это не любовь к идее, а любовь к отчизне. В. Распутин Валентин Григорьевич Распутин - замечательный современный писатель. Его перу принадлежат хорошо известные читателям произведения: “Деньги для Марии” (1967 г.), “Последний срок” (1970 г.), “Живи и помни” (1975 г.), “Прощание с Матерой” (1976 г.) и другие.
Распутин b. - В. г. распутин.
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда Иркутской области. Первые сборники рассказов и очерков Распутина были напечатаны в 1965-1967 годах: "Василий и Василиса". Известность ему принесла повесть "Деньги для Марии". Казалось бы, описана обычная ситуация недостачи, обернувшаяся трагедией для Марии.
Сочинения на свободную тему - Экология природа и человек
В наши дни очень серьезно стоит вопрос о защите окружающей среды. Бездумная деятельность человека на протяжении веков разрушила среду обитания но двадцатый век явился временем экологических катастроф. И писатели не могут остаться в стороне от решения.
Проблемы нравственности по повести Валентина Распутина Пожар
Произведение Распутина "Пожар" было издано в 1985 году. В данной повести писатель как бы продолжает анализ жизни переехавших в другое селение после затопления острова людей из повести "Прощание с Матерой". Их переселяли в поселок городского типа Сосновку. Главный герой — Иван Петрович Егоров — ощущает себя истощенным морально и физически: "как в могиле".
Судьба малой родины в повести Валентина Распутина Прощание с Матёрой
В. Распутин в своих произведениях раскрывает такие понятия, как нравственность, человечность, искренность и целеустремленность. В повести “Прощание с Матёрой” Распутин касается многих нравственных вопросов, но все же ведущая тема этого произведения — судьба Матёры. У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается в памяти и в сердце человека.
Рецензия на повесть В. Г. Распутина Прощание с Матерой 3
Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Автор: Распутин В. (II вариант) Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда Иркутской области. Первые сборники рассказов и очерков Распутина были напечатаны в 1965—1967 годах: “Василий и Василиса”. Известность ему принесла повесть “Деньги для Марии”.
Рецензия на повесть В. Г. Распутина Прощание с Матерой
Автор: Распутин В. (I вариант) Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском. После школы в 1959 году окончил историко-филологическое отделение Иркутского университета, затем занялся журналистикой. Первые очерки и рассказы Распутина были написаны в итоге корреспондентской работы, поездок по близкой его сердцу Сибири: в них отложились наблюдения и впечатления, которые стали опорой для размышлений писателя о судьбе родного края.
Мое любимое произведение сочинение - миниатюра
Автор: Тургенев И.С. Моё любимое произведение - повесть И.С.Тургенева "Ася". Написанная вдали от России, повесть рассказывает о событиях, которые произошли в маленьком немецком городке, но она вобрала в себя все глубокие впечатления автора о Родине.
Человек и природа в русской литературе по лирике Ф.И. Тютчева
Автор: Тютчев Ф.И. Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края. Н. Рубцов Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы.
Рецензия на повесть А.П.Чехова "Степь"
А.П.Чехов признанный мастер маленького сатирического рассказа, и приступая к чтению повести "Степь", я ожидал насладиться мастерством Чехова, который посредством иронии, уничижительным юмором борется с пошлостью, нравственной низостью.
Рецезия на повесть Ф. М. Достоевского Белые ночи
Рецензия на повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Я прочитал повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Она мне очень понравилась, хотя, если честно сказать, я ожидал совершенно другой развязки событий, я даже очень хотел, чтобы все закончилось по-другому. И, это, возможно, то, что делает произведение интересным и увлекательным.
Прощание с Матёрой В. Распутина
Сочинение-рецензия (В. Распутин «Прощание с Матёрой») В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.
Нравственность
В наше бурное время, когда каждый день несет трагические сообщения, когда у многих из нас нет уверенности в завтрашнем дне, поговорим о нравственности.
Рецензия на повесть В. Распутина "Пожар"
Трудно представить себе современную русскую литературу без книг Валентина Распутина. В своих произведениях он раскрывает таёжную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью.
Зачем живет человек?
Размышление о нашем современнике и его жизни, о его гражданском мужестве и нравственной позиции ведет в своих повестях один из самых талантливых писателей нашего времени — Валентин Распутин.
Тема защиты природы в современной прозе Распутин, Айтматов
Автор: Айтматов Ч. В наше время существует огромное количество проблем. Но одно из важнейших мест занимает экологическая проблема. Уничтожая природу, мы уничтожаем наше будущее и будущее наших детей. Экологическая ситуация постоянно ухудшается из-за человеческой глупости, жадности, недальновидности.
Экология природа и человек
Автор: Сочинения на свободную тему В наши дни очень серьезно стоит вопрос о защите окружающей среды. Бездумная деятельность человека на протяжении веков разрушила среду обитания, но двадцатый век явился временем экологических катастроф. И писатели не могут остаться в стороне от решения этой насущной проблемы.
Рецензия на повесть в. Быкова "Обелиск"
В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет. Именно к этому периоду относится и творчество в. Быкова.
Человек и природа в современной литературе В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев
Автор: Разное Мы редко обращаем внимание на то, что слова “экономика” и “экология” — однокоренные. И если первое — это “умение вести дом”, то второе — “наука о доме”. К сожалению, эти два понятия были надолго разведены. И вот драматические результаты: болью отзывается судьба Байкала, молят о помощи северные реки, которые злая воля человека может повернуть вспять, немым укором смотрят на нас пустыми окнами разоренные, брошенные деревни.
Распутин Валентин Григорьевич
Краткие биографический очерк жизни и творчества Валентина Григорьевича Распутина - русского прозаика, представителя "деревенской прозы". Выход первого сборника рассказов "Я забыл спросить у Лешки" в 1961 году. Победитель конкурса "Золотой ключик-98".
В. Распутин "Прощание с Матерой"
У кого нет памяти, у того нет жизни. Знает это и Распутин, потому он показывает всей своей повестью, что деревня Матера - это стержень, истоки человеческой жизни, нравственных отношений.
Каралли, Вера Алексеевна
Введение 1 Биография 2 Смерть Распутина 3 Фильмография 4 Художественная биография Список литературы Введение Вера Алексеевна Каралли (27 июля 1889 — 16 ноября 1972) — русская балерина, хореограф и актриса немого кино. Эмигрировав из России, работала в Европе.
Распутин В.Г.
Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты.