Автор: Гоголь Н.В.
Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в «Мёртвых душах».
Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, гвоздик или подкову, он обращает в пыль и прах всё своё богатство: тысячами пудов гниёт хлеб, пропадает множество холстов, сукон, овчин, дерева, посуды. Заботясь о ничтожной мелочи, проявляя грошовую скаредность, он теряет сотни и тысячи, пуская по ветру своё состояние, разоряя семью и дом, родовое поместье.
Полностью соответствует образ Плюшкина картине его имения, которая предстаёт перед читателем. Тот же распад и разложение, абсолютная утрата человеческого образа: хозяин дворянской усадьбы выглядит, как старая баба-ключница.
«А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином!» В этот период своей истории он как бы соединяет в себе наиболее характерные черты других помещиков: у него учились хозяйствовать, как у Собакевича, он был примерный семьянин, как Манилов, хлопотлив, как Коробочка. Однако уже на этом этапе жизни Плюшкин сравнивается с пауком: «… везде, во всё входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал… по всем концам своей хозяйственной паутины». Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой. Не зря наблюдательный Чичиков в разговоре с ним спешит заменить слова «добродетель» и «редкие свойства души» на «экономию» и «порядок».
Моральная деградация Плюшкина происходит не столько в силу биографических причин (смерть жены, бегство старшей дочери, ослушание сына, наконец, смерть последней дочери), сколько потому, что «человеческие чувства», которые… не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине.
Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе. Горестны рассуждения автора о постепенном охлаждении, очерствении человеческой души, которыми он открывает главу о Плюшкине.
Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. Он являет собой последнюю ступень нравственного падения. Почему не Манилов, не Собакевич, не Коробочка названы страшным гоголевским словом «прореха на человечестве», а именно Плюшкин? С одной стороны Гоголь рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в русской жизни. С другой стороны – его роднят с героями поэмы бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких чувств и возвышенность мыслей. В ряду «мёртвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и пустотой сердца». Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение процесса расчеловечивания человека. Известно, что Гоголь лелеял мечту о возможности «воскрешения» подобных мёртвых душ силой нравственной проповеди. Но великая Трагедия Гоголя заключалась, по мысли Ю.Айхенвальда, в том, что создание «прекрасных и простых образов… создание человеческого величия не даётся ему. Здесь он не творец, здесь он бессилен».
Другие работы по теме:
Гоголь н. в. - Души
Объясняя замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы _ "ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других". "Мертвые души" _ это представители господствовавших в то время общественных слоев. Поэма построена как похождение "приобретателя" Чичикова, покупающего мертвые фактически, но живые юридически, т.е. не вычеркнутые из ревизских списков, души.
Чехов а. п. - Роль художественной детали в рассказе а. п. чехова
А. П. Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае. Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством персонажей, дать общую картину через частные детали.
Тема Кол-во страниц
Аверин, Б. А. Детство, отрочество и юность в изображении Л. Н. Толстого. / Б. А. Аверин. // Толстой Л. Н. Детство, Отрочество. Юность. – Л., Художественная литература, 1980. – С. 5-13
Тема Кол-во страниц
«Московский журнал» Н. М. Карамзина как образец европейского литературно-критического журнала
Чичиков у Плюшкина по поэме Гоголя Мертвые души
Поэма «Мертвые души» отражает социальные явления и конфликты, которыми характеризовалась русская жизнь 30‑х – начала 40‑х гг. XIX в. В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию, причем независимо от того, была ли она личностью рабовладельца или раба.
Чичиков у Плюшкина
Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь ставил перед собой цель «показать хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова — чиновника, скупающего «мертвые души». Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку.
Роль детали в рассказе Антона Чехова Хамелеон
Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку.
Художественная деталь в творческой лаборатории Ахматовой
Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 году свой первый сборник стихов «Вечер», было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи — все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в них жизненную силу. «Я вижу все.
Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. В имении Манилова нас поражает нелепые претензии на изящество, в доме Коробочки – стремление отгородиться от мира и скрупулезная бережливость, в имении Ноздрева – разорение, у Собакевича – медвежья неуклюжесть и прочность вещей, которые здесь царствуют безраздельно, в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость, опустошение.
Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя Мертвые души
Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы «Мертвые души».
Визит Чичикова к помещице Коробочке по поэме Гоголя Мертвые души
В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию.
Роль художественной детали в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Рисуя в своей поэме «Мертвые души» сатирическую панораму феодально-чиновничьей России, Гоголь широко использует излюбленный им художественный прием - характеристику персонажа через деталь. Рассмотрим, как применяет писатель этот прием, на примере «помещичьих» глав поэмы. Манилов с первого взгляда производит благоприятное впечатление на собеседника - он приветлив, любезен, словоохотлив.
Почему трудолюбивый хозяин превратился в прореху на человечестве образ Плюшкина
Автор: Гоголь Н.В. Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков, показывает то, насколько может морально опуститься человек. Ведь именно Плюшкина Гоголь назвал «прорехой на человечестве», причина этого в том, что он был совершенно безразличен к своей душе и своему внутреннему миру. Для него характерны мелочность интересов и отсутствие глубоких чувств.
Герои поэмы Гоголя Мёртвые души
Автор: Гоголь Н.В. Среди иллюстраторов Гоголя первое место в 40-е годы занимает, бесспорно, А. А. Агин, автор классических «ста рисунков» к «Мёртвым душам». Он приступил к изданию этих иллюстраций в 1846 году. «Браться за типы, созданные этим великим мастером, страшно»,— писал об иллюстрировании Гоголя И.
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души 2
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Автор: Гоголь Н.В. В названии поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал души умерших крестьян.
Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Образ Плюшкина в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость, опустошение. По описанию Гоголя имение Плюшкина приобретает зловещий характер, невольно по спине пробегают мурашки. Когда я читал 6 главу, у меня было чувство, что в имении Плюшкина произошло какое-то бедствие.
Помещики в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” охватывает разнообразные сферы русской действительности 30—40-х годов XIX века. В ней автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества — помещиков, чиновников, крестьян. Крупным планом изображены в поэме помещики. Причем последовательность знакомства их с читателем выбрана Гоголем не случайно.
Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Каждая глава расширяет наше представление о возможностях Чичикова и приводит к мысли о поразительной его изменчивости: с Маниловым он приторно – любезен, с Коробочкой – мелочно – настойчив и груб, с Ноздревым – напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием».
Художественная деталь в новеллистике А. П. Чехова
Автор: Чехов А.П. Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова.
Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова
Автор: Гоголь Н.В. Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы.
До чего же Россия грустна... по поэме Мертвые души Н. В. Гоголя
Автор: Гоголь Н.В. В поэме Гоголь раскрывает множество болезней русского общества. Одним из главных нравственных и социальных недугов, по его мнению, являлось крепостное право. Показывая различные характеры, автор выделяет в них общее: все они – «мертвые души». От истощающего бесплодные мечтания Манилова до «прорехи на человечестве» Плюшкина.
«Многоликость» внутреннего мира Чичикова
Н.В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма «Мертвые души» – одно из выдающихся произведений мировой литературы.
Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XIX века
Художественная деталь- изобразительная и выразительная подробность, несущая определенную эмоциональную и содержательную нагрузку, одно из средств создания автором картины природы, предмета, характера, интерьера, портрета и т.д.. В своем творчестве великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев использовал широкий спектр литературных приемов: пейзажи, композиционное построение, систему второстепенных образов, речевые характеристики и др..