Автор: Достоевский Ф.М.
В романах Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и Л.Н.Толстого «Война и мир» показано два совершенно противоположных жизненных пути, по которым может пойти любой человек. Два человека, не похожие друг на друга по социальному положению.
Они не делятся на хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых, они просто живут, ищут, часто ошибаясь в своих поисках.
Герой Л. Н. Толстого князь Андрей Болконский — по-моему, одна из самых ярких и самых трагических фигур романа "Война и мир". С первого своего появления на страницах произведения и до смерти жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике также как и жизнь героя романа Ф.М. Достоевского студента Родиона Раскольникова. Оба эти героя - Андрей и Родион- люди острой мысли и огромной внутренней прямоты. Они не терпят никакой лжи и фальши.
Мне кажется, что главное в натуре Андрея Болконского — честность и искренность, поэтому он боится громких слов и обещаний. Луч¬ше молчать и бездействовать, а если что-то делать, то тоже без лишних слов. Болконский всей душой желает найти применение своему уму и способностям, "он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим..." Но его жизнь похожа не на по¬иски нового, а на бегство от старого. Острый ум подтал¬кивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий человека.
Родион Раскольников, наоборот, не желает мириться с нравственными устоями того мира, где богатый и сильный безнаказанно господствует над слабыми и угнетёнными и где тысячи жизней гибнут, задавленные нищетой. В результате чего, Раскольников убивает жадную, наживающуюся на чужом горе старуху процентщицу. Ему кажется, что этим убийством он бросает символичный вызов всему миру. Убийство ростовщицы показывает, что в самом Раскольникове скрывалась глубоко запрятанная, самолюбивая, гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над человеческим «муравейником». И эту власть он должен был получить, освободив себя от нравственного закона. Но нравственный закон оказался сильнее его.
Болконский же считает ответственность за других людей непомерным бременем, а принятие за них решений – безответственностью и самовлюблённостью. Андрей уверен в том что, уважая себя и поступая по чести, человек неиз¬бежно будет полезен людям, во всяком случае, не навредит им. Человек с трезвым и скептическим умом, князь Андрей не мог найти себе места в среде лживого корыстолюбия и льстивого карьеризма, царствовавших в светской и военной жизни.
Его патриотизм и ответственность за дело наиболее ярко про¬являются на службе у Сперанского и в войне 1812 года: "Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли "наш князь", им гордились и его любили". Но, к сожалению, его искреннее желание служить родине, делу сталкивается со всеобщим безразличием.
Ранение и последовавшие после него предсмертные раз¬мышления переворачивают сознание Андрея. Для него про¬ясняется то, что он всегда в себе носил, но не выпускал нару-жу, понимание простоты жизни и любви как главной ценности, которая делает людей людьми. Умирая, он прощает и На¬ташу, и Анатоля Курагина, и весь мир со всеми его недостат¬ками.
Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоиз¬ма и гордости до самоотречения. Его жизнь — это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося бессозна-тельной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека.
«Теория» для Раскольникова становится источником трагедии. Раскольников решился проложить путь в будущее не вместе с трудно и сравнительно медленно видоизме¬нявшейся передовой общественной мыслью, а в оди¬ночку и сплеча. Во имя людей Раскольников за-ставляет себя переступить законы человечности — убить. Но он не может перенести нравственной тяжес¬ти своего поступка. Страшные муки совести — его на¬казание.
В эпилоге романа Раскольников убеждается в ложности своего пути, своей теории. «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
Несмотря на разное социальное положение, на различие взглядов и стремлений, герои романов «Преступление и наказание» и «Война и мир» проходят сложный путь, совершая огромное количество ошибок, но в итоге приходят к осознанию и пониманию истинных ценностей.
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Теория родиона раскольникова и её опровержение
У каждого человека есть теория, по которой он живёт. Иногда оказывается, что сама теория интересна, но пути достижения цели не только совершенно не понятны, но ещё и каким-то образом влияют на других людей. Сразу же вспоминается теория Родиона Раскольникова, героя «Преступления и наказания» Фёдора Михайловича Достоевского.
Толстой л. н. - Счастье и несчастье в оценке андрея болконского
Образ Андрея Болконского в романе - один из самых сложных, возможно, даже самый сложный. В продолжение всего повествования он что-то ищет, страдает, пытается понять смысл бытия и найти свое место в нем. Понятия счастья и несчастья изменяются у Андрея, даже меняются местами. Попробуем же выяснить, как оценивает счастье и несчастье князь Андрей Болконский в разные периоды своей жизни.
Толстой л. н. - История жизни андрея болконского в романе л. н. толстого война и мир
Лев Николаевич Толстой создавал роман “Война и мир” с 1863 по 1869 год. Первоначально он замышлялся как роман о возвращении декабриста из ссылки в 1856 году, и главным героем должен был быть Петр Иванович Лобадов. В образе Лобадова Толстой хотел показать трагедию героя декабристского восстания, чья эпоха осталась в прошлом и который уже не сможет обрести себя в изменившемся обществе.
Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского
Роман Л, Толстого «Тысяча восемьсот пятый год», впоследствии первый том «Войны и мира», и роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» печатались на страницах одного и того же журнала («Русский вестник») в одно и то же время (1866 году). И в том, и в другом произведении важнейшее место занимает наполеоновская тема.
Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное анализ эпизода романа Льва Толстого Война
Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего – связь чувств с действиями… Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…»
Нравственные искания Андрея Болконского по роману Льва Толстого Война и мир
Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев, можно сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер.
Признание Раскольникова в преступлении
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» определяется по жанру как социально-психологический роман, так как автора волнуют и острые социальные противоречия общества, и нравственные искания героя, заблудившегося среди философских теорий своего времени. У преступления Родиона Раскольникова есть и материальные, и социальные, и философские истоки, но особую роль в дальнейших событиях играет борьба идей в душе Раскольникова.
Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем
В основе романа Достоевского «Преступление и наказание» лежит история преступления, но сюжет его разворачивается не так, как обычный детектив. Ведь преступление Раскольникова особое — это идейное убийство, основанное на страшной, бесчеловечной теории, созданной героем. Раскрыть такое преступление можно только учитывая его идейную основу и психологию самого преступника.
Пути исканий князя Андрея в романе-эпопее Толстого Война и мир
Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом
Автор: Толстой Л.Н. Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом - перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом.
Путь исканий Андрея Болконского по роману Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. В романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера.
Черная вода
Автор: Хармс Д. Андрей Иванович плюнул в чашку с водой. Вода сразу почернела. Андрей Иванович сощурил глаза и пристально посмотрел в чашку. Вода была очень черна. У Андрея Ивановича забилось сердце. В это время проснулась собака Андрея Ивановича. Андрей Иванович подошел к окну и задумался. Вдруг что-то большое и темное пронеслось мимо Андрея Ивановича и вылетело в окно.
Путь исканий Андрея Болконского
В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром.
Выбранные пути в жизни Сони и Раскольникова
Достоевский написал роман "Преступление и наказание" в 1861-1866 годах. Это время в России было переходным. Социальные противоречия обострились, лидеры революционного движения арестованы, крестьянские восстания подавлены.
Соня и Раскольников читают Евангелие
Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в веру.
Мой Достоевский размышления о прочитанном
Автор: Достоевский Ф.М. “Преступление и наказание” — роман, который традиционно считают произведением, наиболее характерным для Ф. М. Достоевского. В нем автор собрал и обобщил темы, которые были заявлены писателем ранее: “униженные и оскорбленные”, “маленький человек”, искания человеческой души, вера и неверие, теория и жизнь, добро и зло.
Вечные темы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Роман-эпопея "Война и мир". Толстой - тонкий психолог. Многогранность и сложность человеческой личности в главных героях романа. Духовная красота героев Толстого.