Автор: Салтыков-Щедрин М.Е.
Как это ни грустно, но в “Господах Головлевых” действительно подводятся итоги. Роман — не что иное, как история разрушения, распада одной семьи и проведение “финальной черты”.
Собственно, подобного бесславного конца рода и следовало ожидать. Дело в том, что изначально, когда читатель только поверхностно знакомится с членами семейства, становится ясно, что они обречены на гибель. М. Е. Салтыков-Щедрин не выводит в своем произведении ни одного положительного героя, как это характерно для традиционных, несатирических, романов. Правда, иногда в сознании того или иного персонажа “Господ Головлевых” случаются “просветы”. Примером может служить Степка-балбес. Когда он возвращается в Головлево, дорога его напоминает путь на каторгу. Может быть, из страха перед беспросветным будущим в мозгу его возникает какое-то светлое пятно, мысль о своей никчемности. Впрочем, мысль эта исчезает так же быстро, как появилась, поскольку Степка — Головлев до мозга костей.
Более-менее светлой личностью на фоне остальных предстает Аннинька. Она далеко не положительная героиня, но все же обладает несвойственными их роду понятиями о чести и порядочности. В голове ее даже теплится мысль о честном зарабатывании денег. Она совестлива и горда. Все это, к сожалению, обращается в прах при соприкосновении с реальностью, с насквозь прогнившим актерским бытом. Но Аннинька вызывает уважение хотя бы тем, что долгое время пыталась бороться с неизбежным.
Таким образом, Салтыков-Щедрин не рисует абсолютно беспросветной картины существования Головлевых. Нет: на темном фоне мелькают иногда солнечные лучи, но и им не под силу осветить ту клоаку, которую представляет собою усадьба Головлево. Вся жизнь семьи — лишь подведение итогов, больше ничего. Дело в том, что в каждом жесте, в каждом поступке героев сквозит их обреченность. Они могут стремиться к накопительству, к богатству (в их приземленном понимании), не зная того, что известно читателю, — конец приближается неумолимо.
Какие же итоги подводят Головлевы? Самые ничтожные. Они не оставляют после себя даже памяти. Их забывают сразу же после смерти не только окружающие, но даже собственные родственники. Понятие “семья”, вполне определенное для большинства людей, для Головлевых имеет странное звучание. Скорее всего, это слово является для них пустым звуком. Семейные ценности, естественные для любого человека, для Головлевых не имеют ровно никакого значения. Каждый член семьи проживает собственную жизнь, нимало не заботясь о родных и неизбежно стремясь к собственному концу.
Так, Арина Петровна, всю жизнь стремившаяся что-то сделать для семьи (в своем узком понимании), действует всегда довольно странным образом, еще больше разобщая членов семейства. В конце жизни она остается “у разбитого корыта”, вряд ли сознавая, что пришла к этому финалу сама. Ради укрепления материального положения она частенько забывала, что ее дети — люди, что им нужны забота и тепло. “Постылым” детям она “выбрасывала кусок”, пребывая в уверенности, что тем самым выполняет родительский долг и может отныне снять с себя всякую ответственность. В результате и выросли “нерадивая” дочь, Степка-балбес, бесхребетный Павел и Иудушка-кровопивец. Да и внуки приносят скорее не радость, а дополнительные проблемы. Смерть Арины Петровны плачевна, но вполне заслуженна с точки зрения критически настроенного читателя.
Точно так же “подводят итоги” дети Арины Петровны. Жизнь их прожита впустую, ничего не достигнуто. Вряд ли можно считать достижениями приобретения Иудушки. Увы, все это — закономерность для рода Головлевых. Пустота — практически синоним их существования. При слове “пустота” в голову в первую очередь приходит образ Иудушки. Это — наиярчайший тип пустозвона, пустослова, пустосвята. По сути дела, этот персонаж представляет собой “гроб, наполненный прахом” (излюбленный эпитет автора по отношению к герою, неустанно повторяемый).
Примечательно в романе то, что “подведение итогов” в большинстве случаев связано с “нехорошей” смертью. Умирают в результате самоубийства, от запоя, от изнурительной болезни и почти никто — от старости. Есть персонажи, которых автор “помиловал”, но и у них мало шансов на удачу. Так, читатель не видит смерть Анниньки, но не питает ложных надежд на ее выздоровление. Также не знаем мы и том, что произошло с внебрачным сыном Иудушки, но нетрудно предположить, что жизнь его ожидает нелегкая и вряд ли продолжительная. Таким образом, “оставляя в живых” некоторых героев, автор не дает нам повода надеяться на то, что они избегнут участи всех остальных Головлевых.
Итак, “семейные итоги” весьма плачевны. Никто не остался в живых, никто не оставил по себе доброй памяти, никто ни разу за всю жизнь не совершил сколько-нибудь достойного поступка. Своим романом Салтыков-Щедрин как бы говорит нам: не уподобляйтесь Головлевым, стройте свою семью на ином фундаменте, чтобы не ускорять “подведения итогов” для всего рода.
Другие работы по теме:
Салтыков-щедрин m. e. - Господа головлевы роман-хроника
"Господа Головлевы" - одно из самых мрачных произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина. В романе не раз встречается пейзаж Головлева. Общий характер пейзажа запечатлен в словах: "Все'глядело сумрачно, сонно, все говорило об угнетении". Словно мрачная тень головлевской усадьбы падает на окружающий мир.
Салтыков-щедрин m. e. - до какой низости может дойти человек. ..
Салтыков-Щедрин - один из выдающихся писателей-сатириков классической русской литературы. Его талант оригинален, своеобразен и интересен, мимо его творчества нельзя пройти. Писатель много и плодотворно работал, от произведения к произведению совершенствуя мастерство, оттачивая сатирой перо, обличая “свинцовые мерзости жизни”.
Сатирическое изображение действительности в Истории одного города Салтыкова-Щедрина
«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина – это необычное сатирическое произведение, пародирующее официальную историографию. М.Е. Салтыков-Щедрин показывает проблему власти и народа, не идеализируя ни ту, ни другую сторону. Он критически относится к народу, осуждая его покорность и рабское терпение, но еще более критически относится к власти, обличая ее беззаконие и паразитизм.
Сатира в творчестве Михаила Салтыкова 8209 Щедрина
Имя Салтыкова‑Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали «неблагодарным» жанром – государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких деятелей самыми разными способами: запрещали книги к изданию, ссылали писателей.
Выморочные герои Михаила Салтыкова-Щедрина
В романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» есть глава, названная «Выморочный». Этого «звания» автор удостоил Иудушку Головлева, и оно как нельзя больше к нему подходит. Слово это начинает встречаться лишь ближе к концу романа, когда Иудушка достигает глубины своего нравственного распада, и повторяется все чаще.
Арина Петровна и ее сыновья по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. “Господа Головлевы” — роман о семье, но, в первую очередь, это роман о подлинных и мнимых ценностях, о том, для чего живет человек на Земле. В “Господах Головлевых” автор исследует природу того, что неумолимо отдаляет людей друг от друга Он исследует такие стремления, которые начинаются с исступленного желания наилучшим образом устроить свой дом, обеспечить будущее своего рода.
Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Демократическая литература второй половины XIX века стремилась пробудить гражданскую совесть в русском обществе, воздействуя поэтическим “словом отрицанья” или острием политической сатиры. Но убедительнее всех эзоповым языком умел с публикой говорить М. Е. Салтыков-Щедрин.
Карась-идеалист
Автор: Салтыков-Щедрин Михаил. Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар».
Образ пейзажа в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы
МРАК–ХОЛОД–НОЧЬ. Изображая мертвенность самого головлёвского существования, Салтыков широко использует архетипические образы мрака, холода, ночи и тому подобные. И тогда, когда он рисует картины природы, и тогда, когда он описывает быт головлёвской усадьбы, писатель опирается на значимое для народных верований символическое противопоставление весенней жизни и зимнего омертвения, тепла и холода, света и тьмы.
Значение сатиры Салтыкова-Щедрина
Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни второй половины XIX века. Значение его сатирических произведений для истории России огромно.
Сатирический талант писателя Щедрина
Одним из подлинных шедевров русской литературы XIX века по праву считается цикл Салтыкова-Щедрина "История одного города". В мировой литературе рядом с "Историей..." можно поставить, пожалуй, лишь "Остров пингвинов" Анатоля Франса.
Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки - один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества. По тематике можно выделить сказки бытовые и сказки о животных. Салтыков-Щедрин является автором “Сказок для детей изрядного возраста”. Большинство сказок Щедрина можно отнести именно к сказкам о животных: “Карась-идеалист”, “Орел-меценат”, “Премудрый пискарь”, “Коняга” и другие.
Творчество Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Он вошел в литературу под именем Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Свое детство, картины жизни и быта усадьбы, отношение к семье, отношения помещиков и «рабов» он позже воссоздает в «Пошехонской старине» и «Господах Головлевых». В 1844 году он был выпущен из лицея и направлен в канцелярию военного министерства.
Творчество М. Е. Салтыкова Щедрина
занимает особое место в русской литературе XIX в. Все его произведения проникнуты любовью к народу, желанием сделать жизнь лучше. Однако сатира его нередко едкая и злая, но всегда правдивая и справедливая. М. Е. Салтыков Щедрин в своих сказках изображает множество типов господ. Это и чиновники, и купцы, и дворяне, и генералы.
Сказка ложь, да в ней намек по сказкам М. Салтыкова-Щедрина.
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для воплощения комического. Чаще всего выделяются следующие виды и приемы комического: сатира, юмор, гротеск, ирония. Сатиру называют взглядом “через увеличительное стекло” (В. Маяковский).
Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. М.Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы очерки сказки.
Мое знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Впервые я познакомился с Салтыковым-Щедриным в 7 классе. Именно тогда я прочитал "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил". В общем-то в этой сказке, кроме самого сказочного, я тогда ничего и не увидел. Это как детские мультфильмы, которые смотрит взрослый: как ни старайся уловить мысль, а все не получается.
Сатирическая хроника русской жизни. Салтыков-Щедрин
М. Е. Салтыков-Щедрин — один из самых известных литературных сатириков XIX века. Роман “История одного города” является вершиной его художественного творчества. Несмотря на название, за образом города Глупова скрывается целая страна, а именно — Россия. Так, в образной форме, Салтыков-Щедрин отражает наиболее ужасные, требовавшие повышенного общественного внимания стороны жизни русского общества.
Мастерство сатирического изображения действительности
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. М. Е. Салтыков-Щедрин — это не просто один из величайших русских писателей, но и, может быть, самый неожиданный и в определенном смысле уникальный в ряду своих гениальных современников. Один из самых ярких революционеров-демократов, сподвижник Некрасова и Чернышевского, знавший досконально все тонкости бюрократического устройства, чему немало помогло то, что он сам служил вице-губернатором, Салтыков-Щедрин, прежде всего, является величайшим из русских сатириков, создавшим собственный художественный мир, мир причудливый, часто противоестественный, комичный и одновременно пугающий.
Анализ сказки Дикий помещик Салтыкова-Щедрина
Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы.
Роман Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы
Роман Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" - суровый приговор крепостничеству Замечательный роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" стоит в ряду лучших произведений русский писателей, таких, как Гоголь, Гончаров, Тургенев, изображавших жизнь дворянства. В романе с огромной обличительной силой раскрыты все пороки общества, порожденные в России господством помещиков.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Глубокими корнями связаны с Подмосковьем жизнь, творчество и общественная деятельность великого русского сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889).