Две морали в романе Федора Достоевского Преступление и наказание
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена психологическая линия.
Преступление занимает одну часть романа, а наказание — пять частей. И наказание Раскольникова заключается в нравственных страданиях.
В своем романе Достоевский показал один из путей к достижению истины. Мы можем видеть другие пути исканий, поиска истины, например, в эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого.
Достоевский был религиозным человеком, и смысл жизни для него заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, Достоевский отмечает прежде всего попрание нравственных законов, а не юридических.
С точки зрения христианства Раскольников грешен, но не только потому, что он совершает убийство, а потому, что он не любит людей, считает их «тварями дрожащими», а себя, возможно, избранным, «право имеющим». По Достоевскому, преступление Раскольникова в том, что он осмелился нарушить христианские заповеди в мыслях, а убийство — это преступление перед Богом.
Достоевский подробно исследует теорию Раскольникова в романе. Суть этой теории — «цель оправдывает средства». Раскольников решает убить старуху-процентщицу, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей. Он считает, что «необыкновенный» человек имеет право… сам разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия и единственно в том только случае, если исполнение его идеи того требует».
Достоевский не согласен с философией Раскольникова и заставляет своего героя самого в ней разубедиться. Для того чтобы истина восторжествовала, автор следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству. Раскольников смог понять ошибочность своей теории и возродиться к новой жизни только через страдание. Так Достоевский показывает необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни.
Совершив убийство, Раскольников испытывает чувство «разъединенности с человечеством». Раскольников принужден сам на себя донести, чтобы хотя и попасть после этого на каторгу, зато примкнуть к людям. Убийство провело между людьми и Раскольниковым непреодолимую черту: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его». Раскольников не смог порвать с людьми.
Отчуждение от людей — неизбежный результат преступления Раскольникова. Он страдает оттого, что мать и сестра его, убийцу, любят. И тогда Раскольников идет к Соне, такой же грешнице, как он считает. Та помогает ему обрести смысл жизни, покорив его душу своим долготерпением, смирением и любовью к ближнему.
Для Сони (и для Ф. М. Достоевского) смысл жизни — в христианской любви, в сочувствии, в сострадании человека человеку. Она никому не навязывает свои убеждения, она лишь живет по своей морали. Раскольников самостоятельно приходит к Богу, убеждается в правильности Сониной теории: «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? »
Преступление занимает одну часть романа, а наказание — пять частей. И наказание Раскольникова заключается в нравственных страданиях.
В своем романе Достоевский показал один из путей к достижению истины. Мы можем видеть другие пути исканий, поиска истины, например, в эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого.
Достоевский был религиозным человеком, и смысл жизни для него заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, Достоевский отмечает прежде всего попрание нравственных законов, а не юридических.
С точки зрения христианства Раскольников грешен, но не только потому, что он совершает убийство, а потому, что он не любит людей, считает их «тварями дрожащими», а себя, возможно, избранным, «право имеющим». По Достоевскому, преступление Раскольникова в том, что он осмелился нарушить христианские заповеди в мыслях, а убийство — это преступление перед Богом.
Достоевский подробно исследует теорию Раскольникова в романе. Суть этой теории — «цель оправдывает средства». Раскольников решает убить старуху-процентщицу, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей. Он считает, что «необыкновенный» человек имеет право… сам разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия и единственно в том только случае, если исполнение его идеи того требует».
Достоевский не согласен с философией Раскольникова и заставляет своего героя самого в ней разубедиться. Для того чтобы истина восторжествовала, автор следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству. Раскольников смог понять ошибочность своей теории и возродиться к новой жизни только через страдание. Так Достоевский показывает необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни.
Совершив убийство, Раскольников испытывает чувство «разъединенности с человечеством». Раскольников принужден сам на себя донести, чтобы хотя и попасть после этого на каторгу, зато примкнуть к людям. Убийство провело между людьми и Раскольниковым непреодолимую черту: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его». Раскольников не смог порвать с людьми.
Отчуждение от людей — неизбежный результат преступления Раскольникова. Он страдает оттого, что мать и сестра его, убийцу, любят. И тогда Раскольников идет к Соне, такой же грешнице, как он считает. Та помогает ему обрести смысл жизни, покорив его душу своим долготерпением, смирением и любовью к ближнему.
Для Сони (и для Ф. М. Достоевского) смысл жизни — в христианской любви, в сочувствии, в сострадании человека человеку. Она никому не навязывает свои убеждения, она лишь живет по своей морали. Раскольников самостоятельно приходит к Богу, убеждается в правильности Сониной теории: «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? »