Крестьянская тема в рассказе Солженицына Матрёнин двор
Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А.И. Солженицына. Крестьянами были его предки, крестьянство он считал тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традиционные нравственные устои русского народа: трудолюбие, совестливость, душевная щедрость. И рассказ «Матрёнин двор», написанный в 1959 году и опубликованный в «Новом мире» в 1963-м – одно из первых произведений, раскрывающих неблагополучие в деревне 50-х годов. Герой рассказа, учитель Игнатьич, во многом автобиографичен, он выражает мысли, чувства, настроения, присущие самому Солженицыну. После пережитых испытаний герою хочется «затеряться в самой нутряной России». От одного названия деревни – Высокое Поле – «веселела душа». И красота этого места такова, что там «не обидно бы жить и умереть». Но до чего доведена деревня? Там не пекли хлеба – «вся деревня волокла снедь мешками из города». Оттуда нельзя уехать – «билетов нет». Там живут в основном старухи-инвалиды, молодёжь не хочет туда возвращаться. Некому работать в колхозе. На примере жизни Матрёны Васильевны мы видим равнодушие власти к человеку, крестьянину-кормильцу. «Год за годом, многие годы» ей не платят ни рубля – пенсия «не положена», так как в колхозе она работала «за палочки трудодней». А выхлопотать пенсию за мужа, погибшего на фронте, стоило много трудов и унижений, когда «гоняли Матрёну то за точкой, то за запятой» многие вёрсты пешком. Она больна, но ей не дают инвалидности – крестьян не обслуживают в деревне, надо ехать в больницу в район. Зато её регулярно выгоняют на работу в колхоз, хотя она уже и не колхозница, и нельзя не пойти – отберут участок огорода. Нельзя косить для своей козы, нет топлива, и бабы таскают торф, как раньше воровали лес у барина. Так живёт не одна Матрёна, таково положение всех стариков и инвалидов. Колхозы привели деревню к полному экономическому краху: нет лошадей – мешки таскают на себе, не держат скота, и нет продуктов, даже вилы, выходя на работу, надо брать свои. Председатель соседнего колхоза возвысился и получил звание Героя Социалистического Труда за то, что свёл под корень гектары леса, и от «непрохожих» прежде лесов остались кустарники на торфяных болотах. Работа в колхозе привела к тому, что крестьяне утратили свойственное им чувство хозяина. Об этом рассуждает Матрёна Васильевна: «Станешь, об лопату опершись, и ждёшь, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать… Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого звуку не было, только ой-ой-ойиньки, вот и обед подкатил, вот вечер подступил». Раскрестьянивание крестьянства, утрата людьми традиционных нравственных устоев – вот итог, к которому привела колхозная политика Советской власти. Но крестьянская тема в понимании Солженицына не исчерпывается проблемами экономики и политики государства. Это ещё и проблемы нравственности, проблема национального русского характера. Воплощением такого характера в рассказе предстаёт Матрёна Васильевна. Чуть комически излагает она эпизод с конём, которого остановила на скаку – это, конечно же, связано с характером русской женщины из поэм Некрасова. Она бескорыстна, трудолюбива, всегда готова прийти на помощь и искренне порадоваться за других, даже если просто у соседки уродилась крупная картошка: «В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу, правда!» Она не особенно истово верующая, но «дело всякое начинала «с Богом!» и так же напутствовала Игнатьича. Все обряды выполняет она традиционно, по-русски. Она живёт по своему нравственному закону: так, чтобы не было совестно и чтобы уберечь, сохранить свою душу в окружившем её бездуховном мире. Не зная счастья в личной жизни, Матрёна вся не для себя – для людей. Работая бесплатно, как родную, вырастив Киру и помогая ей во всём, никому не отказывая в помощи, она нравственно гораздо выше своих корыстных родственников. И только после её смерти становится ясно, что она – тот самый праведник, без которого «не стоит село, ни город, ни вся земля наша». Это воплощение лучших черт русского национального характера, крестьянской сущности, которую не смогли убить даже десятилетия власти, направленной на уничтожение традиционных нравственных устоев крестьянства.
Другие работы по теме:
Солженицын а. и. - затеряться в самой нутряной россии.
В одном из последних выступлений по телевидению. Солженицын сказал. Россия это не только. Москва и Санкт Петербург. Россия в большей степени это. Урал Сибирь Алтай Черноземье. И сегодня хранителями русских традиций и загадочной русской души являются жи е не употребляются.
Солженицын а. и. - Комплексный анализ произведения
В произведении "Матренин двор" Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины - Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться её трудолюбием и отзывчивостью.
по литературе
Праведность. Многие ли знают значение этого слова? Готова поспорить, некоторые даже не слышали его никогда. Вообще этот термин имеет несколько значений
Крестьянская тема в рассказе Александра Солженицына Матренин двор
Вокруг имени Александра Исаевича Солженицына всегда много эмоций, интеллектуального напряжения и дискуссий. Наш современник, возмутитель спокойствия в застойное лихолетье, изгнанник с неслыханной мировой славой, один из «зубров» литературы русского зарубежья, Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начала.
Образ главной героини в рассказе Александра Солженицына Матренин двор
Рассказ А.И.Солженицына "Матрёнин двор" затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, борьба за выживание, противоречие личности и общества, отношение власти и человека. "Матрёнин двор" написан целиком о простой русской женщине. Несмотря на множество не связанных с ней событий, Матрёна является главным действующим лицом.
Русская деревня в изображении Солженицына. По рассказу Матренин двор
Многие страницы в творчестве Солженицына повествуют об истории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней он пытается передать все свои знания и переживания того времени. 1956 год – это время насилия и деспотии. Народ несет на себе тяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные нравы и условия быта народа будут показаны в его произведениях.
Затеряться в самой нутряной России по рассказу Солженицына Матренин двор
Творчество Солженицына долгое время было недоступно для читателя – недвусмысленность его политических взглядов просто исключала другое развитие событий. Скорее остается удивляться, что он вообще сумел пережить советское время. В череде его произведений с яркой социально-политической окраской – таких, как "Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом" и других – крохотный, политически нейтральный рассказ "Матренин двор" мог бы остаться незамеченным – если бы не был написан так талантливо, с такой простотой и таким прекрасным русским языком.
Русская деревня в изображении Солженицына
(по рассказу «Матренин двор») Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не утаишь.
Тема труда в рассказе А.П.Платонова Корова
Тема труда в рассказе А.П.Платонова "Корова" Автор: Платонов А.П. «Труд – первое основное условие всей человеческой жизни. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
А.И. Солженицын Матренин двор
В произведении “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью.
Не стоит земля без праведника По рассказу А. И. Солженицына Матренин двор
Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор") Автор: Солженицын А.И. Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение наблюдать за людьми и понимать их.
Проблематика произведений Солженицина
Автор: Солженицын А.И. В своём творчестве, а в частности в произведениях «Один день Ивана Денисовича», Солженицын затрагивает различные проблемы: проблема уважения, проблема сострадания, проблема отношений между человеком и государством, а точнее между личностью и обществом, проблема отношения к труду, проблема справедливости и несправедливости.
Архипелаги А. И. Солженицына
В последние годы мы получили возможность познакомиться со многими произведениями, от которых волевым решением коммунистических идеологов были насильственно отлучены.
Проблема положительного героя в творчестве Александра Солженицына
Солженицын родился и вырос в Ростовской губернии. До войны работал учителем математики. Во время Великой Отечественной войны на фронте он переписывался с приятелем. Переписку регулярно прочитывали. Друзей посадили в лагерь. Солженицын пробыл там пять лет. В конце пятидесятых годов он вышел на волю и стал писать.
Человек и государство в рассказе Александра Солженицына Матренин двор
В начале XX века Россия подверглась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Погибло много невинных людей, среди них женщины и дети. Это была эпоха Сталина. Деспотизм и террор преследовали людей. В стране не было хлеба, и вся надежда была только на деревню.
Образ главной героини в рассказе Солженицына Матренин двор
Повествование в рассказе "Матренин двор" ведется от первого лица, очень неспешно и несколько напоминает зарисовку с натуры, то есть картину жизни людей в данном населенном пункте. Но уже в самом начале рассказчик указывает на то, что какое-то событие, из-за которого, по его словам, замедляют ход проезжающие поезда, имело место.
Анализ рассказа А.И.Солженицына Матрёнин двор.
Автор: Солженицын А.И. Матрёна Васильевна - главная героиня рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки.
Затеряться в самой нутряной России. По рассказу А.И.Солженицына Матрёнин двор.
"Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор".) Автор: Солженицын А.И. Писателя Александра Солженицына с первого момента его появления в литературе провозглашали "новым Толстым" и по сей день приноравливают его к "новому Толстому" — или пеняют на "нового Толстого", кем он будто бы так и не стал.
Женские образы в творчестве А. И. Солженицына
Автор: Солженицын А.И. Так уж случилось, что в большинстве литературных произведений главными героями становятся мужчины. Но наша жизнь — это переплетение человеческих судеб. И конечно, в литературе совершенно невозможно обойтись лишь “сильными мира сего”.
Архипелаг ГУЛАГ 2
Введение 1 Критика Список литературы Введение «Архипела́г ГУЛА́Г» — художественно-историческое исследование Александра Солженицына о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора (по словам Солженицына).
Краткий отзыв о рассказе ВШаламова Чужой хлеб
Краткий отзыв о рассказе В.Шаламова "Чужой хлеб" Рассказ был написан в 1967 году, после выхода В.Т.Шаламова из лагеря. В заключении автор провёл в общей сложности восемнадцать лет, и всё его творчество посвящено теме лагерной жизни.