Реферат: Страна березового ситца в лирике Есенина - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Страна березового ситца в лирике Есенина

Рефераты по литературе и русскому языку » Страна березового ситца в лирике Есенина
Тончайший лирик, певец русской природы, большой мастер стиха Сергей Есенин занимает особое место в литературе. Его емкие и ошеломляющие свежие художественные описания — всегда настоящее открытие для читателя.

Рязанская деревня, ее быт, природа, устное народное поэтическое творчество оказали сильнейшее влияние на формирование самобытного поэта. Сам С. Есенин отмечал такие источники, которые питали его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, лирику М. Лермонтова, А. Кольцова…

В 1915 году Есенин встретился с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка». Идеалом для Есенина была старая, патриархальная Русь.

Слово «Русь» было всеобъемлющим у Есенина; оно как бы связывало тысячелетнюю историю с днем настоящим. И одновременно оно конкретизировало представление о родине — милой его сердцу, деревенской, «избяной». Возьмем, например, стихотворение «Неуемная, жидкая лунность». В нем та же Русь, та же любовь к России «золотой бревенчатой избы», к ее истокам; но любовь «от противного», любовь через отрицание нищеты, отсталости, что тоже традиционно для русской литературы.

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою, —

говорит о себе Есенин в стихотворении «Русь уходящая». Мечта об иной Руси — «стальной», не нищей — не раз посещала Есенина. И как бы понимая несовместимость «полевой» и «стальной» России, Есенин пишет:

Равнодушен я стал к лачугам,


И очажный огонь мне не мил.

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Такие мечты-прозрения возникали у Есенина под влиянием «дум об индустриальной мощи», рождавшихся в Баку при «посвящении» в «стихию промыслов», как писал Есенин в «Стансах». Здесь прежде всего характерно слово стихия, то есть что-то живое и творящее. Именно в таком — романтически-фольклорном — варианте и воспринимает Есенин «стальное» будущее. Урбанистом же, певцом «машинной» цивилизации, Есенин никогда не был. Его Русь всегда оставалась живой вольной Русью — преимущественно полевой, крестьянской, он был связан с ней, с ее культурой кровными узами.

В поэзии Есенина человек — часть природы. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа». Оно развивается в двух взаимопроникающих планах: березка — девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке

Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения, как «Серебристая дорога…», «Песни, песни, о чем вы кричите?..». В последнем - та же зыбкость границ между природой и человеком, то же уподобление дерева человеку:

Хорошо ивняком при дороге

Сторожить задремавшую Русь…

Для Есенина понятия природа и родина слились воедино. И это можно проследить, познакомившись глубже с творчеством поэта. Он говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве».

Многие стихотворения Есенина стали народными песнями положены композиторами на музыку. И это еще раз доказывает неразрывность поэта со своим народом, родиной, природой, культурой. Лирические произведения С. Есенина по праву вошли в сокровищницу мировой литературы.