Повесть «Старик и море» — одно из последних завершенных произведений легенды американской литературы Эрнеста Хемингуэя, своеобразный итог творческих поисков автора. Литературоведы определяют жанр этого произведения как повесть-притча, то есть произведение, которое рассказывает о судьбе и определенных событиях жизни героя, но этот рассказ имеет аллегорический характер, глубокое моральное и философское содержание. Повесть тесно связана со всеми предыдущими произведениями писателя и является вершиной его размышления о смысле жизни. Сюжет ее можно пересказать в нескольких предложениях. Живет одинокий старый рыбак. В последнее время рыбацкая удача, как и люди, покинула его, но старик не сдается. Он снова и снова выходит в море, и вот наконец ему везет: на наживку поймалась огромная рыба, несколько суток длится борьба старика и рыбы, и человек побеждает, а прожорливые акулы нападают на добычу рыбака и уничтожают ее. Когда лодка старика пристает к берегу, от красавицы-рыбы почти ничего не осталось. Обессиленный старик возвращается в свою бедную хату.
Однако содержание повести значительно шире и более богато. Хемингуэй уподоблял свои произведения айсбергу, который лишь на небольшую часть виднеется из воды, а остальные спрятаны в океанском пространстве. Художественный текст — часть айсберга, который видно на поверхности, и читатель может лишь догадываться, что писатель оставил невысказанным, отдал на толкование читателя. Поэтому повесть имеет глубокое символическое содержание.
Уже само название произведения «Старик и море» вызывает у читателя определенные ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, тленное и вечное, уродливое и прекрасное и тому подобное. Герои и события повести конкретизируют эти ассоциации, углубляют и заостряют заявленные в названии проблемы.
Старик символизирует человеческий опыт и вместе с тем его ограниченность. Рядом со старым рыбаком автор изображает маленького мальчика, который учится, перенимает опыт у старика. Но когда рыбацкая удача покидает героя, родители запрещают мальчику выходить с ним в море. В поединке с рыбой старику очень нужна помощь, и он жалеет, что рядом нет мальчика, и понимает, что это закономерно. Старость, думает он, не должна быть одинока, и это неминуемо.
Тема одиночества человека раскрывается автором в символических картинах челнока на фоне безграничного океана. Океан символизирует и вечность, и непреодолимую естественную силу. Старик победил прекрасную рыбу, но океан не отдал ему добычу, акулы съели ее. Хемингуэй уверен, что человека можно уничтожить, но невозможно победить. Старик доказал свою способность противостоять природе, он выдержал самое тяжелое в своей жизни испытание, потому что, невзирая на одиночество, он думал о людях (воспоминания о маленьком мальчике, их разговоры о выдающемся бейсболисте, о спортивных новостях поддерживают его в момент, когда силы его почти покинули).
В финале повести Хемингуэй касается также темы недоразумения между людьми. Он изображает группу туристов, которые поражены только размерами скелета рыбы и вовсе не понимают трагедию старика, о которой пытается рассказать им один из героев.
Символика повести сложна, и каждый читатель в соответствии со своим опытом воспринимает это произведение.
Другие работы по теме:
Притчи Соломона
1 , сына Давидова, царя израильского. 2 Чтобы знать мудрость и наставление, чтобы разуметь слова разума. 3 Чтобы получить наставление в премудрости, праведности и суде, и справедливости.
Литературный герой РОБЕРТ ДЖОРДАН
РОБЕРТ ДЖОРДАН (англ. Robert Jordan) - герой романа Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол» (1940). Р.Д. - это обобщенный образ лирико-биографической прозы Хемингуэя, итог развития образов Ника Адамса («В наше время», 1925), Джейка Барнса («Фиеста» /«И восходит солнце»/ 1926) и Фредерика Генри («Прощай, оружие!», 1929).
Сказка о рыбаке и рыбке 2
Сказка о рыбаке и рыбке Автор: Пушкин А.С. Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу,
Сказка о рыбаке и рыбке
Автор: Пушкин Александр. Жил старик со своею старухой у самого синего моря; они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. Старик два раза закидывал невод — ничего не было, в третий раз вытянул золотую рыбку. Рыбка попросила отпустить её. Старик отпустил. Пришел домой рассказал жене. Жена сказала попросить корыто.
Воплощение военной темы в новеллах Хемингуэя
Говоря о «мировоззренческих» особенностях авторской манеры Хемингуэя, мы неизменно вынуждены, хотим того или нет, обращаться к теме войны, соотносить с пей так или иначе каждую рассматриваемую черту.
Когда возвратится ангел
(по новелле Г. Маркеса «Старик с крыльями») В новелле Г. Маркеса «Старик с крыльями» говорится об ангеле - стареньком деде, который упал лицом в грязь, барахтается там, но не может встать, так как ему мешают большие крылья. «Он был одет, как нищий, череп его был лысый, как колено, рот беззубый, как у дряхлого деда, большие птичьи крылья, общипанные и грязные», «говорил на непонятном языке».
Особенность творческой манеры Хемингуэя
Кем является для нас личность этого писателя, который вызывает достаточно противоречивое отношение к себе? В начале ХХ века он был для солдат «отцом Хемингуэем», а кем он является для человечества начала ХХI века? Человек чрезвычайных способностей, который привлекает внимание не только произведениями, но и жизнью.
Новаторство прозы Эрнеста Хемингуэя
Величайшим представителем так называемого «потерянного поколения» не случайно считается Эрнест Хемингуэй. Жизненный опыт его был разнообразным, он был участником Первой мировой войны, впечатление от которой стало его первым университетом жизни и отразилось на всем его творчестве (во многих, особенно ранних его произведениях, ощутимы автобиографические моменты).
Философско-этический смысл встречи ангела с людьми в рассказе Габриэля Гарсиа Маркеса Старик
с крыльями Кто может однозначно различить, где заканчивается абсурд реальности, а где начинается фантазия любого писателя? С одной стороны, жизнь настолько разнообразна, что в ней могут быть чрезвычайные стечения обстоятельств или просто ситуации, которые не вкладываются в обычные рамки, а с другой, - разве сознательные писатели-реалисты всегда придерживались лишь фактов? Художественное слово тем и отличается от документа, что там всегда можно найти определенное обобщение, реалистические произведения спокойно могут включать в себя символическое содержание, но есть еще вопросы, что именно считает реальностью художник.
Море
Сочинение-описание Море… Я очень люблю море. Оно никогда не бывает однообразным, неинтересным, так как каждый день, даже каждую минуту оно разное. Таинственное, непостоянное, необъятное - оно волнует душу, не оставляет равнодушным сердце. В один день оно тихое и спокойное, будто большое зеркало, холодное и прозрачное.
Охота жить
Автор: Шукшин Василий. Центральные герои произведения — старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге. Старик Никитич, который с «малых лет таскался по тайге» иногда обитает в избушках, каких много вырублено по тайге. Так было и в этот раз. Нежилая, но уже согретая теплом сгорающих в печурке дров, она казалась давно обжитой.
Пугачев Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Образ Пугачева в повести Пушкина «капитанская дочка» является одним из центральных. Пугачев похож на героя казацких песен и былин. Офицеры царской армии представляли Пугачева злодеем, занятым грабежами и разбоями. «Донской казак и раскольник Емельян Пугачев, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и убийства.
Старик и море
Автор: Хемингуэй Эрнест Миллер. «Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь явно salао, то есть самый что ни на есть невезучий, и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю.
Образ матери в повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба
Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Автор: Гоголь Н.В. В повести «Тарас Бульба» Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Большое внимание он уделил сыновьям Тараса, Остапу и Андрею. И совсем немного написал о их матери.
Взаимоотношения суходольцев в одноименной повести Бунина
Автор: Бунин И.А. В повести «Суходол» Бунин большое внимание уделяет женским образам, а именно – Наташе и Тоне. Жизни данных героинь представлены как череда ненастий, выпавших на их долю, но, несмотря на это, их жизнь представлена буднично, где нет ничего яркого и значимого. Самое страшное то, что Наташа и Тоня не пытаются изменить свою жизнь.
Кондратьев Вячеслав
(30.10.1920 - 23.09.1993) Родился 30 октября 1920 в Полтаве в семье инженера-путейца. С 1922 жил в Москве. В 1939 поступил в Московский автодорожный институт, был призван в армию, служил на Дальнем Востоке. В 1942–1944 – на фронте, участвовал в тяжелых затяжных боях, в т.ч. под Ржевом, был комиссован после ранения.
Человек и природа (Эрнест Хемингуэй)
Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Гольфстриме. Старый рыбак поймал большую рыбу, долго тянувшую лодку. Когда его нашли, рыба была обглодана акулами, а рыбак в отчаянии рыдал.
Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки»
Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки». Каков человек таков и бог для него. Я думаю, что бог у каждого человека в душе. Так и в этой повести. Бабушка Алёши очень добрый и хороший человек. Она искренне, по настоящему верит в бога. Ей стыдно перед ним нагрешить, потомучто он добрый.
Человек в XX веке глазами Хемингуэя
Из американских писателей больше всего меня привлекает Эрнест Хемингуэй. Его книги читаются с большим интересом. Прочитав одно произведение, чувствуешь в себе желание узнать, что еще написано было этим писателем.
Человек и общество в повести «Старик и море»
«Старик и море» - это, прежде всего, произведение о человеке, о его неповторимом внутреннем мире, его уникальности, его личных переживаниях. Но это также и произведение о природе и обо всем человечестве.
Адмирал
Автор: Житков Б. -------------------------------------------------------------------- Книга: Б.Житков. "Джарылгач". Рассказы и повести
Толстой Мудрая девица
Лев Николаевич Толстой Мудрая девица Толстой Лев Николаевич Мудрая девица Лев Николаевич Толстой Мудрая девица Был царь. И все ему не удавалось. И послал он к мудрецам спросить, отчего ему неудача. Один мудрец сказал: "оттого, что он не знает часа, когда что делать". Другой сказал: "оттого, что он не знает того человека, который ему нужнее всех".
Морис Метерлинк. Там, внутри
Старый сад, в саду ивы. В глубине дом, три окна нижнего этажа освещены. Отец сидит у камелька. Мать облокотилась на стол и смотрит в пустоту. Две молодые девушки в белом вышивают. Склонившись головкой на левую руку матери, дремлет ребенок.
Племянник Рамо
Введение 1 Сюжет 2 История публикации Список литературы Введение «Племянник Рамо» (Le Neveu de Rameau) — философско-сатирический диалог Дени Дидро, написанный предположительно в 1760-е годы, но впервые опубликованный только в XIX веке. Современные исследователи считают его «вершиной художественного творчества Дидро»[1].
По ком звонит колокол
Введение 1 Сюжет 2 Персонажи 3 Экранизация Список литературы Введение «По ком звонит колокол» (англ. For Whom the Bell Tolls) — роман Эрнеста Хемингуэя, вышедший в 1940 году. Рассказывает историю Роберта Джордана, молодого американского бойца Интернациональных бригад, отправленного в тыл франкистов, к партизанам, во время Гражданской войны в Испании.