Иван Васильевич, герой рассказа Л.Н. Толстого «После бала», нигде не служил и думал, что он вообще никуда не годился. Вся его жизнь переменилась, как он считает, от одного случая: увиденной им сцены наказания солдата. Вернувшись с бала счастливым и влюбленным, он вышел прогуляться, так как от счастья не мог заснуть. И случайно забрел на поле, где происходила экзекуция, которой командовал полковник, отец его любимой девушки. На балу полковник казался таким добрым человеком и заботливым отцом, что было невероятно увидеть его здесь, распоряжающимся жестоким наказанием. Он не только не жалеет виновного, но еще бьет по лицу другого солдата, который наказанного пожалел.
Увидев Ивана Васильевича, полковник «грозно и злобно нахмурившись», поспешно отвернулся, будто не знает его. И герою стало до такой степени стыдно, словно его уличили в каком-то нехорошем поступке.
Он пришел домой в состоянии тоски, доходившей «до тошноты», и долго пытался понять произошедшее. Герой решил, что полковнику что-то такое известно, что позволило ему быть жестоким и бессердечным, но сам он не в силах уяснить себе это «что-то», и это мучает его. Почему же «это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым»?
Чувство воинского долга позволило полковнику не думать о нравственных проблемах, а только слепо выполнять приказ. Но Иван Васильевич человек не военный, он не может рассуждать. Совесть не позволяет ему быть настолько бессердечным к другому солдату.
Противоречие между совестью и долгом оказалось неразрешимым, и герой не смог поступить в военную службу, как хотел прежде. Он считает, что никуда не годился, но собеседники с ним не согласны: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы Вас не было». Рядом с умным и честным человеком, добрым, отзывчивым, люди чувствовали себя лучше, стремясь быть похожими на героя.
Иван Васильевич не пошел служить, не желая быть бездушным исполнителем приказов, потому что люди для него были важнее, и они это ценили.
Другие работы по теме:
Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"
Несмотря на хрестоматийность, даже своего рода зачитанность, рассказ этот, как представляется, еще не реализовал всех своих возможностей в курсе литературы средних классов.
После бала
“Всеми уважаемый” Иван Васильевич вспоминает давно происшедшее с ним, изменившее всю его дальнейшую жизнь. Он говорит, что вся его жизнь переменилась из-за одного утра.
Толстой л. н. - Образ ивана васильевича
Толстой - это целый мир. А. М. Горький Не перестаешь восхищаться талантом великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Каждый раз, перечитывая его произведения, приходишь к мысли - какой великий дар, какое гигантское чувство слова было заложено в этом человеке. Образы, созданные Толстым, до сих пор живут и волнуют наше воображение.
Рассказ «После Бала» и позднее творчество Толстого
Основная проблема творчества Толстого последних лет — «нравственное прозрение» человека. Она раскрывается почти во всех произведениях писателя 1880—1900-х гг. и, в частности, в рассказе «После бала» (1903).
Проблематика рассказа Льва Толстого После бала
(1 вариант) В рассказе Л.Н.Толстого описываются события, происходившие в России во времена правления Николая Первого. То было суровое время правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию общественной жизни. Композиционно рассказ состоит из двух частей: герой на балу и события, произошедшие с ним после бала.
Почему Иван Васильевич нигде не служил по рассказу Л. Н. Толстого После бала
Композиция произведения Л. Н. Толстого «После бала» представляет собой «рассказ в рассказе». Повествование начинается словами Ивана Васильевича, которого кратко представляет автор во вступлении. Речь идет о нравственных ценностях человеческой жизни, о том, «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно».
Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого После бала
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» развивает тему «срывания всех и всяческих масок» с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее бесправию, угнетению других. Но вместе с тем писатель заставляет читателей задуматься над такими нравственными категориями, как честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за все происходящее с ним и с обществом.
Нравственные категории в рассказе Толстого После бала
Нравственные категории: честь, долг, совесть – имеют огромное значение в духовной жизни человека. С их помощью человек определяет соответствие или несоответствие своей жизни общепринятым моральным нормам, а следовательно, и оценивает ее итог.
Роль композиции в рассказе Толстого После бала в раскрытии его идейно-художественного содержания
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» посвящен событиям жизни России времен Николая I. Это было время сурового правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию в общественной жизни. Рассказ композиционно состоит из двух частей: история героя на балу и после бала. Судя по заглавию, ясно, что «после бала» и для героя, и для автора происходящие события гораздо более важны.
Полковник на балу и после бала 3
Полковник на балу и после бала Автор: Толстой Л.Н. "У каждого человека три характера: тот, который ему приписыывают, тот, который он сам себе приписывает;
Полковник на балу и после бала 2
Полковник на балу и после бала Автор: Толстой Л.Н. Я прочитала рассказ Толстого «После бала», где одним из главных героев был полковник, отец Вареньки. Автор хотел показать читателям реальную картину того, как несправедлива порою бывает жизнь. И самое важное, что писатель вовсе не придумал несуществующую историю из головы, а описал произошедшие ранее события.
После бала. Л.Н.Толстой
"После бала". Л.Н.Толстой Автор: Толстой Л.Н. Прототипом главного героя рассказа «После бала» был брат Л.Н. Толстого Сергей Николаевич. Лишь через 50 лет Лев Николаевич напишет этот рассказ. В нем он повествует о том, как может измениться жизнь человека всего лишь за одно утро.
Моё отношение к Евгению Базарову
Евгений Базаров - главный герой романа "Отцы и дети". Он разночинец - демократ, убеждённый противник дворянско-крепостнического строя, материалист, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый.
После бала
Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца — Ивана Васильевича. Он честный и благородный человек.
Рассказ Л. Толстого После бала
Автор: Толстой Л.Н. 20 августа 1903 г. Лев Николаевич Толстой написал замечательный рассказ «После бала».Это рассказ о лицемерных и двуличных людях.
Утро, изменившее жизнь по рассказу После бала
Автор: Толстой Л.Н. Рассказ “После бала” Л.Н.Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем.
Утро, изменившее жизнь по рассказу Л. Н. Толстого После бала
Автор: Толстой Л.Н. События, которые описывает Л. Н. Толстой в своем рассказе “После бала”, не придуманы. Они происходили в России в 1853 году, и вот через пятьдесят лет писатель положил их в основу своего произведения. С самого начала создается впечатление, что этот рассказ про любовь, но это не так.
В чём драма Ивана Флягина
Автор: Лесков Н.С. Иван Флягин – крепостной крестьянин. Он молитвенный сын, то есть его мать обещала богу. Он об этом узнал только во сне. К Ивану во сне явился монах, и сказал, что тот (то есть Иван) должен служить богу, что он будет несколько раз умирать, но не умрёт. Иван обо всем забыл. Детство его повлияло на дальнейшую жизнь.
Загорский, Иван Васильевич украинский актёр
Иван Васильевич Загорский (1861—1908) — украинский актёр. Биография С отроческих лет был занят в любительских спектаклях. С 1879 года — в русской труппе Н. Н. Савина в Харькове. В 1880 году в труппе Г. Выходцева (Кременчуг) познакомился с М. Л. Кропивницким, с которым работал до 1888 года. В 1888—1900 годах — в труппе Н.
Ивано-Франковский областной комитет КП Украины
Ивано-Франковский (до 1962 Станиславский) областной комитет КП Украины - орган управления Ивано-Франковской (Станиславской) областной партийной организацией КП Украины (1939-1991 годы).
Самарин, Иван Васильевич
Введение 1 Биография 1.1 Адреса в Москве 2 Творчество 2.1 Роли в театре Список литературы Введение Иван Васильевич Самарин (1817, Петербург — 1885, Москва) — актёр театра, драматург и педагог.
Лавров, Иван Иванович актёр
Введение 1 Биография 2 Роли в театре Список литературы Введение Иван Иванович Лавров (1812—1890; настоящая фамилия Барсуков) — российский актёр и антрепренёр[1].
Иван Васильевич Белёвский
— князь, воевода, сын Василия Михайловича, брат Андрея и Василия. Первоначально служил Великому князю Литовскому. Не ясно, когда произошел его переход на службу к Великому князю Московскому. Однако уже в 1490 году посол Ивана III к польскому королю Казимиру Михаил Еропкин передавал жалобы на разбой совершаемый в отношении князя Ивана, со стороны князей Дмитрия и Семёна Воротынских.
Шуханов, Даниил Васильевич
Даниил Васильевич Шуханов (1745 – 1814), генерал-майор. Биография «Из молдавского шляхетства». В службе числился с 1755 в Бахмутском гусарском полку. Был участником двух русско-турецких войн второй половины XVIII в. За успешные действия при отбитии турецкого десанта на Кинбурнской косе 18 октября 1787 по представлению А.В.Суворова награждён орденом Св.Георгия 4-го кл. № 242
Аргамаков, Иван Васильевич
Аргамаков, Иван Васильевич Иван Васильевич Аргамаков (1763 – 1834), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор Биография Из дворян Рязанской губернии. Отец – премьер-майор. 1 января 1775 записан каптенармусом в л.-гв. Измайловский полк, с 1 января 1783 преведён вахмистром в л.-гв.
Бух, Николай Константинович
Бух Николай Константинович (6 ноября 1853 — после 1934), русский революционер-народник. Кличка «Иван Васильевич». Из семьи высокопоставленного чиновника.