Панорамное изображение жизни общества в поэме Гоголя Мертвые души
Каждый художник стремится создать такую жемчужину, которая бы нашла достойное место в его творчестве. Венцом творчества Николая Васильевича Гоголя считается поэма «Мертвые души».
Темой произведения стало изображение действительности крепостнической России, а действительность эта невероятна, потому что с точки зрения здравого смысла там могут происходить самые невероятные события.
Николаевская Россия показана автором через страшные обиды ее хозяев. Н. Гоголь создал портрет помещичьего класса, который состоит из пьяных офицеров, игроков или просто маниловых, собакевичей, коробочек и плюшкиных.
Большое обобщающее значение имеют сатирические образы Гоголя. Они разворачиваются далеко за пределы разоблачения феодально-крепостнического общества.
В Плюшкина гниет хлеб, пропадает зря все то, что могло бы обеспечить жизнь умирающим от голода крестьянам.
Все другие помещики: и Манилов, и Коробочка, и Ноздрев, и Собакевич — воспринимаются вроде бы двойным зрением: во-первых, мы видим их такими, которыми они кажутся себе, а, во-вторых, такими, которыми они являются в действительности. Сравнивать образы помещиков не стоит. Ведь они сугубо индивидуальны, хотя есть один признак, за которым эти образы совмещаются в цепочку: в течение произведения свертывается их античеловеческая сущность.
Но картина русской жизни не может быть полной без показа жизни крепостного семейства под властью помещиков. Это картина голода, бедности, притеснения: «Попадались вытянутые по снурку деревни, постройкой похожие на старые кладеные дрова, покрытые серыми крышами с резными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников». Понятно, почему крепостные умирают от лихорадки, ведь: «у Плюшкина для всей дворни, были одни только сапоги, которые должны были всегда находится в сенях. Всякий призываемый в барские покои обыкновенно отплясывал через весь двор босиком, но, входя в сени, надевал сапоги и таким уже образом являлся в комнату». Понятно, как жили дворовые селяне осенью и зимой, не говоря уже о голоде. И хотя люди «низкого происхождения» показаны автором не крупным планом, а в целом, однако показ народной жизни в произведении является очень важным. Но все же есть в поэме образы крестьян, которые поражают меткостью своего показа. Это и девочка Пелагея, которая не знает, где право, а где лево, и мальчик Прошка в больших сапогах, и те трудовики — плотники, каменщики, которые вошли в списки умерших крестьян.
Образ Павла Ивановича Чичикова олицетворяет внутренний конфликт между приличной внешностью и внутренней подлостью, однако в произведении он является лишь средством исследования коренных проблем тогдашней действительности. Ведь в композиционном плане главное место в поэме занимает изображение помещичьего и чиновнического мира, без которого панорамная жизнь общества невозможна.
Даже в противопоставлении показа сонной жизни помещиков и резвого быта губернского города есть что-то поразительное. Сначала кажется, что попадаешь в другой мир — мир страстей и жизни, а оказывается, что город так же мертвенно существует, как и имения. И хотя чиновников Н. Гоголь изображает менее детально, чем помещиков, однако именно они создают коллективный портрет губернской власти. Писатель раскрывает отношение представителей этой власти к своим служебным и государственным обязанностям, которые воспринимаются как средство для развращенной сытой жизни: «Вон видел, какими щегольскими заграничными вещицами заводились таможенные чиновники, какие фарфоры и батисты пересылали кумушкам, тетушкам и сестрам. Не раз давно уже он говорил со вздохом: «Вот бы куда перебраться: и граница близко, и просвещенные люди, а какими тонкими голландскими рубашками можно обзавестись!». Надобно добавить, что при этом он подумывал еще об особенном сорте французского мыла.» Вот оно, еще одно проявление мертвой души!
Следовательно, тема мертвых душ в поэме Гоголя возникает в важнейшем и самом глубоком значении: общество николаевской России не воспринимало живую человеческую душу и человеческие отношения, поднося мертвую душу денег и всех проявлений обогащения.
Темой произведения стало изображение действительности крепостнической России, а действительность эта невероятна, потому что с точки зрения здравого смысла там могут происходить самые невероятные события.
Николаевская Россия показана автором через страшные обиды ее хозяев. Н. Гоголь создал портрет помещичьего класса, который состоит из пьяных офицеров, игроков или просто маниловых, собакевичей, коробочек и плюшкиных.
Большое обобщающее значение имеют сатирические образы Гоголя. Они разворачиваются далеко за пределы разоблачения феодально-крепостнического общества.
В Плюшкина гниет хлеб, пропадает зря все то, что могло бы обеспечить жизнь умирающим от голода крестьянам.
Все другие помещики: и Манилов, и Коробочка, и Ноздрев, и Собакевич — воспринимаются вроде бы двойным зрением: во-первых, мы видим их такими, которыми они кажутся себе, а, во-вторых, такими, которыми они являются в действительности. Сравнивать образы помещиков не стоит. Ведь они сугубо индивидуальны, хотя есть один признак, за которым эти образы совмещаются в цепочку: в течение произведения свертывается их античеловеческая сущность.
Но картина русской жизни не может быть полной без показа жизни крепостного семейства под властью помещиков. Это картина голода, бедности, притеснения: «Попадались вытянутые по снурку деревни, постройкой похожие на старые кладеные дрова, покрытые серыми крышами с резными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников». Понятно, почему крепостные умирают от лихорадки, ведь: «у Плюшкина для всей дворни, были одни только сапоги, которые должны были всегда находится в сенях. Всякий призываемый в барские покои обыкновенно отплясывал через весь двор босиком, но, входя в сени, надевал сапоги и таким уже образом являлся в комнату». Понятно, как жили дворовые селяне осенью и зимой, не говоря уже о голоде. И хотя люди «низкого происхождения» показаны автором не крупным планом, а в целом, однако показ народной жизни в произведении является очень важным. Но все же есть в поэме образы крестьян, которые поражают меткостью своего показа. Это и девочка Пелагея, которая не знает, где право, а где лево, и мальчик Прошка в больших сапогах, и те трудовики — плотники, каменщики, которые вошли в списки умерших крестьян.
Образ Павла Ивановича Чичикова олицетворяет внутренний конфликт между приличной внешностью и внутренней подлостью, однако в произведении он является лишь средством исследования коренных проблем тогдашней действительности. Ведь в композиционном плане главное место в поэме занимает изображение помещичьего и чиновнического мира, без которого панорамная жизнь общества невозможна.
Даже в противопоставлении показа сонной жизни помещиков и резвого быта губернского города есть что-то поразительное. Сначала кажется, что попадаешь в другой мир — мир страстей и жизни, а оказывается, что город так же мертвенно существует, как и имения. И хотя чиновников Н. Гоголь изображает менее детально, чем помещиков, однако именно они создают коллективный портрет губернской власти. Писатель раскрывает отношение представителей этой власти к своим служебным и государственным обязанностям, которые воспринимаются как средство для развращенной сытой жизни: «Вон видел, какими щегольскими заграничными вещицами заводились таможенные чиновники, какие фарфоры и батисты пересылали кумушкам, тетушкам и сестрам. Не раз давно уже он говорил со вздохом: «Вот бы куда перебраться: и граница близко, и просвещенные люди, а какими тонкими голландскими рубашками можно обзавестись!». Надобно добавить, что при этом он подумывал еще об особенном сорте французского мыла.» Вот оно, еще одно проявление мертвой души!
Следовательно, тема мертвых душ в поэме Гоголя возникает в важнейшем и самом глубоком значении: общество николаевской России не воспринимало живую человеческую душу и человеческие отношения, поднося мертвую душу денег и всех проявлений обогащения.