Сравнительная характеристика двух героев в произведении помогает автору ярче и нагляднее изобразить своих персонажей. При сопоставлении образы героев могут раскрыться с самой неожиданной стороны. Так произошло с Челкашем и Гаврилой из рассказа М. Горького «Челкаш».
Челкаш – представитель «дна» большого города. Он хорошо знаком всем, работающим в гавани, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Автор подчеркивает его сходство с хищником – «старый травленый волк», у него усы, как у кота, и особенно он похож на степного ястреба своей «хищной худобой» и «прицеливающейся» походкой.
Гаврила приехал из деревни на заработки, но неудачно. Он добродушный, доверчивый и, по определению Челкаша, похож на теленка. Гаврила соглашается работать с Челкашем, потому что ему нужны деньги, но он не знает, о какой работе идет речь. Гаврила доверяет Челкашу, особенно когда их кормят в трактире в кредит, это для Гаврилы доказательство, что Челкаш – уважаемый в городе человек.
Оба героя ценят свободу, но понимают ее по-разному. Для Гаврилы это материальное благополучие. Тогда он сможет вернуться домой, поправить хозяйство, жениться. Нет денег – придется идти «в зятья» и во всем зависеть от тестя, батрачить на него. Челкаш не дорожит деньгами, для него свобода – понятие более широкое. Он свободен от собственности, от семьи, с которой давно расстался, от общественных условностей. У него нет корней, ему все рав-но, где жить, но он любил море. Автор подчеркивает сходство морской стихии, бескрайней и мощной, и свободолюбивой натуры героя. На море он чувствовал, что его душа очищается «от житейской скверны». Гаврила же, наоборот, боится моря, отсутствие почвы под ногами вселяет в него страх. Челкаш знает, на что идет, и не боится рисковать. Гаврила, поняв, во что его втянули, напуган до смерти. Он боится и того, что его поймают, и греха – загубить свою душу.
Увидев у Челкаша пачку денег, Гаврила забывает о грехе и согласен за деньги снова пойти на воровство. Душу-то ведь, может, и «не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься». Он униженно валяется у Челкаша в ногах, выпрашивая деньги, и в эту минуту автор показывает нравственное превосходство Челкаша: он «чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, – никогда не будет таким жадным, таким, не помнящим себя».
Его достоинство и презрение к духовному рабству человека вызывают уважение и восхищение автора. А жадность Гаврилы такова, что он готов пойти ради денег на убийство, и действительно совершает такую попытку. Он раскаивается потом в ней, но деньги, предложенные Челкашем, взял.
Поэтому при сопоставлении этих двух героев мы видим, что Челкаш – человек более гордый и свободный, и симпатии автора на его стороне.
Другие работы по теме:
Горький м. - Мое отношение к творчеству а. м. горького
Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. А.М.Горький. Недавно узнал, что Горький вносил большие суммы в партийную кассу большевиков и был одним из главных их, выражаясь современно, спонсоров. Думаю, что пролетарское происхождение писателя, его бродячая жизнь в юности и раннее знакомство с
Челкаш и Гаврила по рассказу М. Горького Челкаш
Раннее творчество Горького (90 е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький.
Проблематика ранней прозы Максима Горького
Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что Горький являлся гуманистом, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, место Бога в его сознании занимал человек, но человек не обычный, а стоящий выше окружающих его людей, способный повести за собой толпу, способный на высшее самопожертвование, — Человек с большой буквы.
Проблема положительного героя в рассказе Горького Челкаш
Ранние рассказы М. Горького затрагивают важнейшие проблемы взаимоотношений человека и общества. Особую роль играет в мировоззрении автора проблема положительного героя. Кто изменит окружающий мир? Каким должен быть положительный герой? Как он будет жить, к чему стремиться? Все эти вопросы затрагивает Горький в рассказах 90-х годов, одним из которых является «Челкаш».
Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького
Автор: Горький М. М. Горький сформировался как человек и как писатель в конце 19 века, одновременно с началом нового периода освободительного движения в России, что наложило определенный отпечаток на все творчество писателя, особенно на его ранние произведения – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе» и другие.
Роль пейзажа в рассказе
Автор: Горький М. План Введение Рассказ М. Горького начала 90-х годов ХIХ века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений, но и природе в рассказе отводится большое место.
Образ Челкаша в рассказе Горького Челкаш
Образ Челкаша в рассказе Горького "Челкаш" Автор: Горький М. Челкаш… Нищий. Он ходил босым, в старых, вытертых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом. Он был человеком никому не нужным, у него не было друзей, грубо говоря, он был отбросом общества. Его не интересовало завтра, он жил сегодняшним днём: “Лишь бы было хорошо сегодня, а на завтра - мы подумаем завтра”.
Образы Челкаша и Гаврилы по рассказу М. Горького Челкаш
Образы Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького "Челкаш" ) Автор: Горький М. МАКСИМ ГОРЬКИЙ В РАССКАЗЕ «ЧЕЛКАШ» РАСКРЫВАЕТ ПЕРЕД НАМИ ДВА, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ВЕСЬМА ПОХОЖИХ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗА. ОБРАТИМСЯ К КАЖДОМУ ИЗ НИХ И ПОПРОБУЕМ НАЙТИ, В ЧЁМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РАЗЛИЧИЕ.
Размышления над рассказом М. Горького Старуха Изергиль
Автор: Горький М. “Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”, — так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В “Старухе Изергиль” отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям Горького и продолжает романтическую линию (“Макар Чудра”, “Челкаш”), в которой наиболее сильно сказалось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.
Сочинение по рассказу Горького Челкаш
Автор: Горький М. Для начала перескажу рассказ, потом скажу о его месте в творчестве писателя и озвучу основную мысль. Рассказ начинается с описания гавани: “Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извозчих телег...” Далее автор описывает появление в гавани Челкаша, старого травленного волка, хорошо знакомого гаванскому люду, заядлого пьяницу и ловкого, смелого вора.
Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького на примере одного из рассказов Челкаш.
Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького на примере одного из рассказов ("Челкаш"). Автор: Горький М. Жизнь сера, а русская в особенности, но зоркий глаз М.Горького скрашивал тусклость обыденщины. Полный романтических порывов, Горький сумел найти живописную яркость там, где до него видели одну бесцветную грязь, и вывел перед изумленным читателем целую галерею типов, мимо которых прежде равнодушно проходили, не подозревая, что в них столько захватывающего интереса.
Гордый человек М. Горького по рассказу М. Горького Челкаш
"Гордый человек" М. Горького (по рассказу М. Горького "Челкаш") Автор: Горький М. "Челкаш" - один из ранних романтических рассказов М. Горького. Он принадлежит к циклу произведений писателя о босяках-оборванцах и уголовниках, образы которых в литературе того времени были мрачны и угнетающие однобоки.
Мое отношение к творчеству А.М.Горького
В наследии любого писателя что-то может нравится, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества А. М. Горького.
Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш»
Рассказ начинается с описания гавани: “Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извоз-чих телег...” Далее автор описывает появление в гавани Челкаша, старого травленного волка, хорошо знакомого гаванскому люду.
Босяки — герои или жертвы?
Горький не только показал жертв несправедливого общественного строя, но глубоко проник в их психологию, раскрыл индивидуальное своеобразие личности каждого, даже самого забитого человека.
Своеобразие романтических рассказов М. Горького
М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом.
Роль природы в произведениях М. Горького
В произведениях русских писателей природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески одаренным человеком.
Герои ранней романтической прозы М.Горького.
Автор: Горький М. Горький – автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Чехову он говорил: «Нужно быть извергом добродетели, чтоб любить, жалеть, помогать жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы». Репину же он утверждал обратное: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека.
Пейзаж в рассказе М. Горького Челкаш
Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие.
Жизнь помещиков по поэме Кому на Руси жить хорошо
Автор: Некрасов Н.А. Н.А.Некрасов написал замечательную поэму “Кому на Руси жить хорошо”. Ее написание было начато в 1863 году – через два года после отмены крепостного права в России. Именно это событие и стоит в центре поэмы. Главный вопрос произведения можно понять из заглавия – это проблема счастья.
Челкаш. Горький М.
“Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль; оно почти не отражается в воде... В порту царит суета и неразбериха. Люди в этом шуме кажутся ничтожными."
Метель. Повести Белкина. Пушкин А.С.
В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**”. Он имел семнадцатилетнюю красавицу дочь, воспитанную на французских романах.
Рында оруженосец
Рында — оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России XVI-XVII веков. История Рынды сопровождали царя в походах и поездках. Во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона с бердышами на плечах. Набирались из юношей знатного происхождения. Во время приема иностранных послов рынды стояли по обе стороны царского трона, с маленькими топориками; стоять по правую сторону считалось более почетным (отсюда местничество).
Галицкая четверть
(четь) — название областного приказа, ведавшего, главным образом, финансовым управлением, а затем и судом приписанных к нему городов и земель. Судебной компетенции чети подлежали люди всех чинов, проживавшее в городах, ей подведомственных. В ней сосредоточивались все отрасли суда, кроме разбойных дел и дел наместных и вотчинных.
Владимирская четверть
(Владимирская четь) — финансовое учреждение Московского государства XVII века. Упоминается в письменных источниках с конца XVI века. Четь — от слова четверть. После взятия Казани к существовавшим Владимирской, Новгородской и Рязанской третям добавилось Царство Казанское. Административные единицы начали называться четверть, или четь.
Приказ Большой казны
Неволин относит учреждение его ко времени Иоанна III, хотя достоверно известно его существование только в царствование Иоанна IV. Ведал его тот же боярин, что и стрелецкий приказ, с ним были в товарищах думный дворянин и 2—3 дьяка.
Александр. Невская битва
План Введение 1 Сюжет 2 В ролях 3 Съёмочная группа 4 Дополнительные факты 5 Цитаты Введение «Александр. Невская битва» — исторический фильм режиссёра Игоря Каленова. Вышел в российский прокат 1 мая 2008 года.