Евангельские мотивы в прозе Достоевского
Достоевский по праву считается христианским писателем. Все его произведения пронизывает мысль о том, что человечество, забывшее христианские заповеди добра и милосердия, пораженное болезнью индивидуализма неминуемо ждут катастрофические последствия. Каждый из его романов — это пророчество и предупреждение, попытка воззвать к совести и требование принять нравственный закон. Вот почему так важны в произведениях Достоевского евангельские мотивы.
Они органично входят в структуру первого из его «великих» романов — «Преступление и наказание». В центре его находится идея индивидуализма, связанная с образом Раскольникова. Ей противопоставлена идея христианского смирения и искупительного страдания, воплощенная в образе Сонечки Мармеладовой. В соответствии с этим с каждым из героев связан целый комплекс евангельских мотивов.
Основывая сюжет романа на истории идеологического преступления Раскольникова, Достоевский ставит вопрос о том, что происходит в душе убийцы и какие последствия для личности преступника несет нарушение не столько юридического, сколько нравственного закона — одной из главных христианских заповедей: не убий. Этот мотив является сквозным, определяющим все основные сюжетные повороты романа. Раскольников, убивая старуху-процентщицу, отступил от Бога, а его наказание– это не каторжные работы, а нравственные терзания, муки совести, которые герой испытывает задолго до того, как состоялся суд и он отправился на каторгу. Это, по Достоевскому, «наказание опричь каторги», которое, по сути, и толкает героя к признанию, а страдания, которые испытывает осужденный преступник на каторге, — это наоборот путь к очищению и возрождению его души.
Так в роман входит другой основополагающий евангельский мотив: мотив искупительного страдания и жертвенной любви. Он пронизывает образ Сонечки. Вся ее жизнь отдана служению идеалам добра. Как и сестра Раскольникова Дуня, она готова принести себя в жертву ради других людей. Она тоже «преступила» христианскую заповедь, став блудницей, но сила ее сострадательной любви такова, что она остается чиста. При этом самоотверженность Сони далека от простого смирения, она направлена на спасение погибающих. Ее жертвенность — отражение крестной жертвы Христа. Вот почему именно к ней идет Раскольников за помощью, истерзанный муками совести.
Кульминационная сцена романа — признание Раскольникова в своем преступлении Сонечке — не случайно вся овеяна евангельскими образами и мотивами. За чтением Вечной Книги сошлись убийца и блудница. Но Соня оказалась не только жертвой этого мира, но и активным борцом с его злом. Она читает легенду о воскрешении Лазаря, чтобы вернуть Раскольникову веру, надежду, любовь, укрепить его на пути раскаяния. Его дерзкое своеволие оказалось надломлено, бунт героя начинает склоняться к смирению. Символично, что из рук Сони Раскольников принимает «простонародный крестик». Путь обновления героя — это путь признания народной веры, христианского взгляда на жизнь, который исповедует Соня. Достоевский считал, что именно народ сохраняет исконные основы веры и нравственности, а потому призывал всех соединиться с «почвой», то есть народом. Писатель был убежден, что только на пути к евангельской мудрости человек может оставаться человеком, и показал это в своем романе.
Они органично входят в структуру первого из его «великих» романов — «Преступление и наказание». В центре его находится идея индивидуализма, связанная с образом Раскольникова. Ей противопоставлена идея христианского смирения и искупительного страдания, воплощенная в образе Сонечки Мармеладовой. В соответствии с этим с каждым из героев связан целый комплекс евангельских мотивов.
Основывая сюжет романа на истории идеологического преступления Раскольникова, Достоевский ставит вопрос о том, что происходит в душе убийцы и какие последствия для личности преступника несет нарушение не столько юридического, сколько нравственного закона — одной из главных христианских заповедей: не убий. Этот мотив является сквозным, определяющим все основные сюжетные повороты романа. Раскольников, убивая старуху-процентщицу, отступил от Бога, а его наказание– это не каторжные работы, а нравственные терзания, муки совести, которые герой испытывает задолго до того, как состоялся суд и он отправился на каторгу. Это, по Достоевскому, «наказание опричь каторги», которое, по сути, и толкает героя к признанию, а страдания, которые испытывает осужденный преступник на каторге, — это наоборот путь к очищению и возрождению его души.
Так в роман входит другой основополагающий евангельский мотив: мотив искупительного страдания и жертвенной любви. Он пронизывает образ Сонечки. Вся ее жизнь отдана служению идеалам добра. Как и сестра Раскольникова Дуня, она готова принести себя в жертву ради других людей. Она тоже «преступила» христианскую заповедь, став блудницей, но сила ее сострадательной любви такова, что она остается чиста. При этом самоотверженность Сони далека от простого смирения, она направлена на спасение погибающих. Ее жертвенность — отражение крестной жертвы Христа. Вот почему именно к ней идет Раскольников за помощью, истерзанный муками совести.
Кульминационная сцена романа — признание Раскольникова в своем преступлении Сонечке — не случайно вся овеяна евангельскими образами и мотивами. За чтением Вечной Книги сошлись убийца и блудница. Но Соня оказалась не только жертвой этого мира, но и активным борцом с его злом. Она читает легенду о воскрешении Лазаря, чтобы вернуть Раскольникову веру, надежду, любовь, укрепить его на пути раскаяния. Его дерзкое своеволие оказалось надломлено, бунт героя начинает склоняться к смирению. Символично, что из рук Сони Раскольников принимает «простонародный крестик». Путь обновления героя — это путь признания народной веры, христианского взгляда на жизнь, который исповедует Соня. Достоевский считал, что именно народ сохраняет исконные основы веры и нравственности, а потому призывал всех соединиться с «почвой», то есть народом. Писатель был убежден, что только на пути к евангельской мудрости человек может оставаться человеком, и показал это в своем романе.