Глубоко
веруя в духовную силу народа, Лесков тем не менее был далек от его идеализации
и от сотворения кумиров. Писатель свою позицию объяснял тем, что он "изучал
народ не но разговорам с петербургскими извозчиками", а "вырос в
народе" и что ему "не пристало ни поднимать народ на ходули, ни
класть его себе под ноги".
Подтверждением
писательской объективности может служить "Сказ о тульском косом Левше и
стальной блохе", оцененный в свое время критикой как "набор шутовских
выражений в стиле безобразного юродства". В отличие от других сказовых
произведений Лескова рассказчик из народной среды не имеет конкретных черт.
Этот аноним и выступает от лица неопределенного множества как его своеобразный
рупор. В народе всегда бытуют разнообразные толки, передаваемые из уст в уста и
обрастающие в процессе такой передачи всевозможными домыслами, предположениями,
новыми подробностями. Легенда творится народом, и такой свободно сотворенной,
воплощающей "народный глас" она и предстает в "Левше".
При
всем внешнем простодушии повествования рассказ Лескова имеет "двойное
дно". Воплощая народные представления о русских самодержцах,
военачальниках, о людях другой нации, о себе самих, простодушный рассказчик
знать ничего не знает, что думает о том же самом создавший его автор. Но
лесковская "тайнопись" позволяет отчетливо услышать и авторский
голос. И голос этот говорит, что властители отчуж-дены от народа, пренебрегают своим
долгом перед ним, что правители эти привыкли к власти, которую не надо
оправдывать наличием собственных достоинств, что не верховная власть озабочена
честью и судьбой на-. ции, а простые тульские мужики. Они-то берегут честь и
славу России и составляют ее надежду. Однако автор не скрывает, что тульские
мастера, сумевшие подковать английскую блоху, в сущности, испортили
механическую игрушку, потому что "в науках не зашлись", что они,
"лишенные возможности делать историю, творили анекдоты".
"Истинно
русский человек" то посрамляет иноземцев, то оказывается в зависимости от
их "системы". Находя общечеловеческое в жизни разных народов и
стремясь постичь настоящее и будущее России в связи с ходом исторических
процессов в Европе, Лесков вместе с тем отчетливо сознает своеобразие своей
страны. При этом он не впадает в крайности западничества и славянофильства, а
удерживается на позиции объективного художнического исследования. Как удается
"насквозь русскому" писателю и человеку, страстно любившему Россию и
свой народ, найти меру такой объективности? Ответ в самом творчестве Лескова.
Тульский
Левша, несмотря на все посулы англичан, остается верен своей неблагодарной, но
милой сердцу родине. Другой же лесковскип герой — Иван Никитич Сипачев не
оправдал упований своей родни и неожиданно для всех (и в первую очередь для
себя) умер "немцем". История "онемечивания" "истинно
русского человека" выглядит поначалу комически. Однако по мере
развертывания повествования автор приобщает читателя к очень серьезным
размышлениям о воинствующем пруссачестве, о его постоянном стремлении к
германизации соседних народов. Злободневная во времена Лескова проблема эта с
небывалой остротой встанет перед людьми XX века.
Другие работы по теме:
Слог
Фонетические слоги. Морфемное членение. Перенос слова.
Судебная реформа (Контрольная)
Конституционное право РФ Вариант 4 ПЛАН: 1. Судебная реформа в РФ в условиях формирования правового демократического государства.
Маяковский в. в. - Маяковский
Маяковский о месте поэта в рабочем строю alignjustifyМаяковский о месте поэта в рабочем строю рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе.
Лесков н. с. - Сюжет и проблематика повести очарованный странник
Сочинение Сюжет и проблематика повести. Очарованный странникСочинение Сюжет и проблематика повести. Очарованный странник alignjustifyСочинение Сюжет и проблематика повести. Очарованный странникПовесть Лескова Очарованный странник появилась в году в результате поиска автором ответа на вопрос существуютли на земле праведники.
Служение отечеству главная идея творчества Михаила Ломоносова
Вся жизнь Михаила Васильевича Ломоносова — это жизнь труженика, борца за процветание России. С именем этого деятеля связана история открытия первого русского университета в Москве, история развития самых разнообразных отраслей знания и наук. Пришедший в Москву пешком, сносивший насмешки слушателей академии, которые все были гораздо моложе его, Ломоносов уже в юности видел главную цель своей жизни — служить России, поставить ее на один уровень с европейскими государствами.
Образ Левши в рассказе Лескова Левша
Образ Левши в рассказе Лескова 8220 Левша 8221 Отличительные свойства прозы Н.С. Лескова – сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, неоднозначность авторских оценок персонажей – в полной мере появились в одном из самых известных произведений писатель “Левше”. Заглавный герой, внешне ничем особенным не выделяющийся (”на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”), является в то же время, по утверждению самого автора, самым искусным среди тульских оружейников.
Русская история в рассказе Николая Лескова Левша
Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту таких творцов литературы, как Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания ее бытовых загадок и тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников.
Творчество Н.С. Лескова Рассказ Очарованный странник
Автор: Лесков Н.С. Жизнь Лескова полна противоречий. Крайний социалист, сочувствующий всему антиправительственному, нигилист, вхожий в такие опасные места, как “коммуны”. Потом — антинигилист, угождающий правительству, подозреваемый чуть ли не в услугах Третьему отделению. И дальше — бытописатель, знаток “углов”, бесхитростный рассказчик анекдотов.
В чём очарование Ивана Флягина поповести Н.С. Лескова Очарованный странник
В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н.С. Лескова "Очарованный странник") Автор: Лесков Н.С. Повесть "Очарованный странник" была написана Н. С. Лесковым в 1873 году. Главной в творчестве Н. С. Лескова, в том числе и в "Очарованном страннике", является тема личности, освобождающейся от сословных уз.
Смысл названия повести Н. С. Лескова Очарованный странник
Автор: Лесков Н.С. Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами «очарованный» и «странник»? Первоначальное название повести "Очарованный странник" - "Черноземный Телемак".
О назначении поэта и поэзии
Автор: Пушкин А.С. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли. Глаголом жги сердца людей. А. Пушкин К размышлениям о сути поэзии, ее великой миссии на земле Пушкин возвращался в своем творчестве неоднократно. В разные годы его кумирами были Чаадаев и Шенье, Наполеон и Байрон...
Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова "Левша"
У "Левши" удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом.
Раннехристианские легенды в произведениях Н. С. Лескова
От рассказов о русских страдальцах и чудаках Николай Семенович Лесков логически переходил к легендам на темы раннехристианской литературы «Скоморох Памфалов», «Гора" «Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-Жидовине».
Мир образов Лескова
Николай Семенович Лесков — самобытный русский писатель, популярность которого растет год от года. Чем больше и чаще возникает разговоров о загадочной русской душе, тем охотнее вспоминают Лескова.
Смысл странствий Ивана Флягина
Главной в творчестве Н. С. Лескова является тема личности, освобождающейся от сословных уз. Эта тема исторически связана с теми социальными процессами, которые происходили в России после отмены крепостного права.
Женские образы в произведениях Н. С. Лескова
Изображение идеала женщины у Лескова насквозь пронизано духовностью. В этом причина восхищенного удивления, которое вызывают у читателя замечательные образы обаятельных женщин, воссозданных Лесковым
Кто виноват в страданиях героини По рассказу Лескова Старый гений
Рассказ Н.С. Лескова «Старый гений» наглядно изображает противоречия российской действительности. Огромная разница между образом жизни высших слоев общества и человека из народа, равнодушие слуг закона к маленькому человеку и игнорирование этого закона высшими – все это раскрывает Лесков в своем произведении.
Кто виноват в страданиях героини по рассказу Н. С. Лескова Старый гений
Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов.
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова Левша
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Автор: Лесков Н.С. Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа.
Смысл названия повести Николая Лескова Очарованный странник
Смысл названия повести Николая Лескова 8220 Очарованный странник 8221 Ключевой в творчестве Н. С. Лескова считается проблема личности, избавляющейся от сословных пут. Данный вопрос исторически спаян с теми общественными течениями, случались в России следом за отменой крепостного права. В особенности значима для постижения смысла и хода настоящей задачи повесть “Очарованный странник”, вошедшая в цикл произведений о праведниках земли русской.
Аветян, Григор Карапетович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 3 Роли в кино Введение Григо́р Карапе́тович Аветя́н (20 января 1870—15 мая 1946) — армянский советский актёр,народный артист Армянской ССР (1935).
Алексеев, Борис Алексеевич
Введение 1 Биография 2 Работы 3 Награды и звания Список литературы Введение Алексеев Борис Алексеевич (27 апреля 1911, Байсубаково, Чебоксарский уезд, Казанская губерния, Российская империя — 3 мая 1973, Чебоксары) — чувашский советский актёр, народный артист СССР (1969).
Русский народный календарь
План Введение 1 Описание 2 Предметы для отслеживания Список литературы Введение Русский народный календарь — циклическое собрание русских народных праздников, обрядов и обычаев, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года. Как правило был соотнесён с православным месяцесловом[1].
Список музыкантов и певцов, связанных с Ташкентом
Ташкент посещали, в нём жили и работали многие выдающиеся музыканты и певцы В том числе: Виктор Александрович Успенский (1879—1949) — музыкант-этнограф, композитор, народный артист Туркмении (1929) и Узбекистана (1937), доктор искусствоведения (1943). Исследователь музыкальной культуры Средней Азии, автор музыкальной драмы «Фархад и Ширин» (1936), профессор Ташкентской консерватории (с 1936).
Любовь и боль за Россию в сказке Н С Лескова Левша
У "Левши" удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но в одном критики были согласны: автор наслушался рассказов тульских мастеровых и "состряпал" из них своего "Левшу".
Лесков Н.С.
Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 переселился в Петербурге.