Творчество Альбера Камю — одна из вершин европейской литературы XX века. Писателю удалось отразить тенденции в духовной жизни поколения, принимавшего непосредственное участие во Второй мировой войне. Кроме того, Камю стал одним из зачинателей философии экзистенциализма — учения о трагическом одиночестве человека во враждебном мире.
Повесть «Посторонний» можно считать художественным манифестом экзистенциализма. Любопытно то, как отозвался один из читателей на вопрос, нравится ли ему «Посторонний».
— «Посторонний»? — переспросил тот. — Это повесть, где главный герой убил араба только потому, что было жарко? Нет, не понравилась.
Эта реплика очень удачно характеризует повесть. При поверхностном прочтении сюжет произведения кажется абсурдным и скучным, а язык, которым он описан — сухим и безжизненным. И только при внимательном изучении «Посторонний» оказывается самым настоящим шедевром европейской литературы.
Герой «Постороннего» — человек, лишенный привязанностей. Поражает его поведение на похоронах матери: герой наблюдает за происходящим с полным равнодушием, сознавая себя зрителем бездарного и дурно сыгранного спектакля. Красота окружающего мира кажется ему просто приманкой, которая заставляет людей жить. Его любовь к женщине на поверку оказывается просто средством от скуки. Смысл человеческого существования ускользает от главного героя «Постороннего». В итоге он совершает бессмысленное убийство и предстает перед судом. Интересно, что позиция постороннего играет с главным героем повести злую шутку: его холодность на похоронах матери суд расценивает как еще одно доказательство его испорченности, черствости и крайнего цинизма.
Но «посторонний» не циничен, не черств и вовсе не пресыщен жизнью, как это может показаться. К сожалению, в огромном мире не нашлось ничего, что разбудило его истинную природу, а с ней человечность, эмоциональность, наконец, элементарную способность сострадать. Мир принял его, но принял как пасынка, отщепенца, нелюбимого ребенка.
То, с каким вниманием Камю демонстрирует душевный мир героя повести, доказывает: для писателя «посторонний» частный случай, не случайное отклонение от общечеловеческой нормы, а некая закономерность, восторжествовавшая в мире.
«Голый человек на голой земле» — под таким лозунгом в пятидесятые годы XX века выступали экзистенциалисты. Но помещая человека в безвыходную, по сути, ситуацию, они отнюдь не призывали к равнодушному терпению и отрешенному принятию реальности. Экзистенциалисты всегда говорили о борьбе человека за свое человеческое достоинство — пусть эта борьба лишена всякого подобия смысла. Солдат, атакующий в одиночку несокрушимый дот, может служить образом, иллюстрирующим «экзистенциальный бросок».
Там, где другой философ-экзистенциалист, Сартр, видел лишь «тошноту», которая одолевает человека, оставшегося один на один с миром, Камю находил отправную точку для борьбы. Жизнь писателя доказывает честность его мыслей: Камю был деятельным участником движения Сопротивления, настоящим борцом с нацизмом.
«Посторонний» Камю — это повесть-констатация, повесть — отправная точка, а не финал. Если судить по другим произведениям Камю, например, по роману «Чума», то «посторонний» в конце концов встал бы на путь активного вмешательства в дела мира, и начал бы он, вероятно, с переделки самого себя.
Повесть «Посторонний» сегодня звучит более чем актуально. В мире вновь зародилось большое зло — терроризм, пожалуй, даже более страшное, чем нацизм. И каждый человек должен проявить всю свою бдительность, силу воли, выдержку, чтобы противостоять ему. «Зло гибнет на мгновенье раньше, чем падает сраженным последний защитник крепости Добра». Будем помнить этот афоризм, чтобы не стать однажды «посторонними» в нашем сложном меняющемся мире!
Другие работы по теме:
Эстетика
Родоначальник философского экзистенцианализма. Французский философ и литератор Жан-Поль Сартр. Выступления мировой общественности против фашизма, колониализма, национализма. Буржуазная теория "искусство для искусства". Выражение эстетических взглядов.
Экзистенциализм
Исходным пунктом экзистенциализма является категория существования («экзистенция»). Такое существование, лишенное какой бы то ни было качественной определенности, противопоставляется внешнему миру, обществу, оно абсолютизируется, превращается в нечто такое, что обладает собственной, абсолютно независимой жизнью.
Атеистический экзистенционализм
Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Атеистический экзистенциализм исходит из положения: Богa нет, а поэтому человеку все позволено. Иначе говоря, человек живет в мире, где религиозная надежда умерла, а поэтому человеку как бы надо жить без высшего смысла и благодати.
Экзистенциализм 7
Министерство образования Российской Федерации МОУ СОШ с. Дмитряшевка Хлевенского р-на Липецкой области Дмитряшевка 2009 г. Содержание Введение 3 Французский экзистенциализм 5
Паскалю Пиа. Миф о Сизифе
Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) — философское эссе Альбера Камю, написанное им в 1942 году. Считается программным произведением в философии абсурдизма.
Экзистенциализм
Экзистенциализм (от лат. existentia - существование) - философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий.
Пограничная ситуация и человек
Экзистенциальная философия повернула внимание современной культуры к проблеме смерти. "Быть или не быть" индивиду - тема в философии человека XX века еще более популярная, чем во времена Шекспира.
Альбер Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде
Исследование связи абсурдности с самоубийством. Описания истории героини произведения А. Барбюса "Нежность". Характеристика воздействия абсурда на человеческую жизнь на примере мифа о Сизифе. Анализ качеств человека, способного отклонить самоубийство.
Григорий Печорин и Вера
В. Г. Белинский назвал роман «Герой нашего времени» «воплем страдания» и «грустной думой» о тогдашнем времени. То время, ту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после разгрома декабристов. Мрачное время порождает мрачные характеры. Бездуховность порождает зло и несет это зло во все сферы жизни.
Патриотизм баллады Стивенсона Вересковый мед
Известный английский писатель Роберт Льюис Стивенсон очень любил поэзию, особенно баллады. В них он прославлял своих героев за смелость, честность, патриотизм, благородство, любовь к Родине. Поэт захватывается природой родного края, поэтизирует ее.
Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил любовь еще, быть может
Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в ней и строфы‑откровения, строфы – признания Пушкина в любви, и нежные послания, и четверостишия в альбом, и мимолетные зарисовки вспыхнувшего чувства, и поистине волшебные в изображении предмета пылкой страсти поэта сонеты.
В почтовом отделении
Автор: Чехов А.П. В почтовом отделении Хоронили мы как-то на днях молоденькую жену нашего старого почтмейстера Сладкоперцева. Закопавши красавицу, мы, по обычаю дедов и отцов, отправились в почтовое отделение "помянуть".
Природа в жизни Петра Ильича Чайковского
Автор: Сочинения на свободную тему Природа в жизни Петра Ильича Чайковского Чайковский проснулся рано, но встал не сразу. Он прислушивался к пению лесных жаворонков. Где–то за окном куковала кукушка.
Клякса
Автор: Носов Николай. Мальчик Федя Рыбкин любил смешить весь класс, это было даже привычкой. Один раз он подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. И нечаянно одна капля попала на лоб Феде. Он вначале рассердился, но когда увидел, что все ребята смеются решил, что эта клякса на лбу даже к лучшему.
Любовь к родине Грибоедова
Автор: Грибоедов А.С. Мне не случалось в жизни видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил отечество, как Грибоедов любил Россию,- вспоминал один из знакомых поэта-драматурга. Эта любовь к Родине нашла яркое выражение во всей жизни и деятельности Грибоедова.
Камю Альбер
(1913 - 1960) Французский эссеист, писатель и драматург Альбер Камю родился в Мондови, в Алжире, в семье сельскохозяйственного рабочего Люсьена Камю, эльзасца по происхождению, который погиб на Марне во время первой мировой войны, когда Альберу было меньше года. Вскоре после этого у его матери, урожденной Катрин Синтес, малограмотной женщины испанского происхождения, случился удар, в результате которого она сделалась полунемой.
Фамусов и его окружение.
Автор: Грибоедов А.С. Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменитым и известным не только в писательском кругу, но и среди простого народа именно после выхода в свет его скандальной комедии “Горе от ума”. Популярность комедии в то время и в наши дни вызвана, на мой взгляд, удачным выбором темы произведения.
Мир поэзии Сайгё
Мы знаем Сайге как выдающегося японского поэта средневековья. Еще при жизни он был окружен великой славой, которая в дальнейшем продолжала расти. И не зря, потому что ясная и простая поэзия Сайге вмещает в себя сложнейший мир мыслей и чувств.
Камю А. - Человек на зачумленной земле
На протяжении всей тысячелетней истории человечество освоило много страшных уроков. Вечные ценности оказались шаткими, человек — преисполненным эгоизма и непомерных желаний, природа — воплощением апокалипсиса.
Дефицит человечности в рассказе А. П. Чехова "Тоска"
В рассказе "Тоска" кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет.
Рассказ о Твардовском
Твардовский не относится к людям, с которыми легко и просто. Но общение с ним, в каком бы настроении он ни был, всегда было интересно. Он никогда не старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство
Модель мира в пьесах А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Через все драматические произведения Чехова проходит, в сущности, единая, многогранная и многоликая тема — тема поисков смысла жизни русской интеллигенцией начала века. Близкие автору люди — люди обыкновенной судьбы, принадлежащие к заурядному потоку простой, массовой жизни, оказываются способными к возвышенным духовным исканиям.
О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны. 6
О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны. Автор: Пушкин А.С. Наша память хранит с малолетства доброе имя Пушкин. Каждый год на уроках литературы мы читали произведения этого замечательного поэта: сказки и стихи, поэмы и повести. И вот прочитали роман в стихах “Евгений Онегин”.
Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем
Автор: Гоголь Н.В. «Тарас Бульба» Гоголя – это повесть о героическом прошлом нашей родины. В ней Гоголь рассказывает нам о том, как мужественно казаки боролись за свою родину и веру против басурманов. Действие повести разворачивается в Запорожской Сечи – своеобразной казачьей республике, в которой сосредоточилась вся сила Украинского войска.
Берлинская курица на яйцах
Автор: Аверченко А.Т. — Дома Карл Шмидт… — Дома-то дома. Но очень занят. Работает. — Ну, я через час зайду. Через час: — Можно видеть Карла Шмидта. — Никак нет. Дверь на ключе, сидят, никого в кабинет не пускают. Видимо, работают.
Толстой Волк
Лев Николаевич Толстой Волк Толстой Лев Николаевич Волк Л.Н.Толстой ВОЛК Был один мальчик. И он очень любил есть цыплят и очень боялся волков. И один раз этот мальчик лег спать и заснул. И во сне он увидал, что идет один по лесу за грибами и вдруг из кустов выскочил волк и бросился на мальчика.
Я вас любил...
Стихотворение «» написано в период творческого расцвета Пушкина, в 1829 году. Напечатано в издании «Северные цветы» в 1830 году. Связано с чисто личными переживаниями поэта. Оно, как и вся лирика о любви, исполнено благородством, искренностью, бескорыстием чувств. Сразу подкупает то, как робко поэт надеется, что любовь, быть может, не совсем угасла, но все стихотворение – непререкаемое свидетельство любви неугасаемой, живой и сейчас.
Чук и гек по одноименному рассказу А. Гайдара
Автор: Гайдар А.П. Аркадий Петрович Гайдар очень любил ребят, поэтому он придумывал весёлые, интересные рассказы о ребячьей жизни. Один из них мне понравился. Он называется «Чук и Гек».
Образ Мирофанушки в комедии Недоросль
Образ Мирофанушки в комедии "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Одну из главных ролей в комедии играет сын незнатных дворян Простаковых-Митрофанушка.Название произведения дано именно в его честь.
Анализ произведений Маркеса, Сартра, Камю, Борхеса
Что позволяет говорить о романе Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества" как о романе-мифе? Сходное и несходное в идейно-эстетических концепциях Сартра и Камю. Новелла Борхеса "Смерть и буссоль" в жанре детектива о ловушках, подстерегающих человеческий разум.
Любовь в жизни Онегина, Татьяны и автора
Роман Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Тема любви в романе. Естественность и человечность, мечтательность и молчаливость Татьяны Лариной. Чувства Евгения Онегина и их изменения. Лирические отступления, переживания, мысли и чувства автора.
Броун, Максимилиан Улисс
Введение 1 Биография Список литературы Введение Максимилиан Улисс, граф фон Броун, барон де Камю и Монтани [1](нем. Maximilian Ulysses, Reichsgraf von Browne, Freiherr von Camus und Mountany; 23 октября 1705(17051023), Базель — 26 июня 1757) — австрийский фельдмаршал ирландского происхождения, племянник российского фельдмаршала графа Броуна, участник Семилетней войны.