О. Нестерова
А.В.Сухово-Кобылин (1817-1903 гг.) - почти ровесник Тургенева, да и жили они по соседству. Имение его Кобылинка располагалось во Мценском уезде. Драматург прожил долгую жизнь - знал пять российских императоров, был знаком с самыми выдающимися людьми своей эпохи и в трилогии своей - "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина" предсказывал будущие нелегкие времена, предчувствовал, что "светопредставление уже близко; сейчас идет репетиция..." Один из современников сказал о трилогии - " Это пьесы будущего".
Сама жизнь Сухово-Кобылина похожа на искусно сотворенную драму. Аристократ, богач, красавец, получивший прекрасное образование в университетах Москвы, Гейдельберга и Берлина, он пережил страшное потрясение: 7 ноября 1850 г. нашли зарезанной его гражданскую жену француженку Луизу Деманш. На него пало подозрение. Правда, вскоре оно было отметено из-за отсутствия доказательств, но началось дело, которое тянулось долго. Полгода даже довелось провести в тюрьме, и здесь он заканчивал свою первую пьесу "Свадьба Кречинского". И хотя все тяжелые обвинения были с него сняты, людская молва навсегда соединила его имя с этим нераскрытым убийством. Все случившееся изменило жизнь Сухово-Кобылина. Из сора и мути многотомных судебных разбирательств, крючкотворства и требования взяток выросла великая трилогия.
Премьера "Свадьбы Кречинского" 24 ноября 1855 года в Малом театре имела небывалый, феноменальный успех. У кассы случались драки. На первые 20 спектаклей все билеты были распроданы в один день. Судя по авторскому дневнику, Сухово-Кобылин на первых порах не пропустил почти ни одного спектакля и очень переживал за судьбу своей первой пьесы, радовался ее бурно растущей славе. Сразу же волной аншлагов пьеса прокатилась по всей провинции. И на орловской сцене она ставилась часто. В последний раз герои ее выходили на тургеневские подмостки в 1952 году. В комедии привлекала стремительность интриги, неожиданные сюжетные повороты, эффектные зачины и финалы, наполненные правдой жизни характеры, очерченные ярко и рельефно, неподдельный живой юмор. Многие реплики вошли в разговорную речь афоризмами и поговорками, а имена главных действующих лиц - Кречинский и Расплюев стали нарицательными. Пьеса помогла раскрыться такому количеству актерских дарований!
Кречинский - натура недюжинная и страстная. Этот блестящий карточный игрок и в жизни ведет отчаянную, азартную игру. Он любит рисковать и в этом находит высшее наслаждение жизнью. Знает все законы света, окружен ореолом женского почитания. Он уже в летах и на грани банкротства - огромное состояние растворилось в карточных долгах. Вот-вот его объявят несостоятельным. Выгодная женитьба - способ спастись от неминуемого позора и бесчестия. Вчера на московском балу он сделал предложение дочери богатого ярославского помещика Муромского. Как изобретательно и ловко разворачивает он свое сватовство к Лидочке, виртуозно и вдохновенно расставляет свадебный капкан - льстит, очаровывает, завоевывает симпатии своих будущих жертв. Но спасительная брачная авантюра тоже требует денег, и Кречинский идет на невиданную аферу - закладывает ростовщику булавку Лидочки с огромным одиночным бриллиантом - солитером, незаметно подменяя ее фальшивой копией.
Все события и персонажи пьесы устремляются к свадьбе, но приходит возмездие, и звучит знаменитое -"Сорвалось!"
Смех Сухово-Кобылина - и беззаботный, и горький, тревожащий. Драматург предупреждал, что если зритель только смеется на спектаклях по его комедии, то это не совсем та реакция, которой бы желал автор. Зритель, забавляясь и смеясь, должен содрогнуться. Душевное содрогание очищает, это свойство высокой нравственной культуры.
Особенность нового обращения к "Свадьбе Кречинского" в декорационном решении.
Уже несколько лет в экспозиции притеатрального музея истории орловской сцены представлен макет известного художника В.А.Шестакова (1898-1957 гг.), созданный им для спектакля "Свадьба Кречинского" в Театре имени В.Э.Мейерхольда в 1933 г.
Заслуженный деятель искусств Б.Н.Голубицкий, который давно уже задумал постановку "Свадьбы Кречинского", увидел в этом макете, чудом уцелевшем и любовно восстановленном, счастливую подсказку театральной судьбы, угадал заключенную в нем образную энергию, пульсирующую современность. Так вновь на орловской афише появилось имя выдающегося художника В.А.Шестакова, и на сцене родного ему театра разместились придуманные им декорации.
Шестаков говорил: "Театр - моя жизнь", и понял он это именно в Орле, городе, где родился, где провел детство и юность. В память об этом - мемориальная доска на его отчем доме на улице 2-ой Курской. В 1917 г. стал художником в Орловском театре. Известны его первые работы в те сезоны. Потом - учеба в Москве, увлечение конструктивизмом. Его, начинающего, заметил великий Мейерхольд и пригласил главным художником сначала в Театр Революции, затем в ГОСТИМ.
Возвращение В.А.Шестакова через восемь десятилетий на родную сцену - еще одно обыкновенное чудо театра, который помнит свои корни, традиции, дорожит талантливыми открытиями предыдущих поколений и сберегает в памяти тех, кто служит ему искренне.
Кречинского играет народный артист России П.С.Воробьев, Расплюева - заслуженный артист России А.А.Магдалинин.
В спектакле заняты заслуженные артисты России Е.А.Карпова, М.М.Корнилов, Н.Е.Чупров, артисты С.А.Малых, Е.Н.Полянская, С.И.Коленов, А.В.Царьков, В.В.Межевикин, и др.
Другие работы по теме:
Островский а. н. - Проблематика пьесы островского гроза
“Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий... В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее. Н. А. Добролюбов
Литературный герой КРЕЧИНСКИЙ
КРЕЧИНСКИЙ - герой комедии А.В.Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» (1854). Образ К. есть своеобразная рефлексия русской литературы 50-х г. XIX в. на романтизм, расчет с романтическим мироощущением, «адаптация» романтического героя к новым эстетическим веяниям, к условиям социальной действительности.
А. В. Сухово-Кобылин. История жизни
В имени Сухово-Кобылиных — Кобылинке, Мценского уезда, Тульской губернии, сберегались семейные реликвии, свидетельствовавшие о том, что предки писателя по отцовской линии играли значительную роль еще при дворе Иоана Грозного.
Лошадиная фамилия
Автор: Чехов А.П. У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскает рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор.
Комедия Ревизор
Автор: Гоголь Н.В. На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Народная пословица Николай Васильевич Гоголь — замечательный русский писатель, умевший подметить и высмеять отрицательные стороны российской действительности.
Александр Васильевич Сухово-Кобылин
– выдающийся русский драматург. Родился в богатой помещичьей семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Образование получил на физико-математическом отделении философского факультета. Под влиянием своего друга детства – А. И. Герцена – Сухово-Кобылин увлекся философией, которую он впоследствии считал своим истинным призванием.
Детство. Отрочество. Юность
Автор: Толстой Л.Н. Образы этой трилогии Л. Н. Толстого ожили на голубом экране, и мы открыли для себя новые источники мудрости, доброты ко всему человеческому, светлой веры в красоту людей — всё то, что несёт книга великого писателя и что теперь нашло воплощение в многосерийном телевизионном спектакле.
Русский Шекспир
Мы назвали Островского русским Шекспиром, а не Шекспира английским Островским только потому, что последнее не получается по хронологии: Шекспир жил на 250 лет раньше Островского.
Нервные люди
Автор: Зощенко М.М. Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то что драка, а целый бой. На углу Глазовой и Боровой. Дрались, конечно, от чистого сердца. Инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали.
Кант
Выше упоминалась роль неокантианства, в частности, марбургской школы, для мыслящей молодежи начала десятых годов. О причинах популярности в этой среде Марбургской школы специально говорит в «Охранной грамоте» Пастернак.
Тульские самовары
Самовар и Тула неразделимы. В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. Тульские мастера веками ковали оружие и делали самовары. Это традиционные промыслы тульского края.
Беляев, Юрий Викторович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 3 Роли в кино Введение Ю́рий Ви́кторович Беля́ев (р. 1947) — советский и российский актёр театра и кино. Заслуженный артист России (1995).
Горин-Горяйнов, Борис Анатольевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Александринский театр 3.2 Фильмография 3.3 Библиография Список литературы
Авилов, Виктор Васильевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Театр на Юго-Западе 2.1.2 Другие театры 3 Фильмография Список литературы Введение Ви́ктор Васи́льевич Ави́лов (8 августа 1953 — 21 августа 2004) — советский и российский актёр театра и кино, Заслуженный артист Российской Федерации (1993)[1].
Богачёв, Геннадий Петрович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Генна́дий Петро́вич Богачёв (род. в 1945) — российский актёр.
Бобылев, Иван Тимофеевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество Список литературы Введение Иван Тимофеевич Бобылев (14 января 1925(19250114), д. Новоселье, Дорогобужский район, Смоленская область, СССР) — советский и российский театральный режиссёр, народный артист СССР (1990)[1], лауреат Государственной премии имени Станиславского.
Андреев-Бурлак, Василий Николаевич
Василий Николаевич Андреев-Бурлак (наст. фамилия Андреев ; 1 января 1843, Симбирск, ныне Ульяновск — 10 мая 1888, Казань) — русский актёр, чтец и писатель.
Абелян, Ованес Артемьевич
Введение 1 Биография 2 Память 3 Роли Список литературы Введение Иван (Ованес) Артемьевич Абелян (арм. Հովհաննես Աբելյան) (4 ноября 1865, Шемаха Бакинской губернии — 1 августа 1936, Ереван) — известный армянский актёр, народный артист Азербайджанской ССР, народный артист Армянской ССР[1].
Васильев, Сергей Васильевич актёр
Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Серге́й Васи́льевич Васи́льев — российский актёр, один из талантливейших актёров московского театра.[1]
Медведев, Пётр Михайлович
Введение 1 Биография 2 Сочинения Список литературы Введение Пётр Михайлович Медведев (15 (27) января 1837 года, Москва — 30 января (12 февраля) 1906 года, Петербург — актёр, режиссёр, один из самых известных русских антрепренёров и деятелей культуры.
Сазонов, Николай Фёдорович
Введение 1 Семья 2 Биография Список литературы Введение Николай Фёдорович Сазонов (1843—1902) — русский артист Александринского театра. 1. Семья Родился в семье чиновника.
Самарин, Иван Васильевич
Введение 1 Биография 1.1 Адреса в Москве 2 Творчество 2.1 Роли в театре Список литературы Введение Иван Васильевич Самарин (1817, Петербург — 1885, Москва) — актёр театра, драматург и педагог.
Садовский, Пров Михайлович старший
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 2.1 Оперные партии 2.2 Среди драматических ролей Список литературы Введение Пров Михайлович Садовский (старший) (настоящая фамилия Ермилов; 1818—1872) — российский актёр[1] и основатель знаменитого театрального семейства Садовских, который считался выдающимся исполнителем ролей в пьесах Александра Островского в Малом театре.
Агеев, Виктор Иванович актёр
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького Список литературы
Самойлов, Василий Васильевич
План Введение 1 Биография 2 Творческий метод работы над ролью 3 Значительные роли Список литературы Введение Василий Васильевич Самойлов (1813—1887) — русский актёр.
Вавилов, Олег Михайлович
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Роли в театре 3.1 Дипломные работы 3.2 Казанский государственный академический русский Большой драматический театр имени В. И. Качалова
Тропинин, Василий Андреевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Адреса в Санкт-Петербурге 4 Галерея 5 Библиография Список литературы Введение Васи́лий Андре́евич Тропи́нин (19 (30 марта) 1776, с. Корпово Новгородской губернии — 3 (15) мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
Белинский - сотрудник Молвы и Телескопа
Белинский - сотрудник "Молвы" и "Телескопа" СОДЕРЖАНИЕ 1. "Литературные мечтания". 1834 год-год, в который Белинский выступил с "Литературными мечтаниями" и с которого вошел в историю русской литературы, был отмечен новой волной общественно-политических событий разного значения и содержания.
Салиас-де-Турнемир Евгений
Салиас-де-Турнемир Евгений Андреевич (1841—1908) — русский писатель. Р. в аристократической семье: отец — французский граф, мать — из старинного дворянского рода Сухово-Кобылиных, писательница, известная под псевдонимом Евгении Тур .