Майков Аполлон Николаевич (1821 - 1897), поэт.
Литературная деятельность Майкова, так же как Фета и Полонского, длилась больше полувека. На заре своей сознательной жизни он с непосредственностью современника воспринимал последние произведения Пушкина и творчество Лермонтова, а умер уже после выступления русских символистов.
Аполлон Николаевич Майков родился в Москве 23 мая 1821 года. Раннее детство он провел преимущественно в деревне - в имениях отца и бабушки в Московской губернии. Первые детские впечатления нашли свое отражение в позднейших поэтических симпатиях Майкова, в его любви к русскому пейзажу, в пристрастии к несколько наивному патриархальному быту.
Двенадцати лет Майкова отвезли в Петербург, куда скоро переехала и вся семья. В три года он прошел весь гимназический курс и в 1837 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Занимаясь римским правом, Майков изучил латинский язык и мог читать в подлиннике римских писателей. Греческого языка он в то время не знал и греческих писателей читал во французских переводах. Занятия римским правом, философией, чтение римских и греческих поэтов пробудили в Майкове глубокий интерес и любовь к античному миру, столь характерные для его творчества.
С ранних лет Майков жил в атмосфере литературных интересов и культа искусства. Отец его был живописцем; мать писала стихи и повести. Неслучайно в братья были причастны к литературе; один из них, Валериан, был выдающимся критиком 40-х годов. На вечерах у Майковых, о которых с восторгом вспоминал неизменно посещавший их И. А. Гончаров, бывали писатели, художники, артисты, музыканты. В течение нескольких лет выходил рукописный журнал, сотрудниками которого были все Майковы, Гончаров, преподававший поэту историю литературы, поэт Бенедиктов и др. Здесь появилось много стихотворений Майкова, напечатанных впоследствии в журналах.
С начала 40-х годов Майков начал систематически печатать свои стихотворения. В 1842 году он издал их отдельной книгой. Книга вызвала единодушное признание критики. Специальную статью посвятил ей Белинский, высоко оценивший молодого поэта. Считая, что в будущем Майкову не следует ограничиваться антологическими мотивами, отразившими его влюбленность в античный мир, Белинский вместе с тем горячо приветствовал простоту его стихов, отсутствие в них ложного пафоса и нарочитой изысканности, точность слова и образов. Критик противопоставлял Майкова поэтам, связанным со славянофильством (H. M. Языкову последнего периода его творчества, А. С. Хомякову, С. П. Шевыреву), и В. Г. Бенедиктову.
В 1841 году Майков окончил университет. После выхода первого сборника стихотворений он отправился в длительное заграничное путешествие. Только теперь Майков сделал окончательный выбор между поэзией и живописью, которой он занимался в течение ряда лет; большой успех сборника убедил его в том, что именно в поэзии его подлинное призвание. Майков довольно долго прожил в Италии, куда издавна стремился. Он написал там книгу стихов "Очерки Рима". Жил он и в Париже, усердно слушая университетские лекции. На обратном пути, в Праге, Майков познакомился с деятелями славянского национально освободительного движения - В. Ганкой и П.И. Шафариком.
Вернувшись в 1844 году в Россию, Майков поступил библиотекарем в Румянцевский музей. К этому времени относится его знакомство с молодыми писателями, стоявшими тогда в центре литературной жизни: И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым, Д. В. Григоровичем и др., а также с Белинским и кружком М. В. Петрашевского. Майков испытал воздействие идей Белинского и петрашевцев, их взглядов на задачи современной литературы, их призыва к социально направленному, реалистическому искусству. Под влиянием этих идей написаны поэмы Майкова "Машенька" и "Две судьбы". Правда, влияние это было кратковременно, и Майков не включал эти поэмы в свои сборники и собрания сочинений.
Скоро он примкнул к консервативному лагерю и стал защитником так называемой "чистой поэзии". "Чистая поэзия" противопоставлялась в 1850-1860 годах поэзии гражданской, наиболее ярким представителем которой был Некрасов, поэзии, теснейшим образом связанной с передовыми идеями своего времени. Среди поэтов, защищавших идеи "искусства для искусства", Майков занимал свое, особое место. В отличие, например, от Фета, поэта, без сомнения, более крупного и оригинального, он стремился к пластичности изображения, точности зрительных образов, смысловой ясности. Основная стихия его поэзии - не лирическая взволнованность, а гармоническое "спокойствие" и "объективность".
Вторая половина 50-х годов - очень плодотворный период в творчестве Майкова. В эти годы написаны многие из его наиболее известных произведений, в том числе превосходные стихи, рисующие своеобразие и красоту русской природы ("Сенокос", "Осень", "Ласточки" и др.). В 1858 году Майков принял участие в экспедиции корвета "Баян" в Грецию. Предварительно он прочитал много книг и изучил новогреческий язык. "Баян" побывал не только в Греции, но и в Италии. Литературным результатом этой поездки были два цикла - "Неаполитанский альбом" (в него входит одно из лучших стихотворений Майкова - "Тарантелла") и "Новогреческие песни", в которых наряду с бытовыми и любовными мотивами нашла отражение борьба греков за национальное освобождение.
В дальнейшем творчество Майкова развивалось в нескольких направлениях. Еще больше, чем в предшествующие годы, он обращался в своих произведениях как к западной, так и к русской истории. С другой стороны, Майкова привлекали темы и мотивы, почерпнутые из народной поэзии разных стран; он переводил народные песни (белорусские, сербские, греческие), написал ряд стихотворений в духе народной лирики, поэмы "Бальдур" и "Брунгильда", темы которых заимствованы из скандинавского эпоса, и т. п. Много времени уделил он переводу "Слова о полку Игореве".
Сын Майкова проходил "Слово" в гимназии, и поэт перечитал его вместе с ним. Натолкнувшись на ряд неясных мест, неудовлетворенный членением "Слова" на части в сделанных до него переводах, Майков обратился со своими сомнениями к профессору И. И. Срезневскому, но тот ответил: "Сами добивайтесь!" И вот поэт изучает научную литературу о "Слове", сопоставляет его с эпосом других народов и только затем переводит. Четыре года, потраченные на перевод, Майков называл "вторым университетом" - уже не по юридическому, а по филологическому факультету.
Нужно, наконец, отметить один замысел, который волновал Майкова в течение почти всей его жизни и которому он отдал много лет труда. Это драматическое произведение на тему о столкновении христианства с язычеством. Первый его набросок, художественно слабый, появился еще в сборнике 1842 года, а окончательная редакция, под названием "Два мира", относится к 1881 году. Кто пожелал бы проследить шаг за шагом историю этого произведения, тот увидел бы и идейную эволюцию Майкова, и то упорство, ту настойчивость, с которыми он стремился лучше и ярче воплотить свой замысел.
В 1860-1870 годах творчество Майкова, окончательно порвавшего с передовыми кругами и печатавшегося главным образом в реакционном "Русском вестнике", не могло не встречать резкого отпора у критиков и писателей демократического лагеря. Помимо чуждых им тенденций в поэзии Майкова, некоторое значение имела здесь и его чиновничья карьера. В 1852 году он поступил в Комитет иностранной цензуры, где и служил до самой смерти. С 1882 года он стал председателем комитета.
Наряду с выпадами против "нигилистов", прославлением царствующих особ, наряду с религиозно-националистическими настроениями, усилившимися в его творчестве, Майков создает и отдельные стихотворения (например, "Емшан", "Весна" 1881 года), имеющие непреходящую художественную ценность.
В 80-х годах Майков писал мало. Взыскательный поэт переделывал старые произведения и подготовил к печати новое издание собрания своих сочинений. Умер Майков 8 марта 1897 года.
Другие работы по теме:
Вольный стих
Вольный стих (freie Verse, vers libere], как и белый стих, представляет собою модификацию силлабо-тонического стиха, принципиально от него не отличающуюся, но дающую частные отклонения.
Сербский язык
Сербский язык принадлежит к южнославянским яз. (см. «Славянские языки»). Он является сейчас господствующим языком в Югославии, вытесняяя из государственной и культурной жизни страны хорватский и словенский языки.
Литературный герой ГОЛЯДКИН
ГОЛЯДКИН - герой «петербургской поэмы» Ф.М.Достоевского «Двойник» (1846), титулярный советник средних лет, неказистой наружности, служащий в одном из петербургских ведомств. Душевное одиночество, полная зависимость от вышестоящих, страх перед жизнью - такова психологическая атмосфера бюрократического Петербурга, от которой страдает «маленький человек» раннего Достоевского.
Майков а. н. - край ты мой родимый край. ..
Любовь к родине к местам где ты родился и вырос живет в сердце каждого человека. Однако далеко не каждый сможет выразить свои чувства к родному краю так как это делают поэты. По плечу молодцу все тяжелое.
Представления славян о болезнях
Наиболее архаичными в заговорных текстах славян, на наш взгляд, являются представления о болезнях как о связанных напрямую или опосредованно с воздействием природных объектов и стихий.
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан
Поэзия Некрасова продолжила традиции русской литературы, завещанные прогрессивными писателями предшествовавших эпох: Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Некрасов был подлинным поэтом-гражданином, чей поэтический голос звучал «как колокол на башне вечевой во дни торжества и бед народных». Он был признанным вождем революционно-демократически настроенной части общества того времени.
Достоевский художник бездны человеческой, человеческой бездонности
Достоевский художник 8230 бездны человеческой, человеческой бездонности В. Г. Белинский заметил еще в молодом Ф. М. Достоевском «талант необыкновенный и самобытный», который «резко отделился от всей толпы наших писателей». Эта самобытность Достоевского выразилась прежде всего в том, что писатель продемонстрировал удивительное умение войти в глубину психологии героя.
Художественное своеобразие оды Гавриила Державина Фелица
В последней трети XVIII века в поэзии, как и в драматургии, произошли большие изменения. Дальнейшее развитие поэзии не могло происходить без изменения, нарушения, а затем и разрушения привычных старых форм. Эти нарушения стали допускать сами писатели-классицисты: Ломоносов, Сумароков, Майков, а позднее - Херасков и молодые поэты из его окружения.
«Чистая» поэзия 60—80-х гг.
В 70—80-х гг. Р. л. продолжала свое развитие «чистая поэзия» которая, как мы видели, возникла и достаточно широко оформилась еще в 30-х гг. Теперь она стала однако более воинствующей.
Поэты «чистого искусства»
Нетрудно установить дворянское происхождение этой поэзии: симпатии к усадьбе, любование ее природой, безмятежным бытом ее владельца лейтмотивом проходят через все творчество любого из этих поэтов.
Право на суд... Сочинение - критическая статья
Автор: Разное Критика есть суждение о каком-либо произведении человеческого ума. Она имеет своей целью показать как достоинства, так и недостатки того произведения, которое подвергается критической оценке.
Майков, Иван Алексеевич
Ива́н Алексе́евич Ма́йков (псевдоним Ив. Ро́зов ) — поэт-самоучка, писал в начале 1790-х годов оды и подносил их разным лицам, чем и кормился.
Кантемир, Мария Дмитриевна
Введение 1 Биография 1.1 С Петром 1.2 После Петра 2 Источники 3 В литературе Список литературы Введение Княжна Мария Дмитриевна Кантемир (Марья Кантемирова, 1700—1754) — дочь молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен, бежавших в Россию, сестра известного русского поэта Антиоха Кантемира, любовница императора Петра Великого.
Майков, Николай Аполлонович
Никола́й Аполло́нович Ма́йков (1794—1873) — исторический живописец, отец Аполлона, Валериана, Владимира, Леонида Майковых. Супруга — Евгения Петровна.
Рокотов, Фёдор Степанович
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Наиболее известные произведения 4 Память 5 Галерея 6 Библиография Введение Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735? — 1808) — русский художник, портретист, представитель стиля рококо.
Журнал Министерства народного просвещения
(Журналъ Министерства народнаго просвѣщенія) — выходил ежемесячно с 1834 года. Журнал ведёт своё начало с 1803 года от издания «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения» (СПб., 1803—1819). Затем журнал носил следующие названия: «Журнал департамента народного просвещения» (СПб., 1821—1824), «Журнал Министерства народного просвещения» (СПб., 1834—1917).
Ямщик
Введение 1 Происхождение названия 2 Влияние на культуру Список литературы Введение Ямщи́к (от монг. ямчи — проводник или «дзям» — дорога), устаревшее — «ямской охотник»[1], — человек, занимающийся грузовыми и/или пассажирскими перевозками на гужевом транспорте. До широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важнейшее значение для экономики России, осуществляя львиную долю коммерческих наземных перевозок.
Майков, Василий Иванович
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Издания 4 Источники Введение Васи́лий Ива́нович Ма́йков (1728, Ярославль — 17 (28) июня 1778, Москва) — русский поэт и драматург.
Творческий путь Егор Егоровича Замысловского
Зданович Елена Францевна Творческий путь Егор Егоровича Замысловского Е. Е. Замысловский один из самых ярких представителей блистательной плеяды русских историков второй половины XIX в. Подтверждением этому могут служить воспоминания людей, которые близко знали и работали с ученым. Майков Л.Н. в своих заметках об историке отмечал: «Кто знал покойного лишь в последние десять-пятнадцать лет, не могут представить, каким он был в молодости.
Александр Герцен поэт и гражданин
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №9. Реферат по истории на тему: «Александр Герцен ─ поэт гражданин» Выполнила: ученица 8Б класса
Шкурина, Мария Васильевна
Мария Васильевна Шкурина , в постриге сестра Павлия (Павла) (1755—1824) — дочь камердинера Екатерины II Василия Шкурина, фрейлина императрицы. Биография
Мое любимое время года в творчестве русских поэтов
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса... А.С. Пушкин Мое любимое время года - осень. Мне нравится и ранняя осень, когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя, когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд.
Барков и Майков
М. Шруба В своем "Опыте исторического словаря о российских писателях" Николай Новиков следующим образом упомянул бурлескные поэмы Василия Майкова: "Также сочинил он прекрасную поему, Игрок Ломбера , и другую в пяти песнях, Елисей, или раздраженный Вакх во вкусе Скарроновом, похваляемую больше первыя тем паче, что она еще первая у нас такая правильна шутливая издана поема" [1].
Владимир Венедиктов
Бенедиктов Владимир Григорьевич (1807–1873) — поэт, лирик. Происходил из духовного звания; родился в Петербурге, детство и юность провел в Олонецкой губернии. Учился в гимназии, в кадетском корпусе. С 1827–1831 на военной службе.
Алексей Плещеев
Плещеев Алексей Николаевич (1825—1893) — русский поэт. Р. в дворянской семье, обучался в школе гвардейских подпрапорщиков и Петербургском университете. Как активный участник кружка петрашевцев в начале 1849 был арестован.
Батюшков, Константин Николаевич
Батюшков, Константин Николаевич, известный поэт. Родился 18 мая 1787 года в Вологде, происходил из старинного, но незнатного и не особенно богатого дворянского рода.
Альфьери Витторио, граф д’Асти
Альфьери, Альфиери (Alfieri) Витторио, граф д’Асти (1749–1803), итальянский поэт, драматург-трагик, политический писатель.
Политическая философия Аполлона Майкова
А.Н. Майкова - замечательный русский поэта. Кроме поэтического творчества он интересен как политический публицист и писатель славянофильского направления мысли.
Лосенко А.П.
Художник-живописец, классицист, мастер исторической картины, рисовальщик. Профессор Петербургской Императорской Академии художеств.