Творчество Стендаля сыграло важную роль в развитии французской литературы. Оно явилось началом нового периода — классического реализма. Именно Стендаль первым обосновал главные принципы и программу нового течения, а затем с великим художественным мастерством воплотил их в своих произведениях. Самой значительной работой писателя стал его роман «Красное и черное», который сам автор довольно точно назвал хроникой XIX века.
Сюжет романа основывается на реальных событиях. Стендаль заинтересовался делом некоего молодого человека, сына крестьянина, который, желая сделать карьеру, стал гувернером в доме местного богача, однако потерял работу, так как был уличен в любовной связи с матерью своих воспитанников. Последующая жизнь этого молодого человека была полна неудач и потерь, что в конечном итоге привело его к самоубийству. Взяв за основу своего будущего произведения этот сюжет, Стендаль значительно видоизменил, углубил и расширил его, охватив все сферы современной ему общественной жизни, и создал вместо мелкого честолюбца героическую и трагическую личность — Жюльена Сореля.
Писателя в первую очередь интересовали душевный мир героя, пути становления и изменения его характера и мировоззрения, сложное и драматическое взаимодействие его с окружающей средой. Для него важна была не сама интрига, а внутреннее действие, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля. Герой Стендаля, прежде чем решиться на действие или поступок, подвергает себя и ситуацию строгому анализу, вступает в диалог с самим собой. В мире корысти и наживы Жюльен выделяется абсолютным равнодушием к деньгам, честностью и твердостью духа, упорством в достижении цели, безудержной отвагой и энергией. Однако он — выходец из низшего, ущемленного в правах сословия. И таким остается всегда и везде: в особняке господина де Реналя, в доме Вально, в парижском дворце или зале верьерского суда. Отсюда и революционная направленность его образа мыслей и взглядов. Сын маркиза де Ла Моля так и говорит о нем: «Остерегайтесь этого энергичного молодого человека! Если будет опять революция, он всех нас отправит на гильотину». И так думает все аристократическое окружение Сореля, включая Матильду де Ла Моль. «Уж не новый ли это Дантон?» — думает она, стараясь понять, какую роль может сыграть ее возлюбленный в революции.
Однако Жюльен Сорель больше всего увлечен стремлением к собственной славе. Основа его мировоззрения наиболее ярко прослеживаются в эпизоде, когда Сорель наблюдает за полетом ястреба. Больше всего на свете он хотел бы уподобиться этой гордой птице, свободно парящей в небесах. Он хотел бы также возвыситься над окружающим миром. И эти желания вытесняют все остальные мысли и стремления героя. «Вот такая была судьба у Наполеона, — думает он. — Может быть, и меня ожидает такая же...» Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, Жюльен строит дерзкие планы по достижению своей цели. Однако герой живет в эпоху, когда честным путем невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. Отсюда и основной трагизм, противоречие этого образа. Независимый и благородный дух Жюльена сталкивается с его честолюбивыми устремлениями, толкающими героя на путь лицемерия, мести и преступления. Он, по словам Роже Вайяна, вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал.
Автор показывает, каким сложным и противоречивым становится путь его героя к славе. Мы видим, как на этом пути Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. И он, в конечном итоге, все же добивается своего — становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но Жюльен не чувствует себя счастливым, его не удовлетворяет его жизнь. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая душа. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в Луизу де Реналь открыл для него правду. Потрясение, которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь, заставило переосмыслить все прежние ценности и взгляды. Произошедшая трагедия нравственно очищает и просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье, как неизменном следствии славы. Меняется также и его отношение к Матильде, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. Она становится для него теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Так природное начало, чистая душа героя берут верх; он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.
Другие работы по теме:
Айтматов ч. - Проблемы современного общества в романе ч. айтматова плаха
В романе Чингиза Айтматова “Плаха” затронуты многие проблемы современного общества. Писатель коснулся очень важных вопросов, которые могут встать перед человеком, если ему небезразлична судьба наша собственная и судьба будущих поколений. Чингиз Айтматов коснулся проблем наркомании, пьянства, экологии, а также нравственных различных проблем общества.
Айтматов ч. - Протест против наркомании в романе ч. айтматова плаха
Русская литература имеет огромное мировое значение. Она читается в зарубежных странах и через эти произведения зарубежный читатель может узнать русского человека. Авдий Каллистратов верил что можно вернуть наркомана к нормальной жизни но на собственном опыте убедился что это невозможно.
Современная Стендалю Франция в романе Красное и черное
Роман Стендаля «Красное и черное», который является одним из первых выдающихся образцов реализма XIX века и принес писателю всемирную славу, - зеркало, не омраченное временем, с которым писатель шел большим путем современной ему жизни.
Характеристика Ровены и Ребекки
В романе В. Скотта «Айвенго» введены два образа прекрасных девушек — Ровени и Ребекки. Обе они молодые, очень красивые, умные, воспитывались без матерей. Их постоянно окружала любовь и ласка ближних, большая роскошь.
Паустовский Константин
(1892-1968) Паустовский Константин Георгиевич, русский писатель, родился в 1892 г. в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве.
Концепция любви в творчестве Стендаля
Введение Любовь как чувство в творчестве Стендаля Прием «кристаллизации портрета», как описание чувства любви Заключение Список использованной литературы
Яка доля людини яка живе у не свою епоху
У своєму романі «Червоне й чорне» Стендаль розповідає про трагічну долю талановитого плебея у Франції часів Реставрації Жульєна Сореля. Син бідняка-теслі, Жульєн повинен був разом з батьком та братами працювати на лісопилці. Але він виріс не схожим і не зрозумілим для своїх близьких, що ненавидять його мрійність, нездатність до фізичної праці, любов до книг.
Писательская трагедия Мастера. 2
Писательская трагедия Мастера. Автор: Булгаков М.А. Роман “Мастер и Маргарита” — вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых — писательская трагедия человека, жившего в ЗО-е годы. Для настоящего писателя самое страшное — не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли.
Стендаль. Биография и творчество. Красное и черное
«Красное и черное» Блистательным намеченных творческих установок стал роман Стендаля «Красное и черное» (1830). В своем вымысле писатель шел от самой жизни – случая из судебной хроники, на который он однажды натолкнулся, просматривая газету; заметка и послужила основой для события канвы стендалевской «хроники XIX века», как уведомлял подзаголовок книги.
Стендаль
Психология Жюльена Сореля. Двойное мировосприятие Жюльена. Роман "Красное и черное" .
Кто виноват в трагедии Жульена Сореля
1830 году вышел в свет роман Стендаля «Красное и черное». Произведение имеет документальную основу: Стендаля поразила судьба молодого человека, осужденного к казни, - Берте, который стрелял в мать детей, гувернером которых он был. И Стендаль решил рассказать о молодом человеке, который не смог найти свое место в обществе XIX века.
Женские образы в романе Стендаля Красное и Черное
Роман Стендаля «Красное и черное» разнообразный за тематикой, интересный и поучительный. Поучительные и судьбы его героев. Мне хочется рассказать, чему же научили меня две героини — госпожи де Реналь и Матильда где Ла-моль.
Маслов, Алексей Владимирович
Введение 1 Биография 2 Театр 2.1 Работа во французских театрах 2.2 РАМТ 2.2.1 Спектакли, снятые с репертуара 2.2.2 Текущий репертуар 3 Кино 3.1 Российское
Блохин, Алексей Анатольевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Работа в театре 2.1.1 Актёр 2.1.2 Режиссёр 2.2 Работа в кино Список литературы Введение Алексей Анатольевич Блохин (род. 1957) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Заслуженный артист России (1996)[1], лауреат Премии Москвы[].
Баландин, Денис Сергеевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Работы в кино 2.2 Работы в театре 2.2.1 Российский академический молодёжный театр 2.2.2 Другие театры Список литературы
Сорокин, Андрей Викторович
План Введение 1 Биография 2 Театр 2.1 Спектакли, снятые с репертуара 2.2 Роли текущего репертуара 3 Кино 3.1 Актёр 3.2 Продюсер Введение Андрей Викторович Сорокин (20 марта 1953) — российский актёр театра и кино, продюсер.
Зима, Олег Валентинович
План Введение 1 Театр 1.1 Современник 1.2 Квартет И 1.3 Независимый театральный проект Эльшана Мамедова 1.4 РАМТ 2 Кино Введение Олег Валентинович Зима(11 сентября 1965 года) — российский актёр. В 1993 году окончил РАТИ-ГИТИС (мастер курса — Алексей Бородин) С 1993 года работает в Российском академическом Молодежном Театре.
Стендаль
Стендаль Фредерик (настоящее имя — Анри Бейль, 1783—1842) — французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX в.
Еременко Николай Николаевич
Решение стать актером было принято Николаем без долгих колебаний, хотя он и побаивался, что фамилия может ему помешать. Однако, вопреки опасениям, фамилия (а вернее - отец) помогла ему поступить во ВГИК.