Литвинова В.И.
С. Я. Елпатьевский был среди тех беллетристов, которые оказались активными деятелями революционного движения, пристально изучавшими народную жизнь, непосредственно сталкивавшимися с фактами произвола и бесправия. Поэтому в произведениях Елпатьевского появляется большая конкретность, осознание процесса общественной борьбы, психологии народа. Следуя демократическим традициям своих предшественников, писатель в "Очерках Сибири" разрабатывает темы каторги и ссылки, положения коренного населения, сознательно перерабатывая их в соответствии с новыми требованиями времени. Подобно Короленко, Белоконскому, Чехову Елпатьевский в ряде очерков рисует незаурядные типы людей, раздавленных царизмом. В ознакомлении широкого читателя 90-900-х годов со все еще мало знакомой Сибирью "Очерки Сибири" играли не меньшую роль, чем произведения Белоконского, Тана или путевые заметки Чехова "По Сибири".
Разрабатывая новую жанровую модификацию (цикл публицистических очерков в виде путевых зарисовок), Елпатьевский ведущим принципом изображения утверждает исследование процессов народной жизни в ее социально-экономическом аспекте. Эту задачу писатель разрешает в сибирском цикле, открывающемся очерком "До Томска". Писатель в то время не был еще в состоянии увидеть остяка в будущем, по заслуга его состоит в том, что он поставил "на повестку дня" вопрос о необходимости помочь отсталому народу изменить жизнь.
Продолжая традиции Короленко и Тана, Елпатьевский воспевает в очерках нравственную красоту местного населения. Его сближает с Горьким отрицание пассивного сострадания к человеческому горю. В этом плане показателен очерк "Окаянный город", где автор выражаег протест против человеконенавистнической политики и практики царизма. В отличие от Тана-Богораза и Короленко, Елпатьевский не рисует картин жестокой эксплуатации, а, отталкиваясь от этого факта, делает глубокие обобщаюшие выводы о возможности иного будущего. Обращаясь к сибирской деревне, внося в трактовку темы то новое, что удалось ему осмыслить накануне революции 1905 г., Елпатьевский стоял на позициях критического отношения к жизни. Призыв многих очеркистов конца XIX века "испытать муки совести" был чужд писателю. Во многих своих произведениях он осуждает намерение интеллигенции ограничиться выполнением "малых дел" ("Павел Павлович", "Окаянный город", "Вылечили").
Отрицая преобразуюшую силу интеллигенции, Елпатьевский полагает, что жизнь забитого народа можно изменить только другим путем, который и старался отыскать писатель-демократ. По-видимому, этим определяется то, что Елпатьевский был одним из немногих ссыльных писателей, разрабатывавших в своем творчестве тему городской бедноты и рабочего ("Маскарад в Тайгинске", "Окаянный город").
Тема каторги и ссылки в русской литературе раскрывалась через призму бытописательства, большинство авторов описывали нравы. царившие среди заключенных (Н. Ялринцев, Н. Наумов, П. Якубович-Мельшин, В. Дорошевич, Г. Мачтет). Ел-патьевского же занимают общественные причины, породившие это явление, поэтому он классифицирует очерки: об уголовниках, о политических ссыльных.
Писатель осознает, что каторжане - типы, порожденные капиталистическими производственными отношениями. Скорая ломка всех старых устоев в России сказалась прежде всего на жизни народа увеличилось число бродяг и преступников, стало больше "смутьянов" и "неблагонадежных", ссылаемых в Сибирь. Своими очерками Елпатьевский утверждает, что причины преступления - в основе социально-экономического уклада России.
В очерках "До Томска", "От Томска" и др. отчетливо обнаружились характерные особенности дарования писателя: глубокий и прочный интерес к простому человеку, нескрываемое сочувствие автора к своим героям, стремление вовлечь читателя в круг мыслей и чувств этих людей. Названные произведения написаны в жанре путевого очерка, заметно эволюционизировав-шего к началу века, с четким проявлением свойств репортажно-сти, известной уже по произведениям Н. Гарина-Михайловского ("Несколько лет в деревне", 1892), Белоконского ("С партией", 1884), Подъячева ("По этапу", 1903), Телешова ("На тройках", 1895).
Очерк "Жиганы" отличается более четким сюжетом, в центре которого находится изображение судьбы деклассированного элемента.
Большие надежды в преобразовании общества Елпатьевский возлагал на политических ссыльных как зачинателей революции. В этой связи тема политической ссылки занимает в творчестве писателя особое место. Он был лично знаком с "государственными преступниками", повлиявшими на становление его мировоззрения. Писатель не критиковал и не жалел этих несчастных, а доказывал, что они, сделав первый и необходимый шаг в освободительной борьбе человечества против угнетения, уже не способны действовать, им нужна более сильная и закаленная смена ("Павел Павлович", "Гектор", "Едут").
По твердому убеждению Елпатьевского, изменить социальные условия жизни могут только сами сибиряки, " сильные; бесстрашные, с крепкими мускулами и волей". О своем революционно-романтическом видении Сибири писатель заявил в очерках о сибирской природе {"Снегурочка", "В Туруханском крае", "Маканская степь").
Место С. Я. Елпатьевского в русской литературе определяется знанием жизни и реалистическим ее отображением, сочувствием народу.
Другие работы по теме:
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Черная и цветная металлургия России
Text Text Медь Медь Цинк Никель Алюминий Graphics Основная добыча золота в России ведётся в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Основная добыча золота в России ведётся в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 1-е место- Магаданская область(29 тонн в год) 2-е место-Красноярский край (18 тонн в год) 3-е место-Якутия (13 тонн в год) 4-е место-Иркутская область (12 тонн в год) Graphics
Рецензия по произведению А.И. Солженицын Гроза в горах
«Гроза в горах» - это произведение, которое я выбрал для анализа, считая что оно идеально передает взаимоотношения между человеком и природой. Произведение написано в период 1958 - 1966, когда Солженицын был в расцвете сил. «Гроза в горах» - имеет художественное направление. В нем раскрывается проблема взаимоотношения человека и природы.
Это не должно повториться по роману Они сражались за родинуи очеркам о Великой Отечественной вой
Автор: Шолохов М.А. Этих лет не смолкнет слава. Песня гражданской войны В годы Великой Отечественной войны нравственные идеалы, утверждаемые Михаилом Александровичем Шолоховым, приобрели особое значение. В его военных корреспонденциях, очерках “На Дону”, “На юге”, “Военнопленные”, “В казачьих колхозах”, “Казаки”, в рассказе “Наука ненависти” разоблачается античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны, раскрывается героизм советского народа, любовь к Родине, всепобеждающий гуманизм.
Идейное и художественное своеобразие Песен М.Горького
Идейное и художественное своеобразие "Песен" М.Горького Автор: Горький М. В "Песне о Соколе" и "Песне о Буревестнике" в аллегорической форме Горький передал революционные, бунтарские настроения, охватившие передовую часть русского общества накануне революции 1905 года.
Художественное своеобразие рассказа.
Автор: Бунин И.А. И.А.Бунин «Лапти» Сочинение Художественное своеобразие рассказа. В рассказе «Лапти» автор заставляет меня воспринимать мир зрением, слухом, мгновенно окуная в то пространство, где произошла эта история. Стихия жизни, её многообразие сравнивается со стихией природы и неизвестностью завтрашнего дня.
Значение сатиры Салтыкова-Щедрина
Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни второй половины XIX века. Значение его сатирических произведений для истории России огромно.
Картина В.И.Сурикова Боярыня Морозова
Картина В.И.Сурикова "Боярыня Морозова" Автор: Разное В. И. Суриков написал картину "Боярыня Морозова" в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Вся картина пропитана чувствами героев, автор с поразительной точностью раскрывает их характеры.
Идейно-художественное своеобразие романа Дубровский
Автор: Пушкин А.С. Принято считать, что «Дубровский» - это роман, хотя по объему «Дубровский» скорее повесть. Большое внимание в романе уделено обличению «барства дикого». Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с образом Троекурова. Изображение Троекурова – это изображение типического характера в типических обстоятельствах.
Театр как синтетический вид искусства
Театр как синтетический вид искусства .Театр заключает в себе многообразие многих форм художественного творчества, опираясь на отдельные виды искусства. Это не метафора, когда говорят о музыкальности живописи, о музыкальности архитектуры, пластичность литературных героев. Какое же различие между реально звучащим звуком музыкального инструмента и звуком, запечатленным в живописных полотнах? Для этого нам необходимо различать художественное произведение как
Каслинское чугунное литье
Недалеко от города Снежинска расположен один из старейших городов Южного Урала - Касли. Этот небольшой городок знаменит во всем мире благодаря своим изделиям, созданным по технологии чугунного литья.
Романтизм
(Франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв.
Есет Котибарулы
Введение 1 Происхождение 2 Антихивинское выступление 3 Антиколониальное выступление 4 Подавление мятежа 5 Есет батыр в исторических очерках 6 Источники
Гаагская школа живописи
— наиболее значительное художественное объединение второй половины XIX века в Нидерландах. Обозначает группу художников, живших и работавших в Гааге между 1860 и 1890 годами в стиле реализма. На гаагскую школу наиболее сильное влияние оказала барбизонская школа во Франции.
Берёзовый шелкопряд
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Питание 4 Подвиды 5 Галерея Список литературы Введение Берёзовый шелкопряд (лат. Endromis versicolora) — вид из семейства берёзовых шелкопрядов.
Сибирский рубль
Сиби́рский рубль (казначейский знак Сибирского временного правительства, «сибирки») — денежная единица, выпускавшаяся последовательно Временным Сибирским правительством, Временным Всероссийским правительством и Российским правительством Верховного Правителя адмирала А. В. Колчака в Омске в 1918—1919 годах и получившая широкое распространение на территории Поволжья, Урала, Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока и Маньчжурии.
Иван Кольцо
Ива́н Кольцо́ Кольцо́в (? — 1583) — казачий атаман, сподвижник Ермака Тимофеевича. Волжский казак. За разбои на Волге был осуждён Иваном IV на смерть; спасаясь от наказания, пришёл вместе с Ермаком к Строгановым и в 1579 отправился с ним для покорения Сибири. Кольцо участвовал во многих битвах и внёс весомый вклад в покорение царства Кучума.
Балакин, Олег Александрович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Олег Александрович Балакин — советский актёр театра и кино, 1975[1][2].
Экзотический эротизм
— художественное направление преимущественно XIX века, акцентирующее внимание на красоте женщины в экзотическом (восточном) обрамлении. Предшествующие направления эротизма использовали преимущественно античные, мифологические и библейские сюжеты, в которых подчёркивалась либо чистота и целомудренность (неоклассический эротизм) либо давался отстранённый, «холодный» взгляд на страсти, присутствующие в античных сюжетах.
Приписные крестьяне
Приписные крестьяне — в России XVII — первой половине XIX века государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых или частных заводах и фабриках, то есть прикреплённые (приписанные) к ним. В конце XVII в. и особенно в XVIII в. правительство для поддержки крупной промышленности и обеспечения её дешёвой и постоянной рабочей силой широко практиковало приписку государственных крестьян к мануфактурам на Урале и в Сибири. [1] Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определённого срока, то есть навечно.
Айгунский договор 1858
Айгунский Договор (16 мая 1858) — договор между Россией и империей Цин о границе, торговле и по другим вопросам. Договор заключили: со стороны Российской империи: генерал-губернатор Восточной Сибири, его императорского величества государя императора Александра Николаевича генерал-адъютант, генерал-лейтенант, граф Н.
Обыкновенный валёк
Обыкновенный валёк Научная классификация Латинское название Prosopium cylindraceum (Pennant, 1784) Синонимы Coregonus cylindraceus Систематика
Покорение Сибири
План Введение 1 Ход 2 Вопрос о колонизации 3 Последствия Введение Покорение Сибири — процесс заселения и освоения Сибири и Дальнего Востока русскими во второй пол. XVI-XIX веках. Традиционно считается начатым в 1580 году походом Ермака Тимофеевича с казаками, положившем конец Сибирскому Ханству. Об окончании покорения Сибири судить сложно — даже в XX веке здесь оставались неосвоенные и незаселённые территории (отдельные условно белые пятна, например, южные и восточные склоны плато Путорана на Таймыре есть и сейчас).
Декабристы
14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади построились солдаты и офицеры трех полков. В этот день войска столицы должны были давать клятву верности новому императору Николаю 1.
Восточная Сибирь
В этой работе приводятся данные о протяжённости Восточной Сибири и производственных ресурсах.
Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийск, центр Ханты-Мансийского АО, расположен в Западной Сибири, на р. Иртыш (порт), в 15 км от еe впадения в Обь. Расстояние до Москвы - 2759 км, до Тюмени - 777 км.
Аполлон
Населяет преимущественно биотопы с песчаным и известковым грунтом: в Европейской части России его излюбленные местообитания - сухие боры и перелески.
Первобытный бизон
Первобытный бизон. Около 800 тысяч лет назад в Евразии появились первобытные бизоны. В древности было несколько разных видов бизонов. Самые крупные — длиннорогие бизоны появились 200 — 100 тысяч лет назад на территории Сибири. Зрелые самцы достигали в высоту более 2 метров, при длине тела более 3 метров и весили 2 — 2,5 тонны.
Шишков В.Я.
Русский советский писатель. Главная тема творчества настоящее и прошлое Сибири.
Серафимович А.С.
Русский советский писатель. Родился в семье есаула войска Донского. Детские годы провЕл в Польше, затем в станице Усть-Медведицкой (с 1933 - г. Серафимович). В 1883-87 учился на физико-математическом факультете Петербургского университета.