Высокая
гражданственность творчества великого русского писателя Николая Васильевича
Гоголя проявилась прежде всего в разоблачении всего, что попирает свободу
человеческой личности, не дает человеку созидательно трудиться и жить.
С негодованием
говорит Гоголь о бесчеловечном вельможе из "Повести о капитане
Копейкине" ("Мертвые души"). Этот холодный равнодушный министр в
ответ на просьбу инвалида Отечественной войны 1812 года о выдаче ему пенсии
распорядился, чтобы Копейкина выселили из столицы. Не менее бездушны
представители светского общества из повести "Шинель". Разве не
достойны они обличительного слова?! Гоголя как гражданина потрясала мысль, что
вещь может быть дороже человеческой жизни, что великодушных поступков
становится все меньше и меньше.
Важное место в
творчестве Гоголя занимал "маленький человек". Гоголь, изображая
горестную жизнь простых россиян того времени, как бы предъявлял счет виновникам
такого положения личности в обществе. Виновниками же были власть имущие люди,
которые считали себя вправе не думать о каждом бедном Башмачкине. Хотя это
входит в прямую обязанность государственных людей.
По количеству
сарказма и критики, вылитой на головы казнокрадов, подхалимов, взяточников,
бюрократов, самодуров, Гоголь, по-моему, не превзойден.
Достаточно
вспомнить комедию "Ревизор", где изображено чиновничество уездного
города во главе с городничим, или поэму "Мертвые души". Оба
произведения создают широкую панораму российского общества, погрязшего в
пороках, невежестве, в преступлениях против свободы человеческой личности. Вот
почему нам так дорог великий писатель-гражданин, не захотевший мириться с
печальными явлениями русской жизни того времени.
Не только
нравственное отставание от высших идеалов, сковавшее русское дворянство,
удручало Гоголя. Сама скука паразитирующего стана имущих вызывала в Гоголе
гражданский протест.
Писатель вывел
целую галерею помещиков-уродов. До какой степени нищеты и разорения довели
своих крестьян эти Собакевичи, Маниловы, Плюшкины.
Изображая
тяжелый, бедный быт крепостных крестьян, Гоголь нещадно критикует их хозяев.
Писатель как бы говорит обществу, что нечего удивляться появлению в России
дядей Митяев и Меняев, дворовых девочек Палашек, которые не знают даже, где
лево, где право, ибо такова жизнь.
"Повесть о
том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем" развенчала
духовное убожество дворянства. "Скучно жить на этом свете, господа!"
- говорит Гоголь, заканчивая повесть о двух Иванах, запутавшихся в собственных
бессмысленных жизнях.
Однако рядом с
горькими откровениями в произведениях писателя живут и очень достойные люди.
Деспоты не смогли заглушить благородных качеств народа. Мужественных, духовно
стойких, отважных и щедрых людей показал писатель в образах Степана Пробки,
Абакума Фырова, Максима Телятникова и каретника Михеева. А какую душу не
порадуют широтой натуры, благородными устремлениями, огненными темпераментами
герои повести "Тарас Бульба"!
Прошлому и
печальному настоящему великий писатель противопоставляет великое будущее нашей
Родины: "Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека
вижу!" Так верить в свой народ и предсказывать его будущее величие мог
только великий гражданин России. А его вдохновенный, поэтический образ
птицы-тройки, которая несется вперед и перед которой "расступаются и дают
ей дорогу другие народы и государства"! Разве это восклицание не достойно
принадлежать устам великого государственного мужа!
Нам,
соотечественникам великого писателя и столь же великого гражданина России, есть
у кого учиться гражданскому чувству. Это обращаясь к нам в будущее. Гоголь
говорил: "Забирайте с собой в путь, выходя из мягких лет юности в суровое,
ожесточающее мужество, собирайте с собой все человеческие движения, не
оставляйте их на дороге, не подымете потом".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта ilib/
Другие работы по теме:
Гражданский иск в суде РФ
Гражданский иск в уголовном процессе Задачи уголовного процесса не исчерпываются установлением виновного и его наказанием, но и включают устранение последствий преступления, в том числе связанных с нарушением имущественных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций. Одним из средств, направленных на устранение преступных последствий в виде имущественного ущерба, является гражданский иск в уголовном процессе.
Гоголь н. в. - Смех сквозь слезы в поэме н. в. гоголя
Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя его поэма. Мертвые души просты по сюжету прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна.
Творчество Гоголя как явление
Художественные особенности произведений Н.В. Гоголя и его социально-философские и религиозно-нравственные идеи не могут быть адекватно осмыслены без правильного учета национального контекста его творчества.
Анализ сцены вранья в комедии Гоголя Ревизор
Сцена вранья в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» занимает кульминационное место. Хлестакова привезли в дом Городничего, вкусно покормили и напоили. До этого он, полуголодный, собирался идти в тюрьму, но сейчас он не понимает, почему произошла такая перемена, и не задумывается над этим. Он не способен анализировать события.
Образ автора в поэме Гоголя Мертвые души
Поэма «Мертвые души» — центральное произведение творчества Н.В. Гоголя. Особую роль в нем играет образ автора. Это не пассивный повествователь, а мудрый собеседник, которому просто необходимо вести неспешный разговор с читателем. В предисловии ко второму изданию «Мертвых душ» автор просит читателя помочь ему.
Единство сатирического и лирического в поэме Гоголя Мертвые души
Казна творчества Николая Васильевича Гоголя собиралась на народной почве. Именно поэтому его произведения преисполнены в то же время и гневом, и любвью. Эти парадоксальные противоречия прослеживаются в течение всего произведения. Ведь противоречивым является уже то, что поэма имеет название «Мертвые души», то, что сатирическое и лирическое в ней выступает в единстве.
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя Ревизор
Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что «оригиналы» большинства персонажей его комедии «всегда почти находятся перед глазами». А о Хлестакове писатель говорит, что это «тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым.
Фольклорные элементы в повести Николая Гоголя Тарас Бульба
Повесть – это излюбленный жанр Николая Васильевича Гоголя. Образ главного героя повести «Тарас Бульба» создан на основе образов выдающихся деятелей национально‑освободительного движения украинского народа – Наливайко, Тараса Трясыло, Лобода, Гуня, Остраница и др. В повести «Тарас Бульба» писатель создал образ простого свободолюбивого украинского народа.
Смех сквозь слезы в поэме Гоголя Мертвые души 2
Смех сквозь слезы в поэме Гоголя Мертвые души Одной из главных особенностей творчества Н. В. Гоголя является юмор. Луначарский назвал Гоголя «царем русского смеха». Отвергая «беспутный» смех, рождающийся «от бездельной пустоты праздного времени», Гоголь признавал лишь смех, «родившийся от любви к человеку».
Герои поэмы Гоголя Мёртвые души
Автор: Гоголь Н.В. Среди иллюстраторов Гоголя первое место в 40-е годы занимает, бесспорно, А. А. Агин, автор классических «ста рисунков» к «Мёртвым душам». Он приступил к изданию этих иллюстраций в 1846 году. «Браться за типы, созданные этим великим мастером, страшно»,— писал об иллюстрировании Гоголя И.
Характеристика произведения Н.В Гоголя Мёртвые души
Характеристика произведения Н.В Гоголя "Мёртвые души" Автор: Гоголь Н.В. В 1835 году Н.В. Гоголь начал работать над поэмой "Мёртвые души". Первоначально идея Гоголя-"показать хотя бы с одного бока всю Русь" постепенно перерастает в замысел, автор начинает:"Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже всё поколение к прекрасному пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости".
Анализ стихотворения В.Маяковского
Автор: Маяковский В.В. Стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» написано в 1926 году. Оно является примером гражданской лирики. Лирическое чувство и гражданский пафос в нем нераздельны. Конкретный случай – встреча с пароходом, носящим имя героически погибшего чекиста, которого лично знал Маяковский, - побуждает поэта к размышлениям о подвиге и героизме, об ответственности человека за судьбы революции.
Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Образ Плюшкина в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость, опустошение. По описанию Гоголя имение Плюшкина приобретает зловещий характер, невольно по спине пробегают мурашки. Когда я читал 6 главу, у меня было чувство, что в имении Плюшкина произошло какое-то бедствие.
Образ матери в повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба
Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Автор: Гоголь Н.В. В повести «Тарас Бульба» Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Большое внимание он уделил сыновьям Тараса, Остапу и Андрею. И совсем немного написал о их матери.
Творчество И.А.Гончарова
Иван Александрович Гончаров (1812 - 1891) уже при жизни приобрел прочную репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической литературы.
Гражданственность творчества Гоголя
Гражданственность творчества проявилась в разоблачении всего, что попирает свободу человеческой личности, не дает человеку созидательно трудиться и жить.
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия
Н. В. Гоголя глубоко интересовала история Малороссии, хотя отношение к политической и культурной роли украинцев было неоднозначным в разные периоды творчества: от восхищения и больших надежд до пессимизма.
Григорьев А. А.
Свою эстетику Григорьев создавал под влиянием философов-идеалистов Ф. Шеллинга и Т. Карлейля. Основной пафос "органической критики" Григорьева - защита в искусстве "мысли сердечной", синтеза мысли и души художника.
Смех благородное лицо в комедии Гоголя Ревизор
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» – сатирическое произведение. Поэтому в нем ярко выражено критическое отношение автора к современному обществу, его социальным проблемам, а также нравственные проблемы, раскрывающиеся на примере характеров героев.
Образ Украины в творчестве Гоголя
Николай Гоголь — гениальный русский писатель, но истоки его творчества — в украинской культуре. Украинец по происхождению, он из детства хорошо знал украинские сказки, песни и были. Именно они насыщали его воображение, которое создало прекрасные «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».
Чем отличается русский человек от иностранца эссе по отрывку из Мёртвых душ Гоголя
"Чем отличается русский человек от иностранца" (эссе по отрывку из "Мёртвых душ" Гоголя) Автор: Гоголь Н.В. По мнению Гоголя, русский человек, в отличие от иностранцев, многогранен: одна сторона у него приготовлена для банкетов и официальных торжеств, другая – для простых вечеринок, ещё одна – для общения с высшими чинами… «Перечислить нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения» - утверждает Гоголь.
Значение и анализ произведений Гоголя Арабески.
Автор: Гоголь Н.В. Содержание сборника «Арабески» разнообразное: сюда вошли статьи по литературе, по истории, по живописи и архитектуре и три художественных произведения: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего».
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Отец литературного героя даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который настолько западает отпрыску в душу, что предопределит будущую его судьбу. Выше всего на свете главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков ставит деньги и всю жизнь посвятит сколачиванию капитала.
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма "Мертвые души" просты по сюжету, прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха.
Хлестаков в комедии Гоголя Ревизор
Хлестаков в комедии Гоголя "Ревизор" Автор: Гоголь Н.В. Хлестаков – главный герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Он – ничтожный, глупый, пустой человек, виновник необычных событий, охвативших весь город Н.
Взгляды на творчество Гоголя
Полтора столетия ведутся ожесточенные споры о Гоголе. Сталкиваются противоположные взгляды на творчество писателя, его вклад в литературу, особенности его реализма.
Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя Ревизор
Автор: Гоголь Н.В. События комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» происходят в 1831 году в некотором уездном городе. Как сказал о нем городничий «Да, отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Это обычный, ничем не отличающийся от других городов, город.
Франсуа Буше
Text Text Во второй половине 50-х годов 18 столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос. Творческий кризис Буше отражает деградацию стиля рококо, вызванную общим упадком аристократической культуры.
Андреев-Бурлак, Василий Николаевич
Василий Николаевич Андреев-Бурлак (наст. фамилия Андреев ; 1 января 1843, Симбирск, ныне Ульяновск — 10 мая 1888, Казань) — русский актёр, чтец и писатель.
Бордуков, Александр Сергеевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Александр Сергеевич Бордуков (род. 1946) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, заслуженный артист России.